Примерно диаметр пятикопеечной монеты (прим. ред.). 14 страница



Ф.577 Ф.578

2. Согнуть локти и поместить кисти на уровне груди, пальцами к голове, Согнуть колени и подвинуть стопы к

груди, которая слегка приподнимется от пола (Ф.571).

3. Выдохнуть, вжимать ладони в пол, оттолкнуться ногами и вытянуть их вверх (Ф.572). Только подбородок,

шея, руки и верхние ребра должны касаться одеяла на полу.

4. Перенести давление тела на шею и подбородок, согнуть колени (Ф.573) и опускать стопы, пока они не

поместятся на голову (Ф.574). Сделать несколько дыханий.

5. Выдохнуть, опустить ноги еще ниже, чтобы стопы оказались впереди головы (Ф.575).

Ф.579 Ф.580            

Ф.581

6. Поднять ладони от пола, развести руки от плеч, перенести их по очереди за голову и захватить стопы кистями

(Ф.576 и 577). Сделать два дыхания.

Ф.582 Ф.583

7. Выдохнуть, тянуть стопы к полу около висков и щек (Ф.578). Пятки должны коснуться плеч. Теперь давить на

пальцы ног запястьями и предплечьями (Ф.579).

8. Переплести пальцы и положить ладони на пол, надавливая на верхнюю часть стоп запястьями (Ф.580). Это

первая стадия.

9. Оставаться в этой позиции несколько секунд. Из-за интенсивного вытяжения позвоночника и сжатия живота

дыхание будет очень частым и затрудненным. Не задерживать дыхание.

10. Вытянуть руки в стороны, как крылья парящей птицы, и сохранять равновесие в этом положении несколько

секунд (Ф.581). Это вторая стадия, она труднее первой.

11. Положить ладони на пол, перевернуться через подбородок (Ф.582 и 583), перейти в Урдхва Дханурасану

(Ф.486), встать в Тада-сану и расслабиться, либо выполнить Випарита Чакрасану (Ф.488-499).

Эффект

Кроме тонизирования всего позвоночника и органов брюшной полости, эта асана стимулирует нервные центры в

Муландхара Чакре (тазовое сплетение), Свадхиштхана Чакре (поджелудочное сплетение) и Вишуддха Чакре

(глоточное сплетение), а также расположенные там железы внутренней секреции. Благодаря обильному

кровоснабжению улучшается функционирование этих желез, что повышает жизнеспособность.

197. ВИПАРИТАШАЛАБХАСАНА.Пятьдесят восьмая* (Ф.584).

"Випарита" - это обратный, противоположный, перевернутый, а "шалабха" - саранча. Вытяжение в этой позе еще

интенсивнее, чем в Ганда Бхерундасане (Ф.580 и 581), а движения в ней обратны движениям Халасаны (Фото

241).

Техника

1. Лечь во всю длину тела на пол на одеяло, лицом вниз. Вытянуть шею и фиксировать подбородок на одеяле,

чтобы не оцарапать его.

2. Согнуть локти и положить ладони у груди, пальцами к голове.

Ф.584

3. Выдохнуть, согнуть и поднять колени, продвинуть стопы к груди, которая при этом слегка приподнимется от

пола (Ф.571).

4. Сделать несколько дыханий, а затем с выдохом рывком поднять ноги в воздух, вытянуть вверх туловище и

балансировать (Ф.572). Вес тела ляжет на подбородок, шею, плечи, локти и запястья. Стараться дышать

нормально.

5. Выдохнуть, согнуть колени (Ф.573), опустить ноги и двигать стопы за голову так, чтобы пальцы ног

оказались на полу (Ф.582). Вытянуть стопы как можно дальше от головы и постараться выпрямить ноги на-

столько, насколько возможно. Руки вытянуть назад ладонями вниз (Ф.584).

6. Оставаться в этом положении несколько секунд. Эта поза похожа на перевернутую Халасану (Ф.241). Не

задерживать дыхание, которое будет очень частым и затрудненным из-за интенсивного вытяжения позвоночника и

сдавления живота.

7. Согнуть локти и развести руки. Приблизить кисти к плечам и положить ладони на пол. Согнуть колени,

приблизить стопы к голове (Ф.582), перевернуться через подбородок (Ф.583) и выполнить Урдхва

Дханурасану (Ф.486). Встать в Тадасану либо с выдохом проделать Випарита Чакрасану (Ф.488-499) и

расслабиться.

