Формирование позиции Пушкина в жизни и её проявление в поэзии 11 страница



Роман разнообразен по жанровому составу, что объясняется различными сюжетами его повестей и их ролью в общем замысле. Ученый-литературовед, академик В.В.Виноградов назвал жанры повестей романа «гибридными». Так повесть «Бэла», будучи в основе своей «кавказской повестью», являет собой и разновидностью жанра военной литературы – «рассказ на бивуаке». По эмоциональной напряжённости и драматичности сюжета повесть также можно назвать романтической поэмой в прозе, хотя и со значительными элементами реализма. Повесть «Максим Максимыч» в силу её сюжетной связанности не представляет собой автономное произведение, он написана в реалистическим стиле и представляет как бы страничку дорожного дневника.

«Журнал Печорина» неверно рассматривать исключительно как дневник героя, поскольку он включает в себя разноплановые по форме и в жанровом отношении произведения. «Тамань» справедливо называют приключенческой повестью, принимая во внимание её необычный сюжет. Говоря о содержании «Тамани», исследователи отмечают в основе сюжета дорожное происшествие («дорожный анекдот»). Кроме этого, мифопоэтическая сторона повести позволяет обнаружить в её стилевом составе признаки героического мифа. Повесть «Княжна Мери» традиционно считается принадлежащей жанру «светской повести». Между тем в ней значительны черты социального, любовного романа, исповедальная направленность дневника Печорина. Повесть построена на драматургической основе, включая в себя драматические жанры комедии, фарса, мелодрамы и даже элементы комедии. Литературные формы дневника и воспоминаний дополняют жанровое многообразие «Княжны Мери». И, наконец, заключительная глава романа – «Фаталист» - является философской повестью.

Б

1. Назовите основные темы романа.

2. Что объединяет разные повести в единое произведение?

3. С какой целью и как именно в романе нарушена хронология событий?

4. Какое значение в романе имеет мотив странничества?

5. Почему факт смерти героя Лермонтов помещает в середину романа?

Объясните,  в чём заключается «гибридность» жанров повестей, включённых в роман «Герой нашего времени».

 

Николай Васильевич Гоголь

Портрет

(1809-1852)

Драматургия Гоголя

Рост мастерства Гоголя-прозаика был стремительным: за 5 лет, начиная с 1830 г., он создал книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832), поразившую современников яркими народными характерами и красочными картинами малороссийской жизни; сборник «Миргород» (1835), включивший четыре повести исторического, мифологического и нравственного содержания; и сборник «Арабески» (1835), местом действия которых стал уже Петербург. Эволюция же драматургии Гоголя до 1835-1836 гг. была скрытой, нам мало известно о его ранних драматургических опытах.

Между тем, Гоголь начинает писать драматургические произведения уже во время работы над «Вечерами…», при этом интересы Гоголя-драматурга лежат в жанре комедии. Сохранился отрывок незаконченной комедии раннего периода творчества Гоголя - «Владимир третьей степени», который даёт хорошее представление о стиле и идеях молодого драматурга. Во «Владимире третьей степени» намечены темы и ситуации, получившие развитие в  последующей прозе, прежде всего, в петербургских повестях. Сюжетная интрига и её развитие в комедии такова: чиновник, некто Алексей Иванович, имеет маниакальную цель в жизни – получить орден Владимира третьей степени, в конце он сходит с ума и воображает себя самим орденом.

Гоголь создавал в русской драматургии новый тип комедии, которая была основана на реалистическом изображении социальной среды, острых нравственных коллизиях и современных характерах. Писательская манера Гоголя, одному ему присущий стиль хорошо подходили для создания пьес. Гоголя-драматурга отличает, прежде всего, тонкое чувство сюжетных положений и поворотов, ясное представление конфликта, ему особо удаётся создание чётко очерченных  характеров и речевые портреты героев. В комедиографии Гоголя выделяются два направления, два типа комедийных конфликтов. Первый тип конфликта строится на комическом изображении нравов современного человека и его психологии. Для комедии второго типа характерен острый социальный конфликт, на передний план в ней выходит неисполнение человеком своего служебного и гражданского долга, при этом его дурные нравы сопровождают основную тематику.

Комедией нравов и характеров является «Женитьба», комедия, которую Гоголь пишет и перерабатывает около десяти лет: начав создавать её в 1833 г., писатель опубликовал её лишь  в 1842 г., по меньшей мере дважды за этот период подготавливая комедию к постановке. Первоначально комедия называлась «Женихи», то есть основной акцент был сделан на представление галереи характеров. Изменённое название – «Женитьба» - переключает наше внимание на само явление или событие, вокруг которого группируются изображаемые характеры. Первые постановки «Женитьбы» особого успеха не имели, так как актёрам, театральным критикам и зрителям требовалось время, чтобы осознать и оценить достоинства и своеобразие комедии.

