Примерно диаметр пятикопеечной монеты (прим. ред.). 16 страница



(нади) - Пингалу, который начинается от правой ноздри, и Иду, начинающийся от левой ноздри; они идут вниз, к

основанию позвоночника. Пингала - это нади солнца, а Ида - это нади луны. Между ними находится Сушумна -

нади огня. Как уже указывалось, Сушумна нади -это главный канал нервной энергии, он расположен внутри меру-

данды (позвоночного столба). Пингала, Ида и Сушумна пересекаются друг с другом в различных местах. Эти

узловые пункты называются чакрами, центрами управления механизмом тела, которые можно уподобить маховым

колесам машины.

Главные чакры следующие: Муладхара Чакра (от слов "мула" - основа, причина, источник и "адхара" - опора,

жизненно важная часть) находится в области малого таза над анусом; Свадхиштхана Чакра (от слов "сва" -

жизненная сила, душа и "адхиштхана" - вместилище, местопребывание) расположена над детородными органами;

Манипурака Чакра (от слова "манипура" - пупок) в пупке; Манас Чакра и Сурья Чакра (от слов "манас" - ум и

"сурья" - солнце) расположены между пупком и сердцем; Анахата Чакра (от слова "анахата" - сердце) в области

сердца; Вишуддха Чакра (от слова "вишуддха" - чистый) в области глотки; Аджна Чакра (от слова "аджна" - приказ)

в межбровье; Сахасрара Чакра, которая называется тысячелепестковым лотосом, расположена в полости мозга;

Лалата Чакра (от слова "лалата" - лоб) в верхней части лба.

Возможно, эти чакры соответствуют эндокринным железам, которые снабжают организм гормонами и другими

внутренними секрециями. Чакры Муладхара и Свадхиштхана, возможно, соответствуют половым железам (яичкам,

половому члену и предстательной железе - у мужчин; яичникам, матке и влагалищу - у женщин). Между этими

двумя чакрами расположен орган деторождения, называемый Камарупа, в честь Камы, Бога страсти и любви.

Органам брюшной полости (желудку, селезенке, печени и поджелудочной железе), может быть, соответствует

Манипурака Чакра. Оба надпочечника можно сопоставить с чакрами Сурья и Манас. Анахата Чакра - это сердце и

главные кровеносные сосуды вокруг него. Вишуддха Чакра - это, возможно, щитовидная и паращитовидная, а

также вилочковая железы. Чакры Аджна, Сахасрара и Лалата, возможно, обозначают мозговое вещество, гипофиз и

шишковидную железу.

По тантрическим текстам, целью пранаямы является пробуждение в нашем теле Кундалини, божественной

космической силы. Кундалини символически представляют в виде свернувшейся спящей змеи, скрытой в самом

нижнем нервном центре у основания позвоночника в Муладхара Чакре. Эту скрытую энергию надо пробудить и

заставить двигаться вверх по позвоночнику, пронизывая чакры вплоть до Сахасрары (тысячелепесткового лотоса в

голове, нервной сети мозга), а там соединиться с Верховной Душой. Все это, возможно, аллегорический способ

описания огромной жизненной силы, в особенности сексуальной, которая достигается практикой Уддияна и Мула

Бандх, описанной выше. Пробуждение Кундалини и направление ее вверх, возможно, является символическим

способом описания сублимации сексуальной энергии.

ТЕХНИКА И ЭФФЕКТ ПРАНАЯМЫ

203. УДДЖАЙИ ПРАНАЯМА.(Ф.597).

Приставка "уд" обозначает верх или превосходство. Она также обозначает взрыв или расширение. Ее смысл -

преобладание, сила.

Джайя - это победа, триумф или успех. Другое значение - подчинение, обуздание.

В процессе Удджайи легкие расширяются полностью, а грудь выпячивается, как у торжествующего завоевателя.

Техника

1. Сесть в любую удобную позу, например, Падмасану (Ф.104), Сиддхасану (Ф.84) или Вирасану (Ф.89).