Эффект

Такой же, как Ганда Бхерундасаны (Ф.580 и 581). Целью этих двух асан является пробуждение в организме

Кундалини - Божественной Космической Энергии, которая представляется символически в образе свернувшейся

спящей змеи, лежащей в нижнем нервном центре у основания позвоночника. Йог делает сознательные усилия,

чтобы пробудить эту скрытую энергию и провести ее вверх по позвоночнику в мозг (в Сахасрару -

тысячелепестковый лотос, верхний мозговой центр), а затем он преодолевает свое эго путем сосредоточения на

Божественном Источнике всей энергии, для того чтобы освободиться от мирских оков. "Как реки, впадая в море,

теряют свое название и форму, так же и мудрый человек, освободившись от имени и формы, достигает Высшей

Сущности, Самосветящегося, Бесконечного".

198. ТИРИАНГ МУКХОТТАНАСАНА.Шестидесятая* (Ф.586).

"Тирианг" - это идущий наискось, поперечный, горизонтальный, перевернутый. "Мукха" - это лицо, а также

главный, основной или выдающийся. Уттана - это нарочитое или интенсивное вытяжение. При выполнении этого

наклона назад голова перевернута вниз, а руки, ноги и все туловище подвергаются интенсивному растяжению.

Техника

1. Встать в Тадасану (Ф.1). Раздвинуть ноги примерно на 30 см и положить ладони на таз.

2. Толкнуть область таза слегка вперед (Ф.483), выдохнуть и изогнуть туловище назад, так чтобы вес тела

ощущался на бедрах и стопах (Ф.484).

3. Поднять руки над головой и опустить кисти на пол (Ф.485). Немедленно выпрямить локти и поместить

ладони на пол. Это будет Урдхва Дханурасана (Ф.486).

Ф.585 Ф.586

4. Не двигая с места пятки, увеличить расстояние между пальцами ног, так чтобы стопы находились под углом, а не

параллельно друг другу.

5. С выдохом вытянуть туловище как можно выше, придвигая кисти все ближе к стопам. Оттянуть шею и голову

как можно больше назад и коснуться кистями стоп (Ф.585). Сделать несколько дыханий, которые будут очень

частыми и затрудненными из-за интенсивного вытяжения живота, груди и спины.

6. С глубоким выдохом поднять сначала одну, потом другую кисть и захватить ими голени над лодыжками (Фото

586). Повернуть пальцы ног внутрь и балансировать. Это заключительная позиция. Удерживать ее в течение

нескольких секунд, в соответствии с возможностями, затем положить кисти по очереди на пол и вернуться в

Урдхва Дханурасану (Ф.486), а затем в Тадасану (Ф.1). Когда эта поза будет освоена, можно освобождать

кисти и сразу вставать в Тадасану, не делая Урдхва Дханурасаны.

Эффект

Эта трудная поза укрепляет ноги, тонизирует и оживляет позвоночник и органы брюшной полости. Грудь и

плечевые сочленения полностью вытягиваются, область таза обильно снабжается кровью и оздоравливается.

199. НАТАРАДЖАНАСАНА.Пятьдесят восьмая* (Фото590, 591 и 591а).

Натараджа ("ната" - танцор, "раджа" - господин, царь) - одно из имен Шивы, Бога танца. Шива не только Бог

мистического покоя, смерти и разрушения, но также и Бог танца. В своем гималайском жилище, на горе Кайласа, и

в своем южном доме, храме Чидамбараме, Шива пляшет.

Бог создал свыше сотни танцев, как спокойно грациозных, так и устрашающе грозных. Самый известный из

свирепых танцев это Тандава - космический танец разрушения, в котором Шива, разъярившись на своего тестя

Дакшу за убийство Сати, возлюбленной супруги Шивы, отбивает дикий ритм в окружении слуг (гана), убивает

Дакшу и угрожает вселенной. Шива, как Бог танца, изображен в замечательнейших скульптурах Индии и в

бронзовых южноиндийских статуэтках.

Эта энергичная и красивая поза посвящена Шиве, Богу танца. Он же является источником йоги.

Ф.587 Ф.588

Ф.589 Ф.590

Ф.591

Техника

1. Встать в Тадасану (Ф.1). Вытянуть левую руку вперед и держать ее параллельно полу.

2. Согнуть правое колено и поднять правую стопу. Захватить большой палец правой ноги большим, указательным и

средним пальцами правой руки. Сгибать поднятое колено и вытянуть ногу назад и вверх (Ф.587).

3. Повернуть пальцы правой руки вокруг большого пальца правой ноги. Одновременно повернуть правое плечо и

локоть и вытянуть правую руку за голову, не ослабляя захвата большого пальца ноги (Ф.588). Левую ногу и

левую руку поднимать все выше, чтобы они образовали за спиной лук (Ф.589). Правое бедро будет тогда

параллельно полу, а голень - перпендикулярна (Ф.590 и 591).

