Формирование позиции Пушкина в жизни и её проявление в поэзии 9 страница



Не озаряла трудный путь…

И, наконец, особой выразительностью отличается язык поэмы: автор удачно сочетает нейтральный и разговорный пласты речи для рассказа о событиях и поступках и высокий, выспренний стиль, слова и выражения для описаний и передачи чувств.

Б

1. Укажите четыре типа поэтических текстов в поэме. Приведите примеры из текста поэмы. Какое значение имеет сочетание этих типов?

2. Почему в тексте утверждается, что «Мцыри» - философская поэма?

3. Какова роль изображения картин природы в поэме?

4. Охарактеризуйте ведущие поэтические интонации «Мцыри». Как они связаны с содержанием произведения?

5. В чём заключается особенность языка поэмы?

 

Проза М.Ю.Лермонтова

В первые годы своего творческого пути Лермонтов не напечатал ни одного произведения, что свидетельствует о большой требовательности молодого поэта к себе. Впервые его произведение, поэма «Хаджи Абрек», было опубликовано в 1835 г. без ведома Лермонтова, а ведь он к этому моменту сочинял стихи и прозу уже более 6 лет. Если первые стихотворения Лермонтов пишет в 1828 г., а многие юношеские поэмы и драмы написаны в 1830-1831 гг., то первое прозаическое произведение он начинает создавать в 1832 г. Это был роман, так и оставшийся незавершённым. Его рукопись обнаружили через значительное время  после смерти Лермонтова и опубликовали в 1873 г. под названием «Вадим».

Второе крупное прозаическое произведение относится к 1836-1838 гг., это был также незаконченный роман - «Княгиня Лиговская». Роман был опубликован в 1882 г., когда его автор уже давно стал классиком русской литературы. Интересно, что критики многие годы писали о творчестве Лермонтова, не имея представления о его первых романах.

Если время действия романа «Вадим» отнесено в 1773 г. – начало Пугачевского бунта, то события «Княгини Лиговской» происходят в 1830е гг., во время пребывания Лермонтова в Петербурге, его учёбы в Юнкерской школе и первых лет офицерской службы. Герой романа – молодой аристократ Жорж Печорин, прообраз будущего героя романа Лермонтова «Герой нашего времени» - Григория Александровича Печорина.

Вершиной прозы Лермонтова явился роман «Герой нашего времени», начатый в 1837 г. и опубликованный в апреле 1840 г., в то время когда заканчивалось следствие по делу о дуэли Лермонтова с Барантом. Роман стал первым оригинальным русским романом в прозе, совместившим все основные типы романов этого литературного времени. Произведение состоит из пяти повестей, работа над которыми велась с 1837 г. Писатель создавал будущий роман, начиная с повестей «Княжна Мери» и «Фаталист», хотя, в тот момент, ещё и не думая об их объединении. Это были зарисовки об общем для них герое – Печорине, проходящем через разные приключения в своей жизни. Последовательность работы над романом можно проследить по очерёдности публикации её отдельных повестей. Первой была напечатана повесть «Бэла» в марте 1839 г., второй – «Фаталист» в сентябре 1839 г. Примечательно, что первыми Лермонтов подготовил к печати первую и последнюю повести будущего романа, наметив тем самым его кольцевую композицию: рассказ о Печорине начинается с истории о Бэле, когда Печорин служил в крепости за Тереком, и заканчивается тем же временем, поскольку в конце повести «Фаталист» герой снова возвращается в крепость. Третьей опубликованной повестью романа стала «Тамань» - в феврале 1840 г. Это и третья по порядку повесть в романе. Все три повести были опубликованы в одном журнале, который был в то время одним из самых влиятельных в России, - «Отечественных записках». В 1840 г. две оставшиеся повести – «Максим Максимыч» и «Княжна Мери» заняли соответственно второе и четвёртое порядковые места в романе, то есть объединили первые три повести, и таким образом произведение обрело целостный вид. В первом издании романа 1840 г. перед тремя последними повестями, объединёнными автором в «Журнал Печорина», появилось предисловие. Однако полностью роман был закончен  ко второму прижизненному изданию в мае 1841 г.: было добавлено второе предисловие, теперь уже ко всему роману.

Б

1. Назовите основные темы ранних прозаических произведений Лермонтова.

2. Соотнесите даты создания повестей, входящих в роман «Герой нашего времени», с их названиями:

Март 1839 Фаталист
Сентябрь 1839 Тамань
Февраль 1840 Журнал Печорина
1840 Предисловие к роману
Май 1841 Максим Максимыч
  Княжна Мери
  Бэла

 

–—

Прочитайте роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» и выполните задания:

К повести «Бэла»:

1. Что означала для Печорина любовь к Бэле?