2. Спину держать прямо и неподвижно. Голову опустить так, чтобы подбородок лег в межключичную ямку над

грудиной. (Это Джаландхара Бандха.)

3. Руки вытянуть прямо и поместить запястья ладонями вверх на колени. Кончики больших и указательных пальцев

соединить, остальные пальцы вытянуть. (Этот жест называется Джняна Мудра, символ или печать знания.

Указательный палец символизирует индивидуальную душу, большой - Всеобщую Душу, а соединение их есть

символ знания.)

4. Закрыть глаза и смотреть внутрь себя (Ф.597).

5. Сделать полный выдох.

6. Здесь начинается дыхание методом Удджайи.

7. Сделать медленный, глубокий, стабильный вдох обеими ноздрями. Прохождение вдыхаемого воздуха ощущается

верхней частью неба и производит свистящий звук (са). Этот звук должен быть слышим.

8. Наполнить легкие воздухом полностью. Надо следить, чтобы живот не раздувался во время вдоха (соблюдайте

это во всех видах пранаямы). Такое наполнение легких называется пурака (вдох).

9. Всю область живота, от лобка до грудины, надо оттянуть назад к позвоночнику.

10. Задержать дыхание на 1-2 секунды. Эта внутренняя задержка называется ангара кумбхака. Соблюдать Мула

Бандху, как описано на стр.429.

Ф.597

11. Выдох делать медленно и стабильно, чтобы полностью опустошить легкие. Начиная выдох, следить, чтобы

живот оставался втянутым. Через 2-3 секунды начать медленно и постепенно ослаблять диафрагму. Прохождение

выдыхаемого воздуха должно ощущаться верхней частью неба, а производимый им придыхательный звук (ха)

должен быть слышим. Такой выдох называется речака.

12. Выждать одну секунду перед началом нового вдоха. Этот период ожидания называется бахья кумбхака.

13. Процесс, описанный в пунктах 7-12, составляет один цикл Удджайи Пранаямы.

14. Повторять циклы в течение 5-10 минут, держа глаза все время закрытыми.

15. Лечь на пол вШавасану (Ф.592).

16. Удджайи Пранаяму можно делать и без Джаландхара Бандхи, даже во время ходьбы или лежа. Это

единственная пранаяма, которую можно делать в любое время дня и ночи.

Эффект

Этот тип пранаямы вентилирует легкие, способствует устранению мокроты, повышает выносливость, успокаивает

нервы и тонизирует весь организм. Удджайи без кумбхаки, выполняемая лежа, идеальна для лиц, страдающих

высоким давлением или коронарными расстройствами.

204. СУРЬЯ БХЕДАНА ПРАНАЯМА. (Ф.599).

Сурья - это солнце, Бхедана - производное от корня "бхид": проколоть, пронзить, прорвать.

В Сурья Бхедана Пранаяме вдох производится через правую ноздрю, то есть прана проходит через Пингала, или

Сурья, нади. Затем выполняется кумбхака и далее следует выдох через левую ноздрю, через которую идет канал

Ида нади.

Техника

1. Сесть в любую удобную позу, например, Падмасану (Ф.104), Сиддхасану (Ф.84) или Вирасану (Ф.89).

Ф.598 Ф.599

2. Спину держать прямо и неподвижно. Голову опустить так, чтобы подбородок лег в межключичную ямку над

грудиной. (Это Джаландхара Бандха.)

3. Вытянуть левую руку. Положить наружную поверхность левого запястья на левое колено. Пальцы левой кисти

сложить в Джняна Мудру (как описано в пункте 3 техники Удджайи).

4. Согнуть правую руку в локте. Пригнуть указательный и средний пальцы к ладони и держать их пассивно.

Приблизить безымянный палец и Мизинец к большому пальцу (Ф.598).

5. Положить правый большой палец с правой стороны носа непосредственно под носовой костью, а безымянный

палец и мизинец - с левой стороны носа непосредственно под носовой костью, сразу над изгибом жировой ткани

ноздрей над верхней челюстью.