Безусловное одобрение со стороны читателей и зрителей получила комедия «Ревизор» (1835), поставленная на сцене в 1836 г., то есть на шесть лет раньше «Женитьбы». Она была признана достойной преемницей лучших русских комедий. По жанру «Ревизор» относится к общественным комедиям, образцами которых являются «Недоросль» Д.И.Фонвизина (1781) и «Горе от ума» А.С.Грибоедова (1824). Причиной столь безоговорочного признания «Ревизора» было удивительное единство замысла и его воплощения, полная слитность всех художественных элементов комедии: сюжета, композиции, конфликта, системы персонажей и идеи. Такой же важной составляющей успеха комедии стал фактор времени, потребовавшегося на её написание: если «Женитьба» с перерывами создавалась десять лет, на «Ревизор» Гоголю потребовалось два с половиной месяца.

Б

1. Какие особенности писательской манеры Гоголя нашли отражение в его драматургии?

2. Назовите два типа комедийных конфликтов в драматургии Гоголя.

3. Охарактеризуйте  жанр «Ревизора»?

 

—–

Прочитайте комедию Н.В.Гоголя «Ревизор» и выполните задания:

1. Действительно ли Гоголь изобразил в комедии «хотя с одного боку», но «всю Россию»? Обоснуйте свою позицию, опираясь на текст.

2. Согласны ли вы с высказыванием критика, утверждавшего, что в «Ревизоре» герои «сами себя высекли»? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Почему чиновники принимают ложь Хлестакова за чистую монету?

4. Как Хлестаков выдает свое истинное положение в обществе? Почему этого не замечают чиновники?

5. Докажите на материале первого действия комедии справедливость слов Гоголя: «Никто из приведенных лиц не утратил своего человеческого облика». Выберите форму ответа: развернутый устный ответ, развернутый письменный ответ.

6. Исследователь Ю.В.Манн, анализируя интригу пьесы, писал: «Обмануло чистосердечие Хлестакова. Опытный плут навряд ли бы провел Городничего…». Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свою позицию.

7. Какие сцены повторяются в комедии? С какой целью?

8. Почему, на ваш взгляд, в пьесе нет любовной интриги? Обоснуйте свой ответ.

9. В комедии «Ревизор» две развязки. Укажите их.

 

Г

Некоторые исследователи трактуют «немую сцену» как художественно воплощённый образ Страшного суда, сравнивают её с картиной Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Рассмотрите картину на стр ??? Согласны ли вы с такой интерпретацией? Обоснуйте свою точку зрения.

–—

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ЖАНР И СЮЖЕТ КОМЕДИИ

В письме к Пушкину от 7 октября 1835 г. Гоголь пишет: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию». И через несколько строк, заканчивая письмо, Гоголь повторяет просьбу: «Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и, клянусь, будет смешнее чёрта». Содержание этого письма показывает, что Гоголь уже размышлял о будущей комедии и, возможно, делал наброски к ней. Пушкин, вернувшийся в Петербург из Михайловского 23 октября, в один из ближайших дней рассказал Гоголю сюжет возможной комедии, в котором фигурировал мнимый ревизор. Таким образом, октябрь 1835 г. следует считать началом активной работы над «Ревизором».

Тем не менее неверно полагать, что заслуга появления сюжетного хода с мнимым ревизором принадлежит исключительно Пушкину. Во-первых, ко времени написания «Ревизора» существовали произведения с подобным сюжетом: «Провинциальные актеры» (1835) А.Ф.Вельтмана и «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе» (1827) Г.Ф.Квитки-Основьяненко. Кроме того, подобного рода шутка или розыгрыш встречались в реальной жизни, да сама ситуация ложной личности всегда была популярной. И всё же тесные творческие отношения двух великих русских писателей в первой половине 1830-х гг. приносили богатые плоды. Общение с Пушкиным, безусловно, вдохновляло Гоголя, может быть и поэтому в декабре 1835 г. комедия была закончена.

Премьера «Ревизора» состоялась 19 апреля 1836 г. в Александринском театре, в Петербурге. Главные роли исполняли лучшие актеры того времени Иван Сосницкий (Городничий) и Николай Дюр (Хлестаков). Пьеса получила на премьере высочайшее одобрение, в театре присутствовал император Николай I с наследником. Он много смеялся, и высказал своё мнение так: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!» Гоголь же был разочарован, потому что актеры, по его мнению, не поняли своих ролей, не достаточно хорошо поняли идею и самого произведения. Особенно недоволен был Гоголь исполнением роли Хлестакова: он был не согласен с тем, что Хлестаков был  сыгран как один из «водевильных шутов». В дальнейшем автор неоднократно объяснял свою комедию и в специально написанной для этого пьесе «Театральный разъезд после представления новой комедии» (1836-1842), и в своего рода наставлении актёрам «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует “Ревизора”» (1846), и в разъяснение финала комедии – «Развязка “Ревизора”» (1846). Приведённые примеры ярко характеризуют Гоголя как неравнодушного, взыскательного художника, на которого возложена высокая ответственность «сказать слово правды», как декларирует это  сам Гоголь в поэме «Мёртвые уши».

