Примерно диаметр пятикопеечной монеты (прим. ред.). 10 страница



2. Правую ногу согнуть в колене и поместить правую стопу сбоку от правого бедра. Правая нога, таким образом,

будет в Вирасане (Ф.86),

3. Левую ногу отвести влево, чтобы расширить расстояние между бедрами, согнуть ее в колене так, чтобы левая

стопа оказалась около правого колена (Ф.453).

4. Правой рукой захватить левую стопу. Повернуть туловище вправо и с выдохом повернуть левую стопу вверх к

груди, не отрывая левое колено от пола. Сделать несколько дыханий и с выдохом подтянуть левую стопу вверх под

левую подмышку, Левая стопа теперь будет покоиться, подобно костылю, под мышкой, касаясь ее подошвой (Фото

454).

5. Сделать несколько дыханий и после выдоха отвести левую руку от плеча за левую стопу и потом за спину (Фото

455). Правую руку отвести за спину назад и ухватить ею левое предплечье. Голову повернуть влево, поднять

подбородок и направить взгляд вверх (Ф.456).

6. Оставаться в позе около 30 секунд, дышать глубоко.

7. Освободить кисти рук, выпрямить ноги и расслабиться.

8. Повторить позу в другую сторону с той же длительностью. На этот раз согнуть левую ногу таким образом, чтобы

ее стопа оказалась возле левого бедра. Правую стопу поместить под правую подмышку, подобно костылю.

Захватить правое предплечье за спиной кистью левой руки.

9. Потребуется некоторое время и опыт, чтобы почувствовать себя удобно в этой асане, но, хорошо освоенная, она

приносит отдых.

Эффект

Позвоночник отдыхает и тело расслабляется. Колени и лодыжки приобретают гибкость з движениях.

164. СУПТА БХЕКАСАНА.Двадцать первая* (Ф.458).

От слов "супта" - склоняться и "бхека" - лягушка. Эта поза обратна Бхекасане (Ф.100).

Техника

1. Сесть в Вирасану (Ф.86).

2. Повернуть руки ладонями вверх и поместить левую ладонь под левую стопу, а правую - под правую. Толкая

стопы кверху, склонить тело вниз. Сделать несколько дыханий.

Ф.457 Ф.458

3. Выдохнуть, поднять таз от пола (Ф.457), подтянуть бедра вверх и прогнуть туловище, поместив темя на пол

(Ф.458).

4. Тело покоится на темени, локтях и коленях. Предплечья перпендикулярны полу, кисти держат верхний край стоп

около мизинцев. Пальцы ног надо стараться поднять до уровня тазобедренных суставов.

5. Оставаться в позе 20-30 секунд при нормальном дыхании.

6. Поднять голову от пола, а кисти - от стоп, так чтобы ноги опустились в Супта Вирасану (Ф.96).

7. Сесть в Вирасану, выпрямить ноги и расслабиться. Эффект

Эта асана тонизирует позвоночник, усиливает кровообращение в коленях, лодыжках, бедрах и шее. Она снимает

боли в спине, выправляет внутренние сдвиги в коленных чашечках. Давление кистей на ноги укрепляет свод стопы,

излечивает плоскостопие. Регулярное выполнение этой асаны позволяет избавиться от атрофии и других дефектов

ножных мышц. Легкие полностью расширяются, получают пользу и органы брюшной полости.

165. МУЛАБАНДХАСАНА. Тридцать вторая* (Ф.462 и 463).

"Мула" означает корень, основа, начало, основание, а "бандха" - оковы, связь, положение.

Техника

1. Сесть в Баддха Конасану (Ф.101).

Ф.459

2. Поместить руки между бедрами и икрами и захватить левую стопу левой рукой, а правую - правой рукой.

3. Соединить пятки и подошвы. Поднять пятки, оставив пальцы ног на полу, и подтянуть стопы к промежности

(Ф.459).

Ф.460 Ф.461

Ф.462 Ф.463

4. Сохраняя это положение тела, перенести кисти рук так, чтобы ладони прикасались к задней поверхности бедер

(Ф.460).

5. Поднять тело от пола с помощью кистей рук и подать бедра вперед (Ф.461), одновременно поворачивая стопы

и колени так, чтобы подать пятки вперед, не сдвигаясь с места (Ф.462 и 463).

6. Тело покоится на пальцах ног и коленях. Выдерживать позу 30-60 секунд, дышать глубоко.

7. Чтобы выйти из позы, поместить кисти рук вперед и перенести на них вес тела. Приподнять туловище, повернуть

пятки, затем выпрямить ноги. Выходя из позы, не следует переносить вес тела на нога.