6. Прижать безымянный палец и мизинец так, чтобы полностью блокировать левую сторону носа.

7. Большим пальцем правой руки прижать жировую ткань с правой стороны так, чтобы наружный край правой

ноздри стал параллельным нижнему краю хрящевой перегородки.

8. Большой палец нужно согнуть в верхнем суставе, а кончик его расположить под прямым углом к носовой

перегородке (Ф.599).

9. Теперь вдыхать медленно и глубоко, управляя правой ноздрей ; помощью кончика большого пальца (ближе к

ногтю). Наполнить легкие полностью (пурака).

10. Затем закрыть правую ноздрю, чтобы теперь обе ноздри были блокированы.

11. Задержать дыхание примерно на 5 секунд (антара кумбхака), выполняя в это же время Мула Бандху (см. стр.

429).

12. Полностью блокируя правую ноздрю, частично приоткрыть левую ноздрю и выдыхать через нее медленно и

глубоко (речака).

13. Во время выдоха регулировать вытекание воздуха из левой ноздри, изменяя давление безымянного пальца и

мизинца так, чтобы наружный край левой ноздри был параллелен перегородке. Давление должно осуществляться

внутренней, стороной кончиков пальцев (дальше от ногтей).

14. Так завершается один цикл Сурья Бхедана Пранаямы. Повторять циклы подряд в течение 5-10 минут в

соответствии с возможностями.

15. Все вдохи в Сурья Бхедане делаются через правую ноздрю, все выдохи - через левую.

16. На протяжении всего процесса прохождение воздуха ощущается кончиками пальцев и носовыми мембранами в

том месте, где осуществляется давление. Прохождение воздуха производит звук, подобный свисту воздуха,

просачивающегося из щели в велосипедной шине. Этот звук следует сохранять постоянным, варьируя давление на

ноздри.

17. Глаза, виски, брови и кожа лба должны оставаться совершенно пассивными, не обнаруживая никаких признаков

напряжения.

18. Ум должен быть полностью поглощен прислушиванием к правильности звука, издаваемого проходящим через

нос воздухом, и поддержанием надлежащего ритма дыхания.

19. Все вдохи и выдохи должны быть равной продолжительности.

20. Нельзя форсировать ни вдохи, ни выдохи. Все время должен сохраняться ровный медленный ритм дыхания.

21. После завершения пранаямы лечь вШавасану (Ф.592).

Эффект

При выполнении этой пранаямы, благодаря прижатию ноздрей, легким приходится работать больше, чем в

Удджайи. В Сурья Бхедане легкие наполняются медленнее, равномернее и полнее, чем в Удджайи, Сурья Бхедана

улучшает пищеварение, успокаивает и укрепляет нервы и очищает лобные пазухи.

Примечание

Часто бывает, что проходы ноздрей неодинаковы: одна ноздря может быть шире, другая - уже. В этом случае

следует регулировать давление пальцев. Иногда правая ноздря бывает полностью блокированной, а левая чистой.

Тогда вдохи можно производить только через левую ноздрю, а выдохи только через правую. С течением времени,

благодаря воздействию пальцев, правая ноздря очистится, и вдох через нее станет возможным.

Предупреждение

Эта пранаяма полезна для страдающих пониженным давлением крови. Тем, у кого давление повышено или

имеются сердечные заболевания, не следует задерживать дыхания после вдоха (антара кумбхака) при выполнении

этой пранаямы.

НАДИШОДХАНА ПРАНАЯМА.

Нади - это трубчатый орган в теле, подобный артериям и венам, по которому течет прана, или энергия. Нади имеют

три слоя, подобно изолированному электрическому проводу. Внутренний слой называется сира, средний - дамани,

а верхний слой, как и весь орган, нади.

Слово "шодхана" значит очищать. Нади Шодхана Пранаяма имеет целью очищать нервы. Небольшая закупорка

водопроводной трубы может полностью прервать водоснабжение. Небольшое препятствие току нервной энергии

может вызвать серьезное нездоровье и привести к параличу конечности или органа.

