Вспомогательный лекционный материал.



 

Проблема увлеченности занятиями музыкой с одной стороны, и качества знаний с другой, в воспитательно-учебном процессе ДМШ, ДШИ актуальна. При полуторачасовом уроке сольфеджио (в неделю) много времени уходит на записи правил. А время можно сберечь, используя опорные символы, схемы, схемы- конспекты. Во многих схемах-опорах заключен алгоритм мыслительных действий учащихся.

Весь теоретический материал можно отобразить графически, играя с учащимися в музыкальную страну (ее можно нарисовать на одной из стен класса). Попробуем пофантазировать вместе с детьми.

В основании музыкальной страны – Море Вдохновения с 3-мя китами: песней, танцем, В центре – лестничка-лад, главный закон жителей музыкальной страны. Высота ступеней соответствует тоновому расстоянию мажора параллельного минорного ладов. «Лад – это сказка и реальность, ступени превращаются в ноты, а лад – в тональность. Ноты-ступени живут в домиках-тональностях. Домики расположены по квинтовому кругу, обрамляя лестничку-лад, по 2-ум улицам диезной и бемольной. Под каждым домиком мажора через 1 ступень находится минорный домик-тональность, а на общей крыше – ключевые знаки. В таком виде знакомы с квинтовым кругом уч-ся 1-2- классов.

Самым маленьким необходимо быстро получить представления об основных элементах музыкальной речи, без которых невозможно вести речь об изобразительных, эмоционально-выразительных качествах музыки. Специфика каждого понятия раскрывается при активном слушании музыки и использовании опорных символов, которыми дети играют в лото, озвучивают, выкладывают в процессе анализа и т.д. Если воображение уч-ся рисует образ, не несходный с предложенным учителем, он пользуется «своим» опорным символом или убеждает всех в его преимуществах и дарит его классу.

За городком тональностей расположен Лес Фантазии. Среди волшебной природы приютились опорные символы средств выразительности: темпа, динамики, склада музыки, формы, фразировки, размера. Представления о вариационной, сонатной формах формируются у уч-ся 2 класса, по мере их «взросления» совершенствуются понятийные, речевые, слуховые, аналитические умения и навыки.

В лесу Фантазии есть заповедник интервалов-интонаций зверей и птиц. На каждого обитателя леса Фантазии сочиняются попевки, стихи, сказки.

Ч.1.-улитка, м.2 злой, колючий ежик, б.2.добрый ежик,, м.3 –кукушечка осенняя, б.3 –кукушечка весенняя, ч.4 –петушок, ч.5 –медуза, м.6,б6 –олени илилебедим.7 добрый дикобраз, б.7- злой, колючий, ч.8 –жираф. Можно использовать символы Кирюшина: терции – мальчики, девочки, септимы – драконы.

Первоначальные эмоционально- образные представления об интервалах во 2 классе переходят в понятия, умения, навыки. Для быстрого определения на клавиатуре, в нотном тексте, построения и пения интервалов можно использовать схему с черными, белыми, «полосатыми» интервалами.

Кто из педагогов теоретиков не досадовал на потерю «урочного» времени с учащимися под. группы и 1 класса при записи домашнего задания? Можно «записывать» задания при помощи рисунков: карандаш – писать, кисточка – рисовать, две ладошки – хлопать, кисть - играть, овал с ртом-точкой – рассказывать, овал с малым овалом – петь, с вопросительным знаком - сочинять.

Используя символы-опоры можно поиграть в музыкальное лото. Учащимся раздаются таблицы:

По символам-опорам идёт опрос по правилам: (1.- динамика; 2.- гомофония; 3.- регистры; 4.- усиление звука; 5.- лад; 6.- ритм; 7.- дыхание, 8.- ослабление звука; 9.- тональность.) с иллюстрированием (1. Бетховен «Весёлая-грустная», 2. ч.н.п «Аннушка», 3. И. Шамо «Весенний дождь», 4. р.н.п. «Дон-Дон», 5. «Песенка про лад» Е. Милютиной, 6. р.н.п. «Солнышко» с прохлопыванием ритма, 7. выполнение вдоха по руке с задержкой дыхания, 8. вокально-хоровое упражнение на ослабление звука на примере первого предложения р.н.п. «Во поле берёза стояла», 9. правила: тональность - ступени, превращение в ноты, позже – показ, пение по ручному нотному стану Г. Струве.)

Аналогично можно оформить музыкальные викторины по слушанию в подготовительной группе.

Например:

С. Прокофьев «Марш» Р.н.п. «Во поле берёза стояла» С. Рахманинов «Итальянская полька»
Л. Бетховен «Сурок» А. Филлипенко «Весёлый музыкант» Д. Кабалевский «Танец молодого бегемота»
П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» Р.н.п. «Уж как шла лиса» П. Чайковский Вальс из балета «Спящая красавица»

Раздаются 9 карточек с порядковыми номерами. Узнав дидактический фрагмент, ученик накладывает на таблицу карточку с порядковым номером.

