Ценности и действительность. «Отрицательные ценности»



Ценности, как право, мораль и многие другие явления общественной жизни, существуют и, следовательно, подлежат изучению в двух плоскостях – идеала и действительности. Идеал – это то, что провозглашается должным, действительность – те принципы, которыми люди руководствуются в повседневной жизни. Между ними всегда есть разрыв, дело лишь в степени. Религия, этика, право провозглашают благородные максимы. В действительности люди обычно преследуют свои корыстные интересы. Иногда цинизм общества достигает таких масштабов, что эгоистические интересы открыто возводятся в ранг ценностей.

Это явление, всегда широко распространяющееся в эпоху нравственного упадка, характерно и для современного этапа мировой истории, разумеется, в разной степени в зависимости от местных условий. Знаменитый французский писатель М. Дрюон так оценивал состояние нравов в мире, но в первую очередь, конечно, на Западе: «Человеческая жизнь перестала быть высшей ценностью, терроризм превратил личность в ничто. Бал правят властолюбие и корысть»264. Р. Познер, крупнейший представитель влиятельного в США течения экономического анализа права, известного под сокращенным названием «право и экономика», доказывал, что «теория максимизации богатства является убедительным объяснением как прошлых действий судов общего права, так и теории правосудия»265. Познеру это представлялось вполне нормальным.

Не лучшая ситуация и в нашей стране, особенно после упразднения советской системы ценностей, для которой, впрочем, в огромной мере было свойственно лицемерие. Л.Д. Гудков выделяет «такую черту массового характера или массовой антропологии постсоветского человека, как недоверие к другим, лукавство, нормативные релятивизм, цинизм и готовность приспособиться к любой изменившейся “игре” ценой снижения уровня ожиданий». «Это можно было бы назвать нигилизмом, макиавеллизмом, релятивизмом, – поясняет он, – массовой уверенностью в том, что “справедливости вообще”, “права вообще”, “честности” и т.п. быть не может, что эти “категории” должны пониматься ситуативно и с учетом конкретных действующих лиц». «Индивидуализм раз и навсегда напуганных крепостных, – пишет Л.Д. Гудков, – должен подкрепляться сознанием полной атомизированности общества, не просто отсутствием солидарности, а верой в ее невозможность и соответственно неверием в эффективность и ненаказуемость коллективного действия»266. По поводу современного состояния нравов в России схожие мысли развивал на проходившем в апреле 2008 г. в Санкт-Петербурге круглом столе по проблемам политики государства в сфере нравственности и духовности маститый писатель Д. Гранин. Он говорил, что раньше у людей была мечта о создании справедливого коммунистического общества, а теперь остался только культ денег267.

В таком контексте позволительно говорить об «отрицательных ценностях». При всей парадоксальности этого термина он имеет хождение и право на существование. Не случайно им пользовался Г.Д. Гурвич. Если ценности, по приведенному выше определению Н. Неновски, представляют собой все, что вызывает к себе положительное отношение, воспринимается как благо, польза, цель деятельности, то богатство, власть, служебную карьеру, общественное положение следует отнести к их числу. Не подлежит сомнению, что люди часто руководствуются этими целями, т.е. рассматривают их как первостепенные ценности. Вопрос в том, как достигаются эти цели, нравственными или безнравственными способами, согласуются они с интересами общества или противоречат им, могут ли с точки зрения общественных интересов быть возведены в ранг универсального правила поведения (по кантовскому определению категорического императива) или это обречет общество на гибель. Здесь-то и обнаруживается разрыв между «положительными» и «отрицательными» ценностями (последние с равным основанием можно было бы назвать «антиценностями»). Принципиальное различие между ними улавливает Г.Д. Гурвич, говоря, что «отрицательные ценности… не являются моральными ценностями»268. Это ценности материальные, житейские, бытовые, которые с нравственной точки зрения допустимы только в тех случаях, когда они не противоречат моральным установкам. Подлинные, т.е. «положительные», моральные ценности призваны сдерживать, ограничивать стремление к ценностям «отрицательным», материальным, хотя в действительности мы сплошь и рядом наблюдаем торжество материальных потребностей над духовными запросами.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 764; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!