Жанр «Ревизора» как общественной комедии определился благодаря глубоко продуманному социальному сюжету. Свой общий замысел Гоголь выразил в известном высказывании: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем» («Авторская исповедь», 1847). Местом действия Гоголь выбрал уездный город, структура власти в котором легко проецируется на любой другой город России, а нравы жителей – на всё население страны. В фокус сатирического изображения попали чиновники, злоупотребляющие своим положением. При этом преступное поведение чиновничества города изображено с такой убедительностью, что даже не возникает мысли об их исключительности – так происходит везде, различия лишь в масштабе злоупотреблений и характере их проявления.

Образ уездного города отличается собирательностью, помимо чиновников, он складывается из портретов городских помещиков, купечества, мещанства, слуг. Большую роль в изображении городских нравов играют женские образы. Таким образом, сюжет «Ревизора» формируют темы провинциального российского города, чиновничества и гражданства.

В основе сюжета лежат две ситуации: уездный город, живущий привычной для него жизнью (главный герой в этой сюжетной ситуации – Городничий), и уездный город, в котором оказывается мелкий петербургский чиновник, мнимый ревизор (она получила название «миражной» ситуации или «ситуации заблуждения», и главный герой в ней – Хлестаков). Конфликт в комедии возникает не в результате столкновения этих ситуаций – конфликт в том, что они отражают, хотя и по-разному, неправедное отношение людей к жизни, долгу, обязанностям, их преступное или безнравственное поведение. Проблематика произведения формируется по мере раскрытия конфликта в сюжете комедии.В «Ревизоре» два плана проблематики – общественная и нравственная. Общественная проблематика проявляется при изображении социальных преступлений и нарушений, нравственная – моральных пороков и недостатков. Своеобразие социального и нравственного пластов произведения можно выразить следующим образом: то, что в социальной жизни преступление, в нравственной – грех.

Б

1. Раскройте проблематику пьесы.

2. В чём состоит суть конфликта комедии «Ревизор»?

 

СИСТЕМА ОБРАЗОВ КОМЕДИИ

Основной образ комедии – образ уездного города. Гоголь называл свой город «сборным» и «душевным», видимо, имея в виду, что в нём собраны все типы городского населения, показаны их качества и социальное поведение («сборный город») и привлечено внимание к грехам и слабостям людей («душевный город»). Система персонажей комедии отражает социальную структуру города. Во главе города стоит Городничий – Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Он наделён всеми властными полномочиями в городе и несёт ответственность за всё в нём происходящее. Отсюда три характеристики, очерчивающие этот образ: власть (статус), вина (безответственность), страх (ожидание наказания). Далее следуют четыре образа чиновников города, представляющих управление городом: судебная власть в лице судьи Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина, связь – почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин, образование находится в ведении смотрителя училищ Луки Лукича Хлопова, социальными службами заведует попечитель богоугодных заведений Артемий Филиппович Земляника. Трое чиновников, за исключением Шпекина, показаны вместе с ведомствами, которыми они руководят. Так, Ляпкин-Тяпкин, представлен с вечно подвыпивший заседателем, сторожами и  посетителями суда. Так же подробно изображена и система образования:  Хлопов, учителя, ученики. Богоугодные заведения охарактеризованы через порядки в больнице, образ Земляники и зловещую фигуру лекаря Гибнера. Чтобы показать преемственность и незыблемость преступной чиновничьей власти в городе, Гоголь вводит персонажи, которые не принимают участие в действии - отставных чиновников Люлюкова, Растаковского и Коробкина. Поддержкой и охраной власти выступают полицейские Свистунов, Пуговицын и Держиморда во главе с частным приставом Уховёртовым.

Другие слои населения города представлены, прежде всего, городским помещиками Петром Ивановичем Бобчинским и Петром Ивановичем Добчинским. И по совпадающим именам, и по одинаковому поведению можно сразу понять, что перед нами традиционные «парные персонажи», которые в сюжете комедии будут выполнять общую для двоих функцию. Нелепость Бобчинского и Добчинского обозначена уже в их статусе: помещики, которые живут в городе, и от безделья превращаются в сплетников.