Для формирования представления о ладотональности можно использовать пособие «Ладотональность» из «Программированных д/з» Е. Милютиной, которое накладывается на остов мелодии на разной тональной высоте.

У учащихся 9- 11 лет закладываются основы духовности, которые результат дадут позже. Об этом писал Выгоцкий – «отороченная реакция на искусство». Поэтому важна межпредметная интеграция музыки и ИЗО, литературой, историей. В этот период закладывается база для собственных этико-эстетических суждений. Игровые методы интеллектуализируются, изменяется наглядность. Предметно-образная наглядность постепенно уступает место программированной (перфокарты), графической, с опорными символами, схемами, требующей определённого уровня мыслительных процессов (умозаключение, сравнение, обобщение, проблемные поиски…). В пении используется нотная запись, ручной нотный стан Г. Струве. Со 2-го класса вводится 2х-голосие. Возможно использование наглядности при интонировании 2х-голосных упражнений и элементов театрализации.

Для озвучивания этого упражнения выбираются две группы детей и, выстроив их в шеренгу, сначала поочерёдно исполняется партия каждого голоса с движением на месте (2 голос), и мелкими шажками вперёд-назад (1 голос). Аналогично можно работать над следующими упражнениями.

Увеличивается объём теоретических сведений, изучаемых в 3м-5м классах. Закрепляется фоническое восприятие интервалов по эмоционально-образным характеристикам, формируются начальные представления о гармонии. Например: сказка о Мелодии. Предлагается рисунок мелодии («змейка»)

Жила-была мелодия и она дружила с ритмом и гармонией (педагог исполняет фрагмент «Утро» Эдварда Грига из сюиты «Пер Гюнт», затем отдельно мелодию, гармонию-сопровождение и прохлопывает ритм). Но ей надоели друзья, и она их прогнала. Теперь Мелодию никто не узнавал, (педагог исполняет мелодию без сопровождения с пунктирным ритмом). Детям задаётся вопрос: «Что случилось с Мелодией?» Заканчивается сказка возвращением друзей и хоровым пением попевки «Солнышко восходит» («Хрестоматия по музыке» Д. Кабалевский 2 класс).

Можно использовать сказки В. Кирюшина о Королеве – Тонике, Поварихе – Субдоминанте, варившей суп из жёлтого цыплёнка, и коварном Министре-Доминанте, в аудиозаписи и дополнить их примерами музыкальных произведений – (Ф. Шуберт «Вальс» F- dur, В. Красев «Ёлочка» C – dur, и т.д.). Гармонические функции учащиеся показывают карточками (синяя – Т, жёлтая – S, красная – D) или пластически (T- ладони параллельно полу, S – рисуем S в воздухе. D- ладони соединены и выдвигаются вперед).

Углубляются знания о музыкальной форме. Форма периода осваивается при слушании Прелюдии № 7 Ф. Шопена А – dur. Двухчастная контрастная форма – Бетховен «Весёлая – грустная», трёхчастная форма – Чайковский «Сладкая грёза».

Сонатная форма – Гайдн «Соната ми минор». Учащиеся сочиняют рассказ в сонатной форме. Например: фабула сказки о Принце (гл. п.) и Принцессе (п. п.), испытаниях и свадьбе героев (соответственно экспозиции, разработке и репризе). Опорная схема сонатной формы и детские варианты.

 

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод:

Использование игровых, наглядных методов на уроках сольфеджио определяются психофизическими особенностями учащихся, оживляют учебный процесс, делают его осознанным, что положительно сказывается на отношении к предмету и результатах обучения.

 

Тема 2. Гармонический слух. Основы методики его развития.

План ответа.

1. Гармонический слух в формулировке Б. Теплова.

2. Три стороны развития гармонического слуха: фонизм, функциональное значение, осознание высоты каждого звука.

3. Развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения. Методика работы над тремя сторонами гармонического слуха на начальном этапе обучения.

4. Методика работы над тремя сторонами гармонического слуха в младших, средних, старших классах ДМШ.

5. Сочинение и импровизация как результат работы.

Домашнее задание.

1. Приводить примеры упражнений, адресованных учащимся, с опорой на фонизм, функциональность, голосоведение, исполнять музыкальные иллюстрации по теме.

2. Е.Давыдова «Методика преподавания сольфеджио» с.77-90.

3. Н.Бергер «Современные. концепции и мет. Обучения музыке» с.153-201.

4. С.Оськина «Музыкальный слух» с.11-23, 31-34, 41-50.

 

Вспомогательный методический материал.

I. Формулировка Б.Теплова – «Гармонический слух - переход от простого ощущения к сложному, от воспри­ятия единства к восприятию единства и множества одновременно».

Алгоритм развития гармонического мышления:

1 .восприятие анализ – 2. теоретическое осмысление – 3.воспроизведение – 4.творчество

формирование фонда репродуктивный компонент продуктивный

элементов, компонент

накопление ощущений

II. 3 стороны развития гармонического слуха:

фонизм функциональное значение голосоведение

ощущение восприятие рациональное осознание

эмоционально- осознание высоты каждого звука

образный символ устойчивости-неустойчивости

(типы многоголосной фактуры - гомофонно-гармоническая (гармоническая), полифоническая (ими­тационная, подголосочная, контрастная)).

III.Этапы работы по формам обучения (краткий план ответа по таблице).

Гармоническое мышление формируется при работе над одноголосием, 2-ух, 3-ех, 4-ехголосием в пении, сольфеджировании, слуховом анализе, сольфеджировании с листа, сочинении, импровизации на всех этапах обучения – в младших, средних, старших классах.

 

Одноголосие.

При работе над одноголосием в условиях лада гармония ощущается, слышится, чувствуется – это главная задача.

В разных возрастных группах:

младшие школьники – накопление базы для развития гармонического слуха (см. таблицу);

средние, старшие классы – эмоционально-аналитический подход;

продуктивный компонент – сочинение, импровизация мелодических построений, песен, импровизация мелодии на гармоническую сетку и т.д.

2. 2-ухголосие.

а). работа над фонизмом:

интервалы – по фонизму (методика эмоционально-образных ассоциаций В.Кирюшина), работа в среднем регистре (приемы – сопоставление узких, широких, консонансов, диссонансов);

б). полифоническое 2-ухголосие (каноны, р.н.п. – гетерофония, подголосочное 2-ухголосие), гармоническое, полифоническое 2-ухголосие с косвенным, противоположным видами соединения голосов (приемы: пение по болгарской столбице, лестничке, с ручными знаками, по выписанной гамме и т.д.);

в). Продуктивный компонент – сочинение подголосков, менуэтов в стиле барокко и т.д.

 

3. 3-ехглосие.

а).младшие, средние классы- фонизм (семья трезвучий, сказка о Королеве-Тонике, поварихе-Субдоминанте и министре-Доминанте – T, S, D -по эмоционально-образной характеристике);

трезвучия с обращениями от звуков (анализ интервальной структуры, показ пальцами положения кварты, пропевание), обращения главных трезвучий, D7;

ст. классы – внутрифункциональное разрешение вводных септаккордов, бифункциональное разрешение II7, обращения D7.

б).мл. классы функциональные связи – больше на интуитивном уровне (T T

T; TSD).

Ср. ст. классы – гармонические обороты (Йорсильд – программное содержание), с восприятием и осознанием голосоведения: вычленение басового голоса и других голосов.

в).продуктивный компонент: развитие голосов, сочинение, импровизация в жанрах и т.д.

 

Формы Младшие классы Средние классы Старшие классы
Одноголосие
Пение, игра, элементарный анализ (впечатления, ощущения, осознание, знания, умения, навыки) Формирование чувства лада, фонда элементов: распевки в игровой форме, классное сольфеджирование, домашнее, сольфеджирование с листа (ф.л.т.), анализ ф.л.т., построений в мажоре, миноре, в гаммаобразном движении, построении и пение, анализ по игровому плану, пение блоков (не более 4-ех), установление связи между звучанием и графическим изображением. Ф.л.т., опевание устойчивых ступеней, слуховой анализ, построение, пение инструктивных мелодических построений (определение количества блоков и определение их), пение гамм, тетрахордов, движение мелодии по звукам интервалов, аккордов – подразумевание гармонии, формирование функционального слуха. Пение гамм, тетрахордов в ладах народной музыки, альтерированных ладах, сольфеджирование р.н.п., классических, современных произведений, арий, романсов (концентрический принцип обучения).    
Продуктивный компонент Сочинение мелодических построений с ф.л.т. Сочинение мелодических построений Сочинение песен, импровизация мелодий на гармонические последовательности.
Двухголосие.
Построения, интервалы, анализ на слух, по нотам, 2-ухголосное пение Пение канонов, р.н.п. с гетерофонией, ostinato,с подголосками, косвенным, противоположным, параллельным видами соединения голосов. Слуховое восприятие интервалов по фонической окраске (эмоционально –образные символы Кирюшина, контраст: узкий- широкий, консонанс- диссонанс)   Интервалы в ладу, вне лада, р.н.п. с противоположным, косвенным, параллельным, самостоятельным видами соединения голосов. Ладовые интервалы ч.1-м.б.6, ч.8 тритоны. Интервалы в тональности - вслушивание в ступенево–гармоническую основу, определение качества интервала, обращения интервалов. Весь программный материал на более высоком уровне сложности: ладовые интервалы (характерные, 2 пары тритонов), цепочки, составные интервалы
Продуктивный компонент Сочинение интервальных сказок, 2 голоса. Сочинение 2 голоса. Импровизация басового голоса, альтового голоса. Сочинение, импровизация в жанре менуэта.
3-ехголосие
Аккорды, гармонические последовательности, 3- ехголосные мелодии, анализ по нотам, на слух (фонизм, функциональные связи, голосоведение), - пение, игