Формирование позиции Пушкина в жизни и её проявление в поэзии 10 страница



Две черты определяют образ героя в повести: странничество и любопытство. Герой едет из Петербурга на Кавказ, в действующий военный отряд. Он называет себя «странствующим офицером», что указывает на противоречивое самоощущение героя, поскольку если офицер едет по «казённой надобности» в отряд, то он не странствует, а выполняет приказ. «Странствующий» - это состояние души героя, он хочет освободиться от оков душного рутинного существования и, конечно, он ищет полной жизни, насыщенной любовью и настоящей деятельностью. Любопытство героя выступает своего рода «двигателем» развития сюжетного действия и объясняется его стремлением увидеть в новом для себя месте иную жизнь, получить ответ на её загадки. Поэтому, например, герой не может заснуть, когда все спят, он следует за слепым мальчик, вторгается в тайную жизнь контрабандистов.

Конфликт в повести проходит по двум линиям: Печорин и мир регламентированной, казённой жизни, представленный военным гарнизоном; и Печорин и мир вольницы, здесь воровской и разбойничьей, в котором действует шайка контрабандистов.

В «Тамани» герой последовательно проникает в сферы, которые первоначально были для него скрыты. В тексте дважды приводится фраза «так прошло около часу», разделяющая повесть на три части. Поначалу герой попадает в обычный городок, «самый скверный городишко из всех приморских городов России». Кажется, в нём нет ничего загадочного – только «грязные переулки» и «ветхие заборы». Герой сам напрашивается на странное место для ночлега, закричав на десятника: «Веди меня куда-нибудь, разбойник! Хоть к чорту, только к месту!» Именно в том месте, в хате на «самом берегу моря» героя ожидали необычные впечатления. Там он узнаёт о том, что оказался рядом с контрабандистами. Однако и это открытие не стало для героя окончательным – знакомство с причудливой девушкой, черноморской казачкой, в которой он видит балладно-фольклорный образ ундины-русалки, открывает перед ним следующую грань таинственного мира Тамани. 

В повести изображены разные пласты мира и для каждого из них Лермонтов выбирает свой стиль и жанр. Обычный «скверный городишко» Тамань показан реалистически, без прикрас, каким он предстал перед усталым офицером. Сюжетная часть, в которой приоткрывается тайна шайки контрабандистов, соответствует жанру «разбойничьей повести» и выполнена с использованием характерных для неё приемов в обрисовке характеров и обстановки. Третья же часть, главную роль в которой играет девушка-ундина пронизана фольклорно-мифологическими мотивами, углубляя мифопоэтический характер повести.

Б

Назовите две главные черты личности Печорина, проявивишиеся в этой повести.

 

Повесть «Княжна Мери»

Повесть «Княжна Мери» следует за «Таманью», в ней рассказывается о событиях сорокадневного пребывания Печорина на целебных водах в Пятигорске и Кисловодске. Интересно, что если основные происшествия в «Тамани» происходили ночью, то повесть «Княжна Мери» начинается в 5 часов утра (кстати, в 5 часов утра герой возвращается домой в конце повести, не догнав свою возлюбленную – Веру). Таким образом, начало повести связано с утром и надеждой на обновление, которое Печорин ожидает найти в любви и дружбе, конец – с разочарованием и потерями, в которых, по мысли Лермонтова, повинен не только сам герой, но ошибки, свойственные всем людям.

В произведении пять главных героев: Печорин, Грушницкий и доктор Вернер, княжна Мери и Вера. Отношения между распределены следующим образом: у Печорина с двумя героями сложились доверительные отношения, это «конфиденты» - Вера и доктор Вернер (именно они в конце покидают Печорина), двое других выступают как противники героя, «оппоненты» - княжна Мери, любви которой добивается Печорин, и Грушницкий, соперничающий с ним и способный на убийство (в конце Печорин оставляет княжну Мери и убивает Грушницкого на дуэли). Таким образом, сюжет повести формирует любовный конфликт как соперничество (Печорин – княжна), подчинённость (Печорин – Вера) и конфликт вражды-дружбы как ненависть (Печорин – Грушницкий) и уступчивость (Печорин – доктор Вернер).