2. Почему эта любовь закончилась трагически?

3. Можно ли было предвидеть по началу отношений трагическую развязку? Отвечая на вопрос, опирайтесь на текст.

4. Кто, на ваш взгляд, виноват в гибели Бэлы?

 

К повести «Максим Максимыч:

1. Почему Печорин был холоден с Максимом Максимычем?

2. Как объясняет Максим Максимыч холодность Печорина? Дайте ответ, опираясь на текст.

3. Совпадает ли авторская позиция с позицией Максима Максимыча?

 

К повести «Тамань»:

1. Что представляет собой личность молодого Печорина?

2. Меняется ли отношение героя к обитателям «нечистого места» в ходе повести? Ответьте, опираясь на текст.

 

К повести «Княжна Мери»:

1. Зачем Печорин ведёт дневник?

2. Был ли поединок с Грушницким неизбежен? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Почему, «читая в душе друг друга», Печорин и Вернер не становятся друзьями?

4. Зачем Печорин затевает интригу с Мери?

5. Почему Мери говорит, что Печорин «хуже убийцы»?

6. Чем похожи и чем различаются княгиня Вера и княжна Мери? К каким выводам вас приводит сопоставление героинь?

 

К повести «Фаталист»:

1. Почему именно эта повесть завершает роман?

2. Чем она не похожа на все предшествующие повести?

3. Почему Вулич назван «существом особенным»?

4. К кому относится название повести? Обоснуйте свою точку зрения.

К роману в целом:

1. Докажите, что «Герой нашего времени» – психологический роман.

2. Ю.М. Лотман утверждал, что «все характеры романа сходятся к центральному образу Печорина как радиусы к центру круга. Однако одни из них соотнесены с ним по контрасту, оттеняя собой своеобразие души Печорина, другие же - по сходству…». Укажите этих героев.

 

Д

Ниже приведена характеристика героев романа, данная В.Г. Белинским. В чём вы согласны с критиком, в чём нет? Обоснуйте свою точку зрения.

Максим Максимыч: «Тип старого кавказского служаки... умственный кругозор очень ограничен... Какое теплое, благородное, даже нежное сердце бьется в железной груди!»

Бэла: «Одна из тех глубоких женских натур, которые полюбят мужчину тотчас, как увидят его… уже не могут больше принадлежать ни другому, ни самим себе».

Грушницкий: «Производить эффект – его страсть… В … душе часто много добрых свойств, но ни на грош поэзии».

Мери: «Эта девушка неглупая, но и не пустая. Её направление несколько идеально: ей мало любить человека, к которому влекло бы её чувство, непременно надо, чтобы он был несчастен и ходил в толстой серой солдатской шинели».

Вера: «Лицо Веры особенно неуловимо и неопределенно. Это скорее сатира на женщину, чем женщина».

Печорин: «Его беспокойный дух требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интереса в жизни... В этом человеке есть сила духа и могущество воли. В самом деле, в нем два человека: первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них, или, лучше сказать, осуждает их, потому что они действительно достойны осуждения. Причины раздвоения натуры... -  противоречие между глубокостью натуры и жалкостью действий одного и того же человека».

—–

 

Герой романа «Герой нашего времени»

Проблема героя является центральной в романе, на что указывает его название – «Герой нашего времени». Однако в процессе создания роман назывался по-другому - «Один из героев начала века». Различие между этими названиями имеет принципиальный характер. Если бы Лермонтов оставил черновое название, его герой был бы поставлен в ряд многих других. Печорин же, как утверждал автор в окончательном варианте названия, обобщает тип современного героя, вбирая в себя черты персонажей предшествующей литературы начиная с немецких писателей Гёте и Шиллера, английских – Байрона и Вальтер Скотта, французских романтиков Р.Шатобриана и В.Гюго и, конечно, русских писателей А.С.Грибоедова, Пушкина и других.

Григорий Александрович Печорин – представитель своего времени, тип героя, в котором отразились эпохальные перемены, происшедшие в мире за 50 лет истории, разделивших прежнее время XVIII в. и новое – XIX-го в. Эти перемены затронули мировоззрение нового человека, его жизненные ценности, вывели на иной уровень отношения личности и общества, сделали внутреннюю жизнь человека глубокой и богатой. Лермонтовский герой стал в этом отношении героем, подводящем черту под процессом формирования нового человека.