4. Левую руку держать прямо на уровне плеча, пальцами вперед.

5. Подтягивать коленную чашечку левой ноги вверх, а ногу держать твердо, как стержень, и перпендикулярно полу.

6. Сохранять равновесие 10-15 секунд, дышать глубоко и ровно.

7. Освободить захват правой стопы, опустить обе руки и вернуться в Тадасану (Ф.1). Повторить позу в другую

сторону, выдерживая ее то же количество времени. На этот раз балансировать на правой ноге, захватить большой

палец левой ноги за спиной правой кистью и вытянуть правую руку прямо перед собой.

Ф.591а

8. Продвинутые ученики могут захватить стопу кистями обеих рук, поставить ее на голову и балансировать (Фото

591а).

Эффект

Эта трудная поза с балансированием развивает чувство равновесия и вырабатывает грациозную осанку. Она

тонизирует и укрепляет мышцы ног, развивает подвижность лопаток. Грудь полностью расширяется. Упражняются

все сочленения позвоночника.

200. ШАВАСАНА (МРИТАСАНА).(Ф.592).

"Шава" или "мрита" значит труп. Цель этой асаны - подражать трупу. Когда жизнь оставила тело, оно лежит в

одном положении, никакие движения невозможны. Сохраняя некоторое время неподвижность тела и спокойствие

ума при полном сознании, вы учитесь расслабляться. Такое сознательное расслабление придает силы и освежает

как тело, так и ум. Но ум гораздо труднее удерживать в неподвижности, чем тело. Поэтому-то эту вроде бы легкую

позу исключительно сложно освоить.

Техника

1. Лечь плашмя на спину во всю длину тела, как труп. Кисти держать нз некотором расстоянии от бедер, ладонями

вверх

2. Закрыть глаза. Если возможно, положить на глаза кусок черной ткани, сложенной вчетверо. Пятки держать

вместе, а носки развести.

3. Вначале дышать глубоко. Впоследствии дыхание станет легким и медленным, без резких движений, колеблющих

позвоночник или тело.

Ф.592

4. Сосредоточиться на глубоких и легких выдохах, при которых в ноздрях не ощущается теплоты дыхания.

5. Нижняя челюсть должна слегка отвисать, сжимать челюсти не следует. Языком не шевелить. Даже зрачки глаз

должны быть совершенно пассивны.

6. Полностью расслабиться и медленно выдыхать.

7. Если ум блуждает, после каждого медленного выдоха следует без напряжения сделать паузу.

8. Оставаться в этом положении 15-20 минут.

9. Вначале ученик может засыпать в этой позе. Постепенно, когда нервы придут в пассивное состояние, он ощутит

себя полностью расслабленным и освеженным. При хорошем расслаблении ощущается ток энергииот затылка к

пяткам, а не в обратном направлении. Чувствуется также, что тело как бы удлиняется.

Эффект

В 32-м стихе первой главы "Хатха Йога Прадипики" сказано: "Лежать на спине, вытянувшись во весь рост на земле,

как труп, - это называется Шавасана. Это снимает усталость, вызванную другими асанами, и приносит спокойствие

уму".

В 11-м стихе второй главы "Гхеранда Самхиты" дано такое описание Мритасаны: "Лежать плашмя на земле (на

спине), подобно трупу, - это называется Мритасана. Эта поза убивает усталость и успокаивает волнение ума". "Ум -

повелитель индрий (органов чувств), Прана (дыхание жизни) - повелитель ума". "Когда ум поглощен, это

называется Мокша (окончательное освобождение души). Когда поглощены Прана и Манас (ум), возникает

безграничная радость" ("Хатха Йога Прадипика", глЛУ, стихи 29-30).

Подчинение Праны зависит от нервов. Ровное, устойчивое, легкое и глубокое дыхание без резких движений тела

успокаивает нервы и ум. Стрессы современных цивилизаций раздражают нервы. Лучшим средством против этого

является Шавасана.

БАНДХА И КРИЯ

201.УДДИЯНА БАНДХА.Двенадцатая* (Ф.593 и 594).

От слова "уддияна" - взлет. Строго говоря, это не асана, а бандха, т.е. сдерживание. Как конденсаторы,

предохранители и выключатели регулируют электрический ток, так и бандхи управляют током праны (энергии). В

этой бандхе прана, или энергия, направляется из нижней части брюшной области к голове. Подробнее бандха и

прана описываются в третьей части этой книги, посвященной пранаяме.

Техника

1. Встать в Тадасану (Ф.1).

2. Расставить ноги на 30-35 см.