Центральная интрига повести состоит в обольщении Печориным княжны Мери с целью влюбить её в себя. Поведение Печорина в отношении девушки традиционно считается эгоистическим и безнравственным, а отношение к Вере – использованием её любви к нему. На обычном, бытовом и отчасти психологическом уровне подхода к сюжету эта точка зрения оправдана. Однако поскольку Лермонтов через этот сюжет  решает не только вопросы житейской морали, но и глубинные проблемы, связанные с пониманием сущности любви, то при осмыслении повести нужно не обвинять героя или оправдывать его, а постараться понять, какие именно проблемы поднимает автор и какую идею стремится выразить. Так, в записи Печорина от 3-го июня мы читаем: «Вера меня любит больше, чем княжна Мери будет любить когда-нибудь», и это замечание героя говорит о его сомнениях относительно истинной любви.

Обращает на себя внимание сходство последних фраз Грушницкого и княжны Мери, обращённых к Печорину. Грушницкий говорит: «Я себя презираю, а вас ненавижу», а княжна Мери - «Я вас ненавижу». Складывается впечатление, что цель интриги Печорина в отношении бывшего юнкера и молоденькой княжны в том и состояла, чтобы услышать слова ненависти. Финал повести, безусловно связан с фразами, произнесёнными Грушницким и Печориным в её начале. Грушницкий, приняв картинную позу, громко говорит по-французски, чтобы его услышала княжна: «Мой милый, я ненавижу людей для того, чтобы не презирать их, ибо иначе жизнь была бы слишком отвратительным фарсом»; Печорин через время ему отвечает также по-французски похожей фразой: «Мой милый, я презираю женщин, чтобы их не любить, ибо иначе жизнь была бы слишком смехотворной мелодрамой». Из этих высказываний следует, что основные чувства, обозначающие в повести отношения между людьми – это презрение, ненависть, любовь.

Повесть написана по законам драмы, как если бы предназначалась для постановки на сцене. Дневниковые записи, которые ведёт герой, напоминают театральные явления, природный ландшафт – театр, ключевые места действия (колодец, квартира Печорина, горы) - декорации сцены. Названы также жанры разыгрываемых спектаклей: комедия, фарс, мелодрама. Текст повести выполнен в двух литературных формах: дневник и воспоминания. Дневниковые записи покрывают все дни повести, и только последние три дня представлены в виде воспоминаний, запечатлевающих события как трагедию жизни Печорина: он теряет всё, на что надеялся – любовь и дружбу.

Б

1. Действие повести начинается утром. В чем символическое значение этого начала?

2. Какую роль в системе образов и идейном содержании повести играют Грушницкий и доктор Вернер?

3. Докажите, что повесть создана по законам драмы.

 

Повесть «Фаталист»

Повесть «Фаталист» завершает роман, однако точка, которую автор ставит в её конце, мнимая, поскольку герой в финале романа опять оказывается в крепости, словно бы вновь начиная свой романный путь. Кольцевая композиция – намеренный приём, призванный замкнуть повествование в круг, сделать разговор о человеке бесконечным. Таким образом Лермонтов достигает эффекта представления героя, с одной стороны,  как человека конкретного и, с другой, - как человека вечного, родового.

Неудивительно, что последняя повесть поднимает вечные вопросы жизни человека, прежде всего судьбы и отношения к ней, и носит философский характер. Главный вопрос, касающийся отношения человека к судьбе, показан как проблема выбора позиции в жизни: безвольно и слепо подчиняться обстоятельствам жизни или активно противостоять пагубным условиям существования, проявлять волю к жизнеутверждающему действию. Если принимать во внимание трагический финал «Княжны Мери», то возникает проблема дальнейшего решения героя: как жить, что ему, потерявшему надежду на дружбу и любовь, делать в жизни? Этот вопрос одновременно и жизненный для героя, и философский для смысла повести; его можно сформулировать так: принимать или не принимать жизнь? Обе проблемы (жизненная позиция и приятие/неприятие жизни) легли в основу сюжета, они определяют его философский характер.