В обществе естественно возникала ситуация, когда отдельные наиболее талантливые личности опережали в своём развитии и поведении значительную часть общества, инертную и отстающую от темпа перемен. Они часто не могли найти себя в общей жизни, из взгляды и позиция вызывали подозрение, и консервативное общество зачастую отторгало их от себя, защищая таким образом привычный и устойчивый образ жизни. В этих обстоятельствах рождалась литература о «лишних людях». Поначалу героями были романтические личности, изгнанные обществом или бежавшие от него, что объясняет такую распространенность в романтизме мотивов бегства и изгнанничества. Позже причины разрыва личности и общества стали изображаться более объективно, то есть реалистически, учитывая социальную природу и психологию человека.

Произведения о «лишних людях» многочисленны. «Лишними» можно считать ещё Гётевского Вертера или Байроновского Чайльд-Гарольда, однако в русской литературе это особый тип героя. Термин «лишние люди» возник значительно позже самого литературного явления. Вернее, явление было отмечено ещё Пушкиным в черновых вариантах «Евгения Онегина», а словосочетание стало популярным после «Дневника лишнего человека» (1850) И.С.Тургенева.

«Лишних людей» в русской литературе традиционно представляли триадой героев - Чацкий, Онегин, Печорин. «Лишний человек» – это тип героя-дворянина, отчуждённого от своей социальной среды, то есть фигура, отражающая исторические реалии. Тем не менее, называя этих героев «лишними людьми», следует помнить, что подобное полутерминологическое определение значительно сужает сложность и богатство этих образов.

Тенденция воспринимать литературный образ сужено, то есть механически переносить его в условия и обстоятельства реальной личной жизни читателя и критика, проявилась сразу же после выхода романа «Герой нашего времени». Героя попросту не «узнали», понимая его как прославление безнравственности, гордыни или клевету на добропорядочное общество и его мораль. Более тонкие читатели, такие как В.Г.Белинский, видели в Печорине «болезнь времени», но не в полной мере осознавали, что Печорин – это не отдельный человек, а литературный тип. Такое восприятие романа побудило Лермонтова написать «разъяснение» в Предисловии ко второму прижизненному изданию 1841 г.: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

При анализе образа главного героя романа следует исходить из соображения, что Печорин – это человек, представительствующий за всех. Это означает, что в этом герое мы непременно обнаружим черты, свойственные нашему поведению, как поведению  частных людей  и как членов общества, то есть в социально-историческом контексте, а также поступки и выбор, присущие человеку любого исторического времени. На этих трёх уровнях и следует понимать Печорина, и если мы предпочтём один уровень чтения другому, то непременно исказим мысль, которую вкладывал автор в своё произведение.

Б

1. Почему Лермонтов отказался от первоначального названия романа?

2. Объясните  понятие «лишние люди». Какие персонажи зарубежной и русской литературы относятся к этому типу героев?

3. Назовите три уровня понимания образа Печорина.

 

Конфликт романа «Герой нашего времени»

Трудно рассматривать общий конфликт романа, не обратившись сначала к конфликтам повестей, его составляющих. Определение общего конфликта приводит нас к пониманию единства идеи романа. Главными при анализе произведения являются три  проблемы: герой, структура романа, его идея.

Роман состоит из пяти повестей и двух предисловий – к роману и к «Журналу Печорина». Расположены повести в следующем порядке: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Обратите внимание, что ни в одном из названий повестей не упоминается имя Печорина, хотя он является главным героем каждой из них. И само название романа вводит скорее обобщенное понятие, чем представление о конкретном человеке. Следовательно, Лермонтов, прибегая к этому способу называния произведения и его частей, хочет подчеркнуть большую важность проблематики книги по сравнению с её героем. Обратимся к отдельным повестям и конфликтам, их организующим.

Б

Объясните, почему в названии романа и повестей, входящих в него, не упоминается имя главного героя. 

 

Повесть «Бэла»

Повесть «Бэла» написана на основе распространенного романтического сюжета – «любовь европейца и дикарки», встречавшегося у Байрона и других современных Лермонтову авторов. Лермонтов развивает этот сюжет, достоверно изображая его культурную и историческую среду, поэтому конфликт в повести предстает на разных уровнях. Прежде всего, это общий конфликт цивилизации и дикости, культуры и наивности, развитой государственности и племенного уклада жизни, утонченности и простых нравов, столкновение воли отдельного человека и устойчивых правил и обычаев группы  людей.

Основные конфликтные линии повести группируются вокруг главного героя: Печорин – Бэла, Печорин – горцы (Казбич и Азамат), Печорин – Максим Максимыч.