Эффект

Эта асана оказывает воздействие на Муладхара Чакру, предстательную железу и половые железы. Она прекрасно

помогает сдерживать чрезмерные сексуальные желания и сохранять энергию. Соответственно она регулирует и

успокаивает ум.

"Ум - повелитель Индрий (органов чувств); Прана - повелитель ума; Лайя (поглощенность) - повелитель Праны; а

Лайя зависит от Нады (внутренних звуков). Когда ум поглощен, это называют Мокша (освобождение), но другие

говорят, что это не так; как бы то ни было, когда поглощены Прана и Манас (ум), возникает бесконечная радость".

("Хатха Йога Прадипика", гл.ГУ, стихи 29 и 30).

Баддха Конасана (Ф.101) и Мулабандхасана очень полезны людям, обуреваемым чрезмерными сексуальными

желаниями. Когда желание усмирено, энергия сублимируется и подлинная радость бытия не имеет границ.

166. ВАМАДЕВАСАНА I. Пятнадцатая* (Ф.465).

Вамадева - это имя мудреца, а также одно из имен Шивы, третьего Божества индуистской Троицы, на которого

возложен труд разрушения.

Техника

1. Сесть в Баддха Конасану (Фоте 101),

2. Поместить правую кисть между правым бедром я икрой. Держать пальцы правой стопы на полу, а пятку поднять

и подтянуть стопу к промежности. Руку убрать и толкать пятку вперед к полу, поднять тело, выдвинуть правую

часть таза вперед и положить правое колено на пол. Правая стопа, таким образом, окажется в Мулабандхасане

(Ф.464).

3. Положить левую стопу на основание правого бедра, т.е. в Падмасану (Ф.104).

4. Левую руку от плеча закинуть за спину и с выдохом захватить большой палец левой стопы. Кистью правой руки

захватить переднюю часть левой стопы.

5. Повернуть шею направо (Ф.465). Балансировать 30 секунд, дышать глубоко.

Ф.464 Ф.465

6. Выйти из этого положения и вернуться в Баддха Конасану. Повторить позу в другую сторону с той же

длительностью, следуя приведенной выше технике, но заменяя слово "правый" на "левый", и наоборот.

Эффект

Эта асана излечивает тугоподвижность ног и снимает боли. Она оздоравливает половые органы, тонизирует

позвоночник и улучшает пищеварение.

167. ВАМАДЕВАСАНА II.Пятнадцатая * (Ф.466).

Техника

1. Сесть на пол и раздвинуть бедра.

2. Согнуть левую ногу в колене и отвести ее назад, чтобы левая икра касалась задней поверхности левого бедра.

3. Левой рукой поднять левую стопу вверх, чтобы пятка коснулась левого тазобедренного сустава. Держать левую

стопу левой рукой, как в Бхекасане (Ф.100).

4. Правой рукой взять правую стопу и положить ее на основание левого бедра, как в Падмасане.

Ф.466

5. Обеими руками давить на подошвы, пока они не соприкоснутся (Ф.466).

6. Туловище будет наклонено в сторону ноги, которая находится в Падмасане. Балансировать, напрягая кисти рук,

30 секунд, дышать глубоко.

7. Освободить руки и ноги и повторить позу в другую сторону. Правую стопу теперь держать в Бхекасане, а левую -

в Падмасане. Выполнять позу в обе стороны равное количество времени.

Эффект

Асана устраняет боли в ногах и ликвидирует их тугоподвижность. Она оздоравливает половые органы, тонизирует

позвоночник и улучшает пищеварение.

168. КАНДАСАНА.Тридцать девятая* (Ф.470,471,471а, 4716).

"Канда" означает корнеплод, узел. "Хатха Йога Прадипика" повествует о канде так (стихи 107 и 113 главы III):

107. Кундалини спит над кандой (место около пупка, где соединяются и расходятся нади). Она дает мукти

(освобождение) йогам и рабство глупцам. Тот, кто знает ее, знает йогу.

113. Канда находится в 30 см над анусом и простирается на 10 см в обе стороны. Говорят, что она круглая и как

будто покрыта куском мягкой белой ткани. (В тексте употреблено слово "витасти", означающее меру длины,

равную расстоянию между вытянутыми большим пальцем и мизинцем. Витасти равно 12 ангулам (ширина

пальца).)

Техника

1. Сесть на пол, ноги вытянуть прямо перед собой (Ф.77). Согнуть колени, раздвинуть бедра, двигать стопы к

туловищу, пока пятки не коснутся промежности, а колени держать на полу. Это положение аналогично Баддха

Конасане (Ф.101).