Повесть «Фаталист» чётко разделяется на экспозицию, основную часть и финал. В экспозиции представлен разговор-спор офицеров о существовании предопределения или судьбы в жизни человека, в нём очерчен круг главных вопросов, которые возникают у человека, когда речь заходит о судьбе. Этих вопросов пять, они высказаны персонажем, таинственно названным «кто-то»: во-первых, существует ли предопределение; во-вторых, кто может подтвердить это; в-третьих, известен ли час смерти человека; в-четвёртых, зачем человеку даны воля и рассудок; в-пятых, ответствен ли человек за свои поступки. Ответы на них должны быть даны в ходе самой повести и в её финале.

Поскольку в философской концепции повести возможны две позиции, то и системе её образов представлены два главных героя: Печорин и Вулич. Оба героя в повести испытывают судьбу, только Вулич поступает бессмысленно, подвергая свою жизнь неоправданному риску, можно даже сказать, передоверяя её неизвестной силе. Стреляя себе в голову, Вулич, по сути, совершает самоубийство, поскольку не борется за жизнь и готов от неё отказаться. Печорин же испытывает судьбу, предпринимая все возможные предосторожности, чтобы уменьшить риск, но даже в этом случае он мог поплатиться жизнью. Если сопоставить оба испытания во всех деталях, а большинство из них нарочито составляют пары для сравнения, то можно прийти к выводу, что Вулич отказывается от жизни в страхе перед ней, Печорин, напротив, принимает жизнь во всей её сложности и непредсказуемости. В центре повести помещён ключевой эпизод убийства Вулича. Его смерть, безусловно, является следствием безумного эксперимента с выстрелом себе в голову. Обратим внимание на деталь, совпадающую с «Пиковой дамой», - Пушкин выбирает героем обрусевшего немца, Лермонтов – серба. Видимо, оба писателя хотели подчеркнуть, что поведение их героев не является исконно русским, свойственным православному сознанию.

Финал «Фаталиста» разделён на две части. В первой Печорин рассуждает о происшедшем, и в ходе его рассуждений даются ответы на вопросы, поставленные в начале. «После всего этого, как бы, кажется, не сделаться фаталистом?» - спрашивает герой, и сама форма, в которой задан вопрос, является одновременно и ответом на него: герой мог, но не стал фаталистом. Второй вопрос: «но кто знает наверное, убеждён ли он в чем или нет?» - заключает в себе потребность в достоверном знании, и автор далее предупреждает о его невозможности из-за «обмана чувств или промаха рассудка». Автор словами Печорина утверждает смелость и решительность человека перед неизвестностью. И, наконец, Печорин принимает смерть как закон жизни: «Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь». Эти рассуждения героя подводят итог повести, но с другой стороны, они связаны с проблематикой всего произведения.

Во второй части финала к сомнениям и рассуждениям Печорина присоединяется Максим Максимыч. Печорин рассказывает пожилому штабс-капитану о происшествии в станице, и тот, польщённый тем, что Печорин интересуется его мнением, проявляет в своём рассуждении простой здравый смысл. Максим Максимыч не может ничего сказать об испытании судьбы Вуличем, потому что для его здравого рассудка оно бессмысленно, поэтому он отвлекается на рассуждения о черкесских курках, винтовках и шашках. Что же касается нелепой смерти Вулича, Максим Максимыч произносит, казалось бы, фаталистическое суждение: «Впрочем, видно, уж так у него на роду было написано…» На деле же этот вывод можно  понимать таким образом: если человек ведёт себя нелепо, то и судьба ему суждена такая же нелепая.

Б

1. Объясните значение кольцевой композиции в романе.

