Примерно диаметр пятикопеечной монеты (прим. ред.). 17 страница



2. Люди слабого сложения и с малым объемом легких не должны делать Бхастрику и Капалабхати.

3. Люди, страдающие глазными или ушными болезнями (отслоением сетчатки, глаукомой, гнойным воспалением

уха), также не должны их выполнять.

4. Нельзя их делать ни при повышенном, ни при пониженном кровяном давлении.

5. Если возникнет кровотечение из носа или начнется пульсация или боль в ушах, немедленно прекратить

выполнение Бхастрики и Капалабхати.

6. Некоторое время не делать этих пранаям.

БХРАМАРИ ПРАНАЯМА.

"Бхрамари" означает большая черная пчела.

Техника

Техника Бхрамари Пранаямы та же, что Удцжайи. Разница состоит лишь в том, что в Бхрамари во время выдоха

слышен негромкий гудящий звук, похожий на жужжание пчелы. После завершения Бхрамари следует лечь в

Шавасану (Ф.592).

Эффект

Жужжащий звук Бхрамари Пранаямы помогает в случае бессонницы.

209. ШИТАЛИ ПРАНАЯМА. (Ф.601).

От слова "шитали" - прохладный. Эта пранаяма охлаждает организм, отсюда и название.

Техника

1. Сесть в Падмасану (Ф.104), Сиддхасану (Ф.84) либо Вирасану (Ф.89).

2. Спину держать прямо и неподвижно, а голову поднятой. Выполнить Джняна Мудру (см. стр. 425, пункт 21).

Джаландхара Бандха выполняется здесь не во время вдоха, а позже.

3. Открыть рот и округлить губы.

Ф.601

4. Края и кончик языка, касающиеся зубов - от коренных до резцов, поднять и свернуть. Своей формой язык будет

напоминать готовый развернуться молодой листок (Ф.601).

5. Свернутый таким образом язык высунуть. Втягивать воздух через свернутый трубочкой язык со свистящим

звуком (сссссса), наполнив легкие полностью. Воздух втягивается, словно через пипетку или соломинку для питья.

Завершив полный вдох, убрать язык и закрыть рот.

6. После полного вдоха опустить голову от шеи к туловищу. Подбородок должен покоиться в межключичной ямке,

сразу над грудиной. Голова, таким образом, выполняет Джаландхара Бандху.

7. Теперь примерно на 5 секунд сделать задержку дыхания (ангара кумбхаку), выполняя в это время Мула Бандху

(см. стр. 429).

8. Выдыхать медленно через нос с придыхательным звуком (ххуууууум), как в Удджайи.

9. Так завершается один цикл Шитали Пранаямы.

10. Поднять голову и повторять цикл 5-10 минут.

11. По окончании лечь в Шавасану (Ф.592).

Эффект

Эта пранаяма охлаждает организм, успокаивает глаза и уши. Она полезна при субфебрильной температуре и

симптомах желчности, активизирует печень и селезенку, улучшает пищеварение и снимает жажду.

Предостережение

1. Страдающие гипертонией не должны делать ангара кумбхаку.

2. Страдающие сердечными расстройствами не должны в начальный период занятий делать Шитали Пранаяму.

ШИТАКАРИ ПРАНАЯМА.

От слова "шитакари" - охлаждающий. Это вариант Шитали Пранаямы.

Техника

Язык здесь не свертывается трубочкой. Губы слегка приоткрыты, и только кончик языка высовывается между

зубами. Язык лежит плашмя, как в нормальном положении. Следовать техникеШитали Пранаямы.

Эффект

Такой же, какШитали Пранаямы.

Предостережение

Страдающие гипертонией могут ощущать большее напряжение, выполняя Шитакари, чем Шитали Пранаяму.

САМАВРИТТИ ПРАНАЯМА.

1. "Сама" означает тот же самый, такой же, прямой, цельный, полный, завершенный.

2. "Вритти" означает действие, движение, функционирование, поведение, метод.

3. В Сама Вритти Пранаяме делается попытка достигнуть одинаковой продолжительности всех трех процессов

дыхания - вдоха (пураки), задержки (кумбхаки) и выдоха (речаки) - при любом типе пранаямы. Если один процесс

длится 5 секунд, го и остальные должны длиться столько же.

4. Одинаковая продолжительность в 5 секунд должна сохраняться во всех дыхательных циклах в любом типе

пранаямы: в Удджайи, Сурья Бхедане, Нади Шодхане, Шитали и т д.