Образы купцов очерчены не так чётко, как образы чиновников. Отчасти выделяется купец Абдулин, их очевидный лидер и автор записки к Хлестакову. В этой записке  исчерпывающе охарактеризована социальная сущность купечества: «Его высокоблагородному светлости господину финансову от купца Абдулина…». У этого обращения две особенности: Абдулин не знает, какое звание или титул использовать, поэтому на всякий случай смешивает их все. А выражение «господин финансов» отображает иерархию ценностей купца – в его глазах на самом верху общественной лестницы стоит тот, кто ведает финансами.

За купцами следует другая категория населения – мещанство, представляемое слесаршей Полепкиной и женой унтер-офицера. В  этих образах олицетворены два греха человека: гнев и стяжательство. Слесарша справедливо возмущается тем, что Городничий отдал её мужа без очереди в солдаты, однако она обрушивает проклятия на неповинную родню Городничего. Жена же унтер-офицера заботиться не о нанесённом ей оскорблении, унижении женского достоинства, а о том, какую выгоду она может извлечь из выпавшего на её долю  «счастья».

Дополняют галерею персонажей образы слуг. Может показаться, что они одинаковые и не заслуживают особого внимания, однако это не так. В комедии изображены  три социальные категории слуг: городской трактирный слуга - дерзкий и несколько развязный; слуга в доме Городничего -  Мишка, услужливый, но знающий себе цену; и личный слуга Хлестакова  - Осип, тип барского слуги, по-крестьянски сметливый, но уже развращённый столичной жизнью лакей, точь-в-точь повторяющий барина.

Отдельно стоят образы жены Городничего Анны Андреевны и дочери Марьи Антоновны. Едкие и точные портреты провинциальной дамы и барышни показывают грустную картину суетной ограниченности их жизни, скудости представлений, нравственную узость. Однако семья Городничего всё же находится на верхней ступени общественного положения в городе. Дамы пониже рангом, такие как жена Хлопова или жена Коробкина, вынуждены быть отчаянными завистницами и сплетницами. Велика и сюжетная роль этих героинь, ведь из-за отсутствия в комедии настоящего любовного конфликта эти образы служат для создания пародийного - в сценах попеременного ухаживания Хлестакова то за дочерью, то за матерью.

Образ Хлестакова, конечно, стоит особняком в комедии благодаря своей сюжетной и идейной роли. Хлестаков является стержневой фигурой в сюжете, поскольку без него была бы невозможна «миражная» ситуация. К тому же он не просто пассивно занимает позицию мнимого ревизора – он с невероятным успехом подыгрывает заблуждению горожан, о котором по соей глупости он даже не подозревает. В идейном отношении Хлестаков служит своего рода искушением для города: ведь их самые нелепые представления о Петербурге через Хлестакова и его поведение получают полное подтверждение, поэтому горожане, в первую очередь чиновники, ведут себя открыто и всё глубже вязнут в трясине беззакония и злонравия. Хлестаков никого сознательно не обманывает, он вообще не способен на какое-либо обдуманное действие, ведь по его же выражению, «у него лёгкость в мыслях необыкновенная», то есть пустота. В Хлестакове нет ничего своего, поэтому он угадывает то, чего от него ожидают. В этом причина его вдохновенного вранья в доме Городничего. Он явился своего рода «бичом» для горожан, которым они выхлестали сами себя.

Наконец, самый главный образ комедии «Ревизор» - сам ревизор, который объединяет всю пьесу. С первой фразы комедии он возникает как предположение, ожидание, некая идея, и появиться он должен инкогнито, как призрак. Затем вместо настоящего ревизора в город проникает обман, мираж, «ревизор» присутствует среди горожан в ложном виде. В начале 5 действия он, казалось бы, исчезает, чтобы явиться в последней реплике комедии как суровая реальность, как правда, которая поразила чиновников в немой сцене. Параллельно с образом ревизора в комедии развивается образ Петербурга, возбуждающий в чиновниках сначала страх и нелепые домыслы, затем появляющийся в городе как мираж в лице Хлестакова, а после сватовства Хлестакова на дочери Городничего ставший горожанам неоправданно близким. В финале пьесы, после объявления о приезде настоящего ревизора образ Петербурга становится враждебным и обескураживающим.

Вслушаемся в замечание самого Гоголя о ещё одном действующем лице комедии «Ревизор»: «Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во всё продолжение её. Это честное, благородное лицо был – смех». В комедии нет положительных героев, смех не возникает на сцене между действующими лицами, он существует в самой ткани, в атмосфере комедии – смех пробуждается в сердце зрителя и пробуждает в нём благородное негодование.

Б

1. Какова роль образа уездного города в пьесе?

2. Какой принцип положен в основу системы образов комедии?


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 740; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!