Главная конфликтная линия представлена историей любви Печорина и Бэлы. Возможны два подхода к её толкованию: с одной стороны, в ней проявляется установка автора на утверждение естественного права любви, свободного от национальных запретов, социальных ограничений, культурных различий и условностей. Трагическая развязка истории говорит о том, что любыми условиями можно пренебречь, но невозможно сделать это безнаказанно. Другой взгляд на историю любви Печорина и Бэлы носит общекультурный и философский характер. Дело в том, что Печорин совершает дерзкую попытку, вырвав Бэлу из условий её традиционной жизни, «создать» любовь. В поступке Печорина сказалась ситуация «похищения любви», которая встречается на всех этапах культурного развития человека начиная с похищения Елены Прекрасной, послужившим поводом к Троянской войне.

Б

Охарактеризуйте особенности проблематики повести.

 

Повесть «Максим Максимыч»

Повесть «Максим Максимыч» по своей роли в структуре романа выполняет связующую функцию: она соединяет повесть «Бэла» и «Журнал Печорина» как в сюжетном, так и в идейном плане. Печорин, расставшись с Максимом Максимычем в предыдущей повести, вскоре встречает его во Владикавказе, где и разворачивается короткое действие главы-связки. Там он получает от штабс-капитана тетради с записками Печорина, легшими в основу «Журнала Печорина».

Меняется стилевая атмосфера повествования: если в «Бэле» события описываются на традиционно романтическом фоне при сохранении реалистической трезвости в описании характеров и событий, то повесть «Максим Максимыч» реалистична и по стилю, и по предмету изображения. В ней показана встреча Странствующего литератора, слушателя истории о Печорине и Бэле, Максима Максимыча и самого Печорина. Эта встреча знаменательна и тем, что в ней по воле автора сошлись вместе все три повествователя в романе, то есть как бы пересеклись три взгляда на мир, три ракурса.

Идейная сторона романа подчёркнута странностью в поведении Печорина. Во-первых, читателя неприятно удивляет, что Печорин не спешит увидеть Максима Максимыча. Вторая странность проявляется в безразличии, отчуждённости Печорина от происходящего, а также в настойчивом упоминании в повести Персии, куда направляется  герой. И, наконец, третья странность заключается в той лёгкости, с которой Печорин отказывается от своих записок, столь откровенно раскрывающих интимные стороны его души.

Между тем все странности имеют объяснение. Во-первых, Печорин бессознательно уклоняется от встречи с Максимом Максимычем, потому что не хочет напоминаний о трагической истории своей любви, к тому же он явно испытывает острое чувство вины. Вспомним текст: едва Максим Максимыч освоился, он сразу задал Печорину болезненный для того вопрос:

- А помните наше житье-бытье в крепости?... Славная страна для охоты!.. Ведь вы были страстный охотник стрелять… А Бэла?..

Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся..

- Да, помню! – сказал он, почти тотчас принуждённо зевнув…

Выбор Персии для путешествия тоже не случаен. Название страны звучит трижды, автор подчёркивает недоумение Максима Максимыча по этому поводу. Дело в том, что для культурного русского читателя того времени любое упоминание Персии несло трагический оттенок, вызывая в памяти гибель Грибоедова. Таким образом  Лермонтов включает Печорина в драматический ряд русских дворян-интеллигентов, объединённых общей судьбой. Слова Печорина: «Еду в Персию – и дальше…» - можно понять так, что герой едет навстречу неизбежной смерти. А легкость, с которой Печорина оставляет свои записки, свидетельствует о том, что он отчуждён от жизни, от людей и себя самого, поэтому они для него словно дневник другого человека, чьи откровения не имеют к нему никакого отношения.

Б

1. Какую роль играет повесть в структуре романа?

2. Почему Печорин не дорожит своим дневником?

 

«Журнал Печорина»

В «Предисловии» к «Журналу Печорина» есть два тезиса, которые следует помнить при чтении самого журнала. Первый – это заявление об искренности автора записок, что означает достоверность описаний без скидок на субъективность пишущего. Второй тезис, пользуясь словами самого  Лермонтова, характеризующего содержание книги, заключается в том, что «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Это заявление означает, что с «Журнала…» в романе начинается «история души человеческой».

Б

Какое значение имеет журнал для понимания идеи романа и образа главного героя?

 

Повесть «Тамань»

«Тамань» - самая таинственная и поэтическая повесть романа. Идейное значение повести определяется не сразу, поскольку читателя захватывают загадочные события, завораживает лунный свет и морская атмосфера, посреди которой они происходят. Привлекает изобразительная техника, использованная в «Тамани», автор словно не столько использует слова, сколько графически вычерчивает пейзаж, героев, действия. Удаётся Лермонтову и мастерское звуковое оформление текста: мы слышим шум  волнующегося море, странные интонации реплик девушки-ундины, одинокий плач слепого мальчика.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 570; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!