3. Наклониться слегка вперед, немного согнув колени, и положить ладони с широко расставленными пальцами на

середину бедер.

4. Опускать голову до тех пор, пока подбородок опустится в ямку между ключицами наверху грудины.

5. Сделать глубокий вдох и быстрый выдох, так чтобы быстро изгнать из легких весь воздух.

6. Задержать дыхание (без всякого вдоха). Подтянуть всю брюшную область к позвоночнику. Сократить брюшную

область и поднимать ее вверх к грудине, нажимая кистями на бедра (Ф.593).

7. Сохраняя такое втянутое положение живота, перенести кисти на область таза.

8. Выпрямить ноги и спину, сохраняя положение живота и не поднимая подбородок от грудины (Ф.594).

9. Расслабить мышцы живота, не изменяя положения подбородка и головы. Если они шевельнутся, немедленно

почувствуется напряжение в области сердца.

10. Сделать медленный и глубокий вдох.

11. Находясь в позициях 6-9, не вдыхать. Позу удерживать не более 5-Ю секунд., в Зависимости от выносливости.

12. Сделать несколько дыханий, затем повторить весь цикл, как указано в пунктах 1-10. Не рекомендуется

повторять этот цикл более 6-8 раз подряд в течение суток. Продолжительность выдержки и количество Циклов

можно увеличивать только под личным наблюдением опытного гуру.

Ф.593 Ф.594

13. Циклы следует выполнять подряд один раз в день.

14. Заниматься можно только на пустой желудок, освободив предварительно кишечник и мочевой пузырь.

15. Сначала разучивать Уддияна Бандху стоя, а затем сидя, как подготовительный шаг к практике пранаямы.

16. Уддияна Бандха выполняется на выдохе (речаке) и задержке дыхания (кумбхаке) в разных типах пранаям,

описываемых в третьей части книги.

Эффект

Эта бандха тонизирует органы брюшной полости, усиливает пищеварительный огонь и способствует выведению

токсинов из пищеварительного тракта.

202. НАУЛИ.Шестнадцатая* (Ф.595 и 596).

Слова "наули" нет в стандартных словарях. Слово "уллола" - большая, волка, прилив— в какой-то степени

отражает процесс наули: боковые и вертикальные волнообразные движения мышц и органов живота. Слово "наули"

образовано от "нау" - лодка и "ли" - прислоняться, ложиться на, прятать или укрывать. Качание лодки в бурном

море дает некоторое представление о процессе Наули. Наули - это крия или процесс, а не асана.

Выполнять Наули следует осторожно, иначе этот процесс может привести ко многим заболеваниям. Поэтому он не

рекомендуется обычным ученикам. Сначала следует освоить Уддияна Бандху, а затем только браться за Наули,

описанную в "Гхеранда Самхите" под названием Лаулики.

Техника

1. Встать в Тадасану (Ф.1).

2. Расставить ноги на 30-35 см, согнуть немного колени и слегка наклониться вперед.

Ф.595 Ф.596

3. Положить ладони с широко раставленными пальцами на бедра сразу над коленями.

4. Опустить голову, чтобы подбородок оказался в ямке между ключицами наверху грудины.

5. Вдохнуть глубоко, затем быстро выдохнуть, чтобы быстро изгнать из легких весь воздух.

6. Задержать дыхание (без всякого вдоха). Подтянуть всю область живота назад к позвоночнику.

7. Пространство между краями таза и ложными ребрами с обеих сторон нужно сделать пассивным, чтобы там

образовались впадины. Одновременно следует толкать прямые мышцы живота вперед (Ф.595 - вид спереди, 596

- вид с боку).

8. Удерживать позицию 5-10 секунд, в соответствии с возможностями.

9. Расслабить прямые мышцы живота, вернуться в положение, описанное в пункте 6.

10. Расслабить живот и медленно вдохнуть.

11. Сделать несколько глубоких дыханий. Повторить описанный в пунктах 1-10 цикл 6-8 раз подряд один раз за

сутки.

12. Практиковать Наули на пустой желудок, освободив мочевой пузырь и кишечник.

Эффект

Укрепляет прямые мышцы живота. В остальном действует как Уддияна Бандха.

Часть III

ПРАНАЯМА

УКАЗАНИЯ И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ

Прежде чем приступать к пранаяме, внимательно прочитайте и хорошо усвойте следующие указания и

предостережения.

Определение пригодности

1. Как возможность обучения в аспирантуре зависит от способностей человека и от навыков работы,

приобретенных им при изучении той отрасли знаний, которой он занимался раньше, и от дисциплины, так и

обучение пранаяме требует овладения асанами и приобретенных таким образом силы и дисциплины.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 374; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!