2. Охарактеризуйте  главный философский вопрос повести?

3. Какие грани ведущей философской проблемы повести отражают её герои – Печорин и Вулич?

4. Является ли Печорин, на ваш взгляд, фаталистом? Выберите форму ответа: развернутый устный ответ, развернутый письменный ответ.

 

Сюжет, композиция, жанр романа «Герой нашего времени»

Сюжет романа «Герой нашего времени» строится на основных темах, объединяющих всё произведение: тема родины, души человека, любви, общества, судьбы, истории, войны. В каждой из повестей романа эти темы так или иначе переплетаются.

Основной составляющей сюжета повестей и романа являются место действия, общественная и национальная среда, историческая обстановка. Конфликты повестей рождаются в тесной связи с реальностью созданного художественного мира. Так, любовный конфликт, история любви Печорина и Бэлы, как бы высоко и абстрактно мы о ней ни рассуждали, изображена во всей исторической и национальной конкретности, психологически верно, с вниманием к социальным нюансам отношений героев. Повесть «Тамань» представляет точную художественную картину нравов приморского городка, жестокость и коварство преступного мира, сонную отупелость гарнизонных служащих. В повести «Княжна Мери», помимо тонкого изображения темы любви и дружбы, замечательной находкой Лермонтова стал выбор места, где разворачиваются события, и социальной среды. Конфликт Печорина и «водяного общества» оказался точкой пересечения многих сюжетных мотивов повести – социальных, моральных, духовно-нравственных. Очень точно соотносятся тема «Фаталиста» и временное пребывание героя на переднем крае военных действий, в глухой провинции, где он так остро и ясно ощущает своё одиночество и неприкаянность.

Композиция романа «Герой нашего времени» отличается особой сложностью. Прежде всего, необходимо сказать о том, что роман состоит из автономных частей – повестей, которые, тем не менее, представляют собой художественное целое. Во-первых, повести объединяются общим героем, однако известную трудность для понимания целостности романа представляют вопросы: почему автор выбирает именно эти, а не какие-нибудь другие события в жизни Печорина, и почему располагает их в таком порядке.

Идея романа понимается через раскрытие образа Печорина. Ведущим конструктивным приёмом в этом плане является изображение героя в двух основных ракурсах: в первых двух повестях и предисловиях рассказ о герое ведётся «со стороны», поначалу мы узнаём о нём от Максима Максимыча. Затем читаем записки Печорина о его приключениях на Кавказе в «Журнале Печорина», то есть, пользуясь словами  Белинского, встречаемся на страницах журнала с «внутренним человеком». Повесть «Тамань», первая в «Журнале Печорина», соединяет два ракурса изображения героя – «со стороны» и «от него самого», важно при этом, что герой в ней ни разу не назван по имени.

Следующая особенность композиции состоит в том, что хронология событий в жизни героя не совпадает с хронологией рассказа о них. Так, путь Печорина вне романной последовательности таков: приезд на Кавказ («Тамань»), отпуск после военных действий («Княжна Мери»), двухнедельная военная миссия во время службы в крепости («Фаталист»), история любви Печорина и Бэлы во время службы в крепости («Бэла»), встреча с Печориным четыре года спустя («Максим Максимыч»), смерть Печорина («Предисловие к «Журналу Печорина»). Расположены эти события в романе в ином порядке: «Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие» к «Журналу Печорина», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Этот принцип построения романа получил название «двойной хронологии». Объяснений «двойной хронологии» существует множество, что объясняется сложностью произведения. Можно выделить из них два основных. С точки зрения сюжета такую последовательность можно объяснить тем, что странствующий литератор, издающий роман о Печорине, составил книгу так, как сам узнавал о жизни её героя. С точки зрения смысла композиции – тем, что до объединения в роман повести представляли собой разрозненные эпизоды из жизни отдельного человека, после – представили этапы его жизненной судьбы и душевного развития.