Техника

1. Следовать технике Сурья Бхедана Пранаямы, описанной в пунктаХ 1-8 (Ф.599).

2. Полностью освободить от воздуха легкие, через правую ноздрю, регулируя отверстие правой ноздри внутренней

стороной кончика большого пальца правой руки (дальше от ногтя).

3. Теперь вдыхать медленно, стабильно и глубоко через правую ноздрю.

регулируя отверстие кончиком большого пальца ближе к ногтю. Наполнить легкие полностью (пурака). Во время

этого вдоха левая ноздря должна быть полностью блокирована безымянным пальцем и мизинцем.

4. После полного вдоха блокировать полностью правую ноздрю давлением большого пальца и ослабить давление

безымянного пальца и мизинца на левую ноздрю. Изменить их положение на наружном крае левой ноздри и

держать этот край параллельно перегородке. Выдыхать медленно, стабильно и глубоко через левую ноздрю.

Освободить легкие полностью. Давление следует осуществлять внутренней стороной кончиков безымянного

пальца и мизинца дальше от ногтей (речака).

5. После полного выдоха через левую ноздрю изменить давление на нее, подобрав соответствующее положение

пальцев. В этом измененном положении нажим будут совершать кончики безымянного пальца и мизинца ближе к

ногтям.

6. Теперь вдыхать через левую ноздрю медленно, стабильно и глубоко, наполняя легкие полностью (пурака).

7. После полного вдоха через левую ноздрю блокировать ее и выдыхать через правую ноздрю, изменяя способ

надавливания правого большого пальца на правую ноздрю, как указано в пункте 2 (речака).

8. Так завершается один цикл Нади Шодхана Пранаямы.

Ритм дыхания в ней следующий:

а) выдох через правую ноздрю

б) вдох через правую ноздрю

в) выдох через левую ноздрю

г) вдох через левую ноздрю

д) выдох через правую ноздрю

е) вдох через правую ноздрю

ж) выдох через левую ноздрю

з) вдох через левую ноздрю

и) выдох через правую ноздрю

к) вдох через правую ноздрю и т д.

Этап а) является подготовительным. Первый цикл Нади Шодхана Пранаямы фактически начинается с этапа б) и

кончается этапом д). Второй цикл начинается с этапа е) и кончается этапом и). Этап к) - это мера

предосторожности, принимаемая после завершения циклов, чтобы избежать одышки, удушья и напряжения в

области сердца.

9. Проделать 8-10 циклов подряд, как описано выше. Это может занять 6-8 минут.

10. Вдохи и выдохи каждой ноздрей должны быть одинаковой длительности. Вначале продолжительность их будет

неравной. Добивайтесь чтобы продолжительность вдохов и выдохов стала одинаковой.

11. Достигнув равной длительности и точности вдохов и выдохов через обе ноздри, можно сделать попытку

задержать дыхание (ангара кумбхака) после вдоха.

12. Такая точность достигается только после длительных упражнений.

Ф.600

13. Задержка дыхания не должна нарушать ритм и длительность вдохов и выдохов. Если этот ритм и равномерность

нарушатся, сократить период задержки или задерживать дыхание не во всех циклах подряд, а через цикл.

14. Во время задержки после вдоха (антара кумбхака) выполнять Мула Бандху(см.стр.429).

15. Не пытаться задерживать дыхание после выдоха (бахья кумбхака, Ф.600), пока не освоена задержка после

вдоха (антара кумбхака). Впоследствии во время бахья кумбхаки выполнять Уддияна (Ф.593, 594) совместно с

Мула Бандхой (см. стр. 429).

16. Задержку дыхания, а также увеличение продолжительности вдохов и выдохов можно осваивать только с

помощью и под непосредственным руководством опытного гуру.

17. После окончания пранаямы всякий раз следует лечь в Шавасану (Ф.592).