2. Захватить правую стопу правой ладонью, а левую - левой.

Ф.467 Ф.468

Ф.469 Ф.470

3. С помощью кистей рук подтянуть стопы вверх к туловищу, вывернуть лодыжки (Ф.467), подтянуть колени и

бедра (Ф.468) и поместить пятки и наружные края стоп к пупку и груди (Ф.469). Вначале стопы будут

соскальзывать вниз. Следует тренироваться несколько недель, удерживая стопы прочно у груди.

4. Освободить кисти и либо вытянуть руки и положить тыльную поверхность ладоней на колени (Ф.470), либо

сложить ладони перед грудью (Ф.471). Держать спину прямо и оставаться в позе 30 секунд. Дышать глубоко.

Ф.471 Ф.471а

Ф.471б

5. Продвинутые ученики могут поднять руки над головой, сложив ладони (Ф.471а), а затем попытаться сложить

ладони за спиной и балансировать (Ф.4716). Это наиболее трудная часть асаны.

6. Захватить стопы кистями, опустить их на пол и отдохнуть.

7. Освоение этой асаны требует много времени, поскольку в тазовых и других сочленениях ног должны

производиться вращательные движения.

Эффект

В этой асане упражняются все мышцы ниже пупка. Она устраняет тугоподвижность тазобедренных и коленных

суставов и лодыжек. Она восстанавливает сексуальную энергию и регулирует сексуальные желания.

Эта асана упражняет также Свадхиштхана Чакру (поджелудочное сплетение) и Манипурака Чакру (солнечное

сплетение), что улучшает пищеварение.

169. ХАНУМАНАСАНА.Тридцать шестая* (Ф.475,476 и 476а).

Хануман - имя могущественного вождя обезьян, необыкновенно сильного и отважного. Он был сыном Бога ветра

Ваю и Анджаны, другом и верным слугой Рамы (седьмого воплощения Вишну). Когда Рама, его жена Сита и его

брат Лакшмана жили в изгнании отшельниками в лесу Дандака, Равана, царь демонов на острове Ланка (Цейлон),

явился в их пустынную обитель под видом аскета, когда Рама и Лакшмана были на охоте, схватил Ситу и унес ее на

Ланку. Братья искали Ситу повсюду и, наконец, попросили помощи у Сугривы, царя обезьян, и его полководца

Ханумана. Хануман в поисках Ситы пересек море, прыгая через проливы, нашел ее во дворце Раваны и принес это

известие Раме.

С помощью большой армии обезьян и медведей Рама построил из камней переход через море до острова Ланки и

в яростной битве убил Равану и уничтожил его армию. Сита была спасена. В сражении Лакшмана был поражен

стрелой и лежал без сознания. Его можно было вылечить только соком целебной травы, которая росла в Гималаях.

Огромным прыжком Хануман перепрыгнул через море, добрался до Гималаев и вернулся, неся вершину горы, на

которой росла целебная трава; так он спас жизнь Лакшманы.

Эта асана посвящена Хануману в память его сказочных прыжков. Ее выполняют, опускаясь на пол и разведя ноги

в стороны, а ладони складывают перед грудью. Эта поза напоминает шпагат в западном балете.

Техника

1. Встать на колени на пол (Ф.40).

2. Положить ладони на пол по бокам от тела на расстоянии 30 см.

Ф.472 Ф.473

Ф.474

3. Поднять колени. Отвести правую ногу вперед, а левую - назад (Ф.472). С выдохом вытянуть по возможности

обе ноги при приподнятых бедрах (Ф.473). Затем прижимать ноги и бедра к полу, держа вес тела на руках (Фото

474).

Ф.475 Ф.476

Ф.476а

4. Потребуется много времени, чтобы освоить это положение. Следует упражняться несколько раз в день, учась

держать ноги прямыми, так чтобы ягодицы касались пола. Задняя поверхность вытянутой вперед ноги и передняя

поверхность вытянутой назад ноги должны касаться пола.

5. Когда будет освоено это положение с прямыми ногами, поднять руки, сложить их перед грудью и балансировать

(Ф.475). Оставаться в позе 10-30 секунд при нормальном дыхании.

6. Затем с помощью рук приподнять бедра, переменить положение ног, выставляя левую вперед, а правую назад, и

повторить позу (Ф.476) с той же длительностью.

7. Помнить, что подколенка выдвинутой вперед ноги и колено задней ноги должны касаться пола.

8. Продвинутые ученики могут поднять руки над головой, вытянуть туловище вверх, сложить ладони и

балансировать (Ф.476а). Это дает дополнительное растяжение ногам и снимает напряжение в спине.

Эффект

Эта красивая поза помогает лечить ишиас и устраняет дефекты ног. Она тонизирует мышцы ног, помогает

сохранять ноги в хорошем состоянии. Регулярные упражнения в этой асане рекомендуются бегунам и спринтерам.

Эта поза снимает напряжение в отводящих мышцах бедер и укрепляет их.

170. САМАКОНАСАНА.Тридцать восьмая* (Ф.477).

"Сама" означает такой же, похожий, ровный, прямой, а "кона" - угол, сторона света. В этой асане ноги разводятся в

стороны, а руки складываются перед грудью. Выполнять ее труднее, чем Хануманасану (Ф.475). Обе ноги и

область таза должны находиться на одной линии.

Техника

1. Встать в Тадасану (Ф.1), положить кисти рук на бедра и раздвинуть ноги в стороны насколько возможно

(Ф.29).

Ф.477

2. Положить ладони на пол (Ф.30) и с выдохом раздвигать ноги все шире и шире, так чтобы сесть на пол с

ногами, вытянутыми в одну линию. Вся задняя поверхность ног, особенно подколенки, должна касаться пола.

3. Соединить ладони перед грудью (Ф.477) и оставаться в этом положении несколько секунд.

4. Положить ладони на пол, приподнять бедра и сдвигать ноги все больше и больше, чтобы оказаться в Уттанасане

(Ф.47); затем вернуться в Тадасану (Ф.1) и расслабиться.

Эффект

В этой позе упражняются тазобедренные суставы и достигается свободное движение ног во всех направлениях.

Позвоночник вытягивается, устраняются любые дефекты в его нижних отделах Эта поза, как и Хануманасана (Фото

475), тонизирует мышцы ног, так что ноги приобретают красивые очертания. Предотвращается развитие грыжи и

снимаются боли при ишиасе. Усиливается кровообращение в области таза и половых органов, что способствует их

оздоровлению.

171. СУПТА ТРИВИКРАМАСАНА.Тридцать девятая* (Ф.478).

От слов "супта" - склоняться и одного из имен Вишну - Тривикрама (от "три" - три и "викрама" - шаг, поступь).

Эта асана посвящена Ваманаватару - карликовому воплощению Вишну. В легендах говорится, что Бали, внук

Прахлады, царя демонов, завоевал власть над вселенной. Предавшись аскезе, Бали настолько увеличил свое

могущество, что стал угрожать даже богам, которые обратились за помощью к Вишну.

Бог снизошел на Землю, родившись карликом в семье мудреца-брахмана Кашья-пы и его жены Адити. Когда

Бали совершал священное жертвоприношение, Вишну появился перед ним в виде карлика (Вамана) и попросил у

него столько земли, сколько он мог отмерить тремя шагами. Бали, известный своей щедростью, не колеблясь,

даровал просимое. Тогда карлик принял могущественный образ и сделал три шага.

Первым шагом он покрыл землю, а вторым - небеса. Поскольку для третьего шага не было больше места, Бали

предложил свою собственную голову, на которую Бог и поставил ногу. Затем Вишну отправил Бали и все его

легионы в подземный мир, Паталу, и разрешил ему быть там правителем. Вселенная, таким образом, была

возвращена богам.

Эта асана труднее, чем Хануманасана (Ф.475). Ее делают лежа на полу на спине, при этом выполняется шпагат:

одна пятка покоится на полу, а другая удерживается около головы.

Техника

1. Лечь плашмя на спину на пол, ноги держать прямо (Ф.219).

Поднять правую ногу вверх. Переплести пальцы, вытянуть руки и захватить правую пятку чашей ладоней.

Ф.478

3. Выдохнуть, тянуть правую ногу прямо вниз за голову и поместить большой палец правой ноги на пол, не

выпуская пятки (Ф.478). Внутренняя сторона правой икры будет касаться правого уха, а локти будут слегка

разведены. Левая нога должна все время оставаться выпрямленной на полу.

4. Оставаться в позе столько, сколько возможно, при нормальном дыхании.

5. Освободить правую пятку и положить правую ногу рядом с левой.

6. Повторить позу с той же длительностью, захватив левую пятку и удерживая правую ногу на полу.

7. После этой утомительной позы немного отдохнуть и расслабиться.

Эффект

Ноги полностью растягиваются. Предупреждается и излечивается грыжа. Уменьшаются сексуальные желания и,

соответственно, успокаивается ум.

172. УРДХВА ДХАНУРАСАНА I. Седьмая* (Ф.482).

От слов "урдхва" - вверх, а "дхану" - лук для стрельбы. В этой позе тело прогибается назад, удерживаясь на


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 388; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!