Важное значение приобретает принцип «обратной хронологии», проявляющийся в том, что более ранние события жизни Печорина отнесены во вторую половину романа – в «Журнал Печорина», а им в повествовании предшествуют более поздние события. С помощью этого приёма автор стремится избежать предвзятого отношения к герою, которое возникает, когда мы узнаём о человеке со стороны, и сделать его более глубоким, более взвешенным. Эту же цель автор преследует, последовательно сменяя повестователей-рассказчиков, которые представляют героя в разных ракурсах. Странствующий литератор, впоследствии издатель книги о Печорине, выступает наблюдателем, Максим Максимыч непосредственным свидетелем и участником событий, Печорин – переживает их в своей жизни.

Образ Печорина становится отчётливее, реальнее и глубже по мере развития повествования. Логика сцепления повестей такова, что в каждой из них возникает вопрос, ответ на который предполагается в следующей. Так, в «Бэле» мы узнаём о Печорине из рассказа Максима Максимыча, однако не видим его своими глазами. В конце повести пробуждается интерес к личности героя во внутреннем вопросе: кто он такой? И вот в «Максиме Максимыче» мы, казалось бы, получаем на него ответ, потому Печорин появляется в повести физически, в ней даже приводится развернутый портрет героя с элементами психологизации. Однако необычное поведение Печорина вызывает следующий вопрос: почему он такой? «Журнал Печорина» призван дать объяснение состоянию героя, однако события «Тамани» вызывают в нас очередное недоумение: что же ему нужно? Из повести «Княжна Мери» мы получаем чёткое разъяснение – Печорину нужна любовь и дружба, но в конце повести происходит катастрофа. Печорин теряет всё, что привязывает человека к жизни, тогда естественно встаёт проблема выбора: что делать герою, не отказаться ли от дальнейшей борьбы в жизни? Повесть «Фаталист» разрешается позитивным выбором Печорина в пользу жизни, она заканчивается оптимистически: «Офицеры меня поздравляли – и точно, было с чем!» Именно в том моменте свою решающую роль играет кольцевая композиция романа: Печорин возвращается в крепость к Максиму Максимычу, и роман словно бы начинается вновь – Печорин похитит Бэлу, всё повторится, но значение событий будет иным, новым.

Мотив странничества связывает всё произведение, его герои постоянно пребывают в пути, вне дома. Таков Печорин, таков одинокий штабс-капитан Максим Максимыч, не имеющий ни семьи, ни постоянного пристанища, таков и странствующий литератор. Интересно, что мотив дороги обрамляет его образ. В начале романа мы читаем: «Я ехал на перекладных из Тифлиса», повесть «Максим Максимыч» заканчивается тем же мотивом: «Я уехал один».

Наконец, глубочайшую идейную роль играет ещё один композиционный приём романа: герой умирает в середине произведения и тут же «воскресает» в «Журнале Печорина». Этот эффект предназначен показать вечное нравственное возрождение человека.

Своеобразие жанра романа «Герой нашего времени» состоит, прежде всего, в том, что он создавался поэтапно, то есть в 1837 г. Лермонтов делал отдельные наброски ещё без мысли о романе, в 1838-1839 гг. писал автономные по сюжету повести и лишь в 1840-ом г. соединил их все в роман. Процесс создания романа «Герой нашего времени» представляет собой последовательный переход от цикла повестей к книге, составленной из повестей, и, в конечном счете, - к роману. Достижением для русской литературы явилось то, что роман Лермонтова стал первым русским романом в прозе, не подражающим западноевропейским образцам по стилю и проблематике. Эта особенность очень ярко проявилась в повести «Княжна Мери», в начале которой звучат фразы Грушницкого и Печорина на французском языке, и ,казалось бы, задающие дальнейшее развитие сюжета по канонам современной французской литературы с её неистовыми страстями. Однако в ходе повести национальная разработка сюжета берёт верх, и о динамике развития сюжета и его развязке можно сказать, что в ней «французское начало и русское окончание».


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 559; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!