Эффект

В НадиШодхане кровь лучше снабжается кислородом, чем при нормальном дыхании, поэтому упражняющийся

чувствует себя освеженным. Нервы успокаиваются и очищаются. Ум становится спокойным и ясным.

Примечание

Вначале выступает пот, появляется дрожь, сильно напрягаются мышцы

бедер и рук. Этого напряжения следует избегать.

Предостережение

1. Людям, страдающим повышенным давлением крови или болезнями сердца, никогда не следует делать задержку

дыхания (кумбхаку). Они могут выполнять Нади Шодхана Пранаяму без кумбхаки с пользой для себя.

2. Люди с пониженным давлением крови могут делать эту пранаяму с задержкой дыхания только после вдоха

(ангара кумбхакой) с пользой для себя.

ПРАНАЯМЫ

БХАСТРИКА ПРАНАЯМА.

От слова "бхастрика" - кузнечный мех. При выполнении этой пранаямы воздух втягивается и выпускается с

усилием, как при раздувании мехов, отсюда и название. Техника описывается здесь в две стадии.

Техника

Стадии I

1. Следовать указаниям пунктов 1 и 2 техники Удджайи.

2. Сделать быстрый энергичный вдох и быстрый усиленный выдох. Цикл Бхастрики состоит из одного вдоха и

одного выдоха. Звук дыхания при этом напоминает шум воздуха в кузнечных мехах.

3. Сделать подряд 10-12 циклов. Затем вдохнуть медленно и глубоко, как в Удджайи. Задержать дыхание, выполняя

Мула Бандху, на 2-3 секунды и сделать медленный, глубокий выдох, как в Удджайи.

4. Такое дыхание по типу Удджайи дает отдых легким и диафрагме и подготавливает их к выполнению новых

циклов Бхастрики.

5. Повторить циклы Бхастрики 3-4 раза, перемежая их дыханием по типу Удджайи.

6. Если звучание проходящего воздуха затихает либо энергичность дыхания ослабевает, сократить число циклов. 7.

По окончании лечь в Шавасану (Ф.592).

Стадия II

1. Следовать указаниям пунктов 1 и 2 техники Удджайи.

2. Подобрать давление большого и других пальцев на ноздри, как описано в технике Сурья Бхеданы.

3. Левую ноздрю закрыть полностью, а правую держать приоткрытой.

4. Энергично вдыхать и выдыхать только через правую ноздрю, выполнить таким образом 10-12 циклов Бхастрики,

как описано выше для первой стадии.

5. Закрыть правую ноздрю и приоткрыть левую. Проделать такое же количество циклов Бхастрики через левую

ноздрю.

6. Убрать пальцы с ноздрей.

7. Сделать несколько глубоких дыханий типа Удджайи.

8. Повторить циклы правой и левой ноздрей по 3-4 раза, выполняя между ними Удджайи.

9. По окончании лечь в Шавасану (Ф.592).

КАПАЛАБХАТИ ПРАНАЯМА.

От слова "капала" - череп и "бхати" - свет, блеск. Это более мягкий вариант Бхастрика Пранаямы. В Капалабхати

вдох делается медленно, а выдох энергично. После каждого выдоха следует задержка дыхания на мгновение. Если

Бхастрика покажется слишком напряженной, сделать вместо нее несколько циклов Капалабхати. По окончании

лечь в Шавасану (Ф.592).

Эффект

Как Бхастрика, так и Капалабхати, активируют и тонизируют печень, селезенку, поджелудочную железу и

укрепляют брюшные мышцы. Улучшается пищеварение, очищаются лобные пазухи, снимается раздражение в

глазах, и человек ощущает бодрость во всем теле.

Предостережение

1. Как в топку паровоза подают уголь, чтобы получить пар для тяги поезда, так Бхастрика генерирует прану для

активации всего тела. Слишком сильный огонь прожигает котел паровоза. Так и слишком длительное выполнение

Бхастрики изнуряет организм, поскольку дыхательный про цесс совершается здесь с усилием.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 373; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!