Ценности и общественные идеалы



Приведенный перечень ценностей при всем многообразии мировоззренческих и политических позиций, которые предполагают отношение к каждой из них, объединяет одно общее свойство. Речь идет о принципах, рассчитанных на разумное устройство общественных и государственно-правовых отношений. Ценности следует рассматривать в этой плоскости, признавая тем самым их условную самостоятельность, обособленность в круге многообразных проявлений человеческой жизни, их столь же условную самоценность, и в то же время, веря в возможность совершенствования общественных институтов.

Этот подход может быть отвергнут с двух точек зрения, консервативной и сугубо религиозной. Обычно они совмещаются.

Консерватизм исходит из принципиальной невозможности достигнуть совершенства в жизни людей, из нереализуемости и пагубных последствий любых планов такого рода. Эта мысль была четко выражена в манифесте императора Николая I от 14 марта 1848 г., в котором революционные события в Европе рассматривались как результат действия умов незрелых и развращенных, неспособных воспринять евангельскую истину о несовершенстве всякого земного правления. К. Леонтьев, один из столпов русского консерватизма XIX в., был убежден, что «не имеют правдоподобия ни психологически, ни исторически, ни социально, ни органически, ни исторически, ни космически всеобщая равномерная правда, всеобщее равенство, всеобщая любовь, всеобщая справедливость, всеобщее благоденствие». Всякая попытка осуществления этих идей, по его мнению, равнозначна тому, чтобы «окончить историю, погубив человечество; разлитием всемирного равенства и распространением всемирной свободы сделать жизнь человеческую на земном шаре уже совсем невозможной»292. Вывод из подобных посылок напрашивается сам собой: нужно все оставить так, как есть. Сущее несовершенно, но неизбежно. Ничего лучшего не придумаешь. П.Б. Струве, перейдя на консервативные позиции под впечатлением первой русской революции, присовокупил к постулатам консерватизма аргумент, идущий от веры: «с религиозной точки зрения проблема внешнего устроения жизни есть нечто второстепенное»293.

Николай I и К. Леонтьев исходят как будто из целесообразности, они убеждены, что преобразования ни к чему хорошему не приведут. Струве полагает, что они вообще не представляют интереса, потому что относятся к устроению земному, материальному, а не небесному, духовному, выступающему как высшая ценность. Если «внешнее устроение» не имеет значения, во всяком случае самостоятельного, то вместе с ним лишаются смысла и ценности, ориентируемые на его улучшение. Они действительны, только если признается важность земных дел и желательность их улучшения.

Можно было бы не останавливаться на методологии консервативного мышления, если бы последнее не возрождалось активно в общественной жизни и литературе, в том числе юридической, постсоветской России. В светском государстве – Российской Федерации предпринимаются попытки рассматривать все проблемы общественного развития исключительно сквозь призму своеобразно понимаемого православия. Это относится и к ценностям. «Дело в том, что принадлежащий к российской цивилизации человек осуществляет в своей деятельности глубинные принципы именно православно-русской идеологии, – пишет доктор философских наук, профессор А. Казин. – Это касается, прежде всего, его отношения к богатству и к свободе. Богатство и все его аксессуары воспринимаются у нас скорее, как соблазн, чем как награда (звучит странно и лицемерно в условиях, когда безудержное стяжательство достигло колоссальных размеров, что вызывает осуждение и со стороны иерархов Русской православной церкви. – О.М.). Слово «свобода» по-русски звучит, скорее, как «с волей Бога», чем «даешь права человеку»294. В монографии «Понятие и сущность права в духовной культуре России» В.В. Сорокин пишет: «Категории свободы, справедливости, равенства, достоинства, интереса, воли не могут претендовать на статус абсолютных ценностей, которые можно занести в сущность права. Это (видимо, отрицание названных «абсолютных ценностей», хотя непонятно, кто считает их абсолютными, – О.М.) обусловлено соображениями безопасности личности, общества и государства. Перечисленные категории не исчерпывают сущности права. Сущность русского права отражают абсолютные духовные (православные и морально-нравственные) идеалы истины (любви), добра и красоты»295.

Здесь весь набор консервативных идей. Неубедительность ценностей, на которых базируется доминирующее, либеральное направление юриспруденции ХVIII–XX вв., обосновывается, с одной стороны, их неспособностью обеспечить безопасность (аргумент в духе К. Леонтьева), а с другой – второстепенностью всякого «земного устроения», его безусловным подчинением высшим духовным целям, диктуемым православием. Последняя установка лишает смысла рассуждения об особых принципах организации общества и государства, ибо они все сосредоточены в религии. Отсюда сочувственное цитирование одного из видных представителей отечественного консерватизма рубежа ХIX и XX вв. Л.А. Тихомирова («Никогда русский человек не верил и не будет верить в возможность устроения жизни на юридических началах»296) и прямое подтверждение этой мысли автором – нашим современником: «Русский народ – народ православный. Формальный закон ему чужд, поскольку он живет по внутренней Правде – истине и справедливости, а внешняя правда отдана государству для борьбы с врагами Отечества»297.

Изложенное отношение к внешней правде – свойство не религиозного мировоззрения вообще, а лишь его консервативного направления. Традиционное христианское деление на град земной и град Божий вовсе не предполагает непременно пренебрежительного отношения к граду земному, к которому принадлежат государство и право. Конечно, он второстепенен в сравнении с высшими духовными целями религии, он должен быть им подчинен. Но град земной неизбежен, а осуществление в нем высших принципов в немалой мере зависит от земных законов и учреждений. Следовательно, они не лишены интереса и определенной самостоятельности, без признания которых рассуждения о нравственных ценностях применительно к государственной жизни становятся беспочвенными.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 577; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!