Предостережение

1. В начальном периоде Сама Вритти Пранаяму следует ограничить только вдохом (пуракой) и выдохом (речакой).

2. Сначала надо добиться одинаковой продолжительности пураки и речаки и только после этого пытаться освоить

такую же продолжительность ангара кумбхаки (задержки после полного вдоха).

3. Ангара кумбхаку надо осваивать постепенно. Вначале длительность пураки, ангара кумбхаки и речаки должна

соотноситься как 1:1/4:1. Очень медленно это соотношение доводят до 1:1/2:1. Затем полностью овладевают

дыханием при соотношении 1:3/4:1. Только полностью освоив такое дыхание, можно увеличивать длительность

ангара кумбхаки так, чтобы установить соотношение 1:1:1.

4. Не пытайтесь делать бахья кумбхаку (задержку дыхания после полного вьщоха), пока не достигнете желаемого

соотношения 1:1:1 для пураки, ангара кумбхаки и речаки.

5. Если из легких удален весь воздух, вакуум внутри и атмосферное давление снаружи создают огромное

напряжение в легких. Поэтому вначале нельзя делать вместе ангара кумбхаку и бахья кумбхаку.

6. Выполнять ангара кумбхаку и бахья кумбхаку следует по огдельности или по очереди. Вначале лучше

перемежать кумбхакой 2-3 цикла глубокого дыхания, состоящего только из пурак и речак. Например, сделать ДОа

или три цикла глубокого дыхания, затем один цикл ангара кумбхаки. Потом еще два-три цикла глубокого дыхания

и один цикл бахья кумбхаки. Пусть вначале цикл состоит только из трех ангара кумбхак и грех бахья кумбхак;

увеличивать их количество следует очень медленно.

ВИШАМА ВРИТТИ ПРАНАЯМА.

1. Слово "вишама", помимо прочего, означает нерегулярный, трудный.

2. Вишама Вритти Пранаяма называется так потому, что в ней не соблюдается одинаковая продолжительность

вдоха, задержки и выдоха, что нарушает ритмичность дыхания. Эта неравномерность создает трудности и

опасности для ученика.

3. В этом типе пранаямы, если полный вдох занимает 5 секунд, то дыхание задерживается (ангара кумбхака) на 20

секунд, а выдох длится 10 секунд, так что соотношение получается 1:4:2. Вначале ученику покажется трудным

сохранять ритм во время выдоха, но постепенно это станет легче.

4. И наоборот, если вдох занимает 10 секунд, то дыхание задерживается на 20 секунд, а выдох производится за 5

секунд; соотношение будет 2:4:1.

5. Возможно и так, что вдох займет 20 секунд, задержка - 10 секунд и выдох 5 секунд, так что соотношение будет

4:2:1.

6. В одном цикле этой пранаямы можно допустить соотношение 1:2:4, 2:4:1 и 4:1:2. Все вместе будут считаться

одним циклом пранаямы.

7. Если выполняется так же и бахья кумбхака (задержка после полного выдоха перед началом нового вдоха), то

возможных сочетаний разных соотношений станет еще больше.

8. Если учитывать различные соотношения еще и в Виломе, Ануломе и Пратиломе, описываемых ниже, при

выполнении основных типов пранаям - Удджайи, Сурья Бхедана, Нади Шодхана, Бхрамари, Шитали и Шитакари, -

то число возможных комбинаций будет астрономическим.

9. Ни один смертный не сумел бы выполнить все эти различные комбинации в течение жизни.

10. Путь Вишама Вритти Пранаямы чреват опасностями. Поэтому не мечтайте освоить ее самостоятельно, без

личного руководства опытного гуру или учителя.

11. Нарушение гармонии вследствие разнобоя в длительности вдоха, задержки и выдоха ведет к перегрузке и

чрезмерному напряжению всего организма и в особенности дыхательной и нервной систем.

12. Предостережение относительно кумбхаки при Сама Вритти Праная-ме (пункты 1-6, стр. 445) еще в большей

степени относится к Вишама Вритти Пранаяме.

13. Теперь становится понятна справедливость утверждения Сватмарамы во второй главе "Хатха Йога Прадипики":

"Прану следует приручать медленнее и постепеннее, чем львов, слонов и тигров (в соответствии со способностями

и физическими возможностями упражняющегося), иначе она убьет его".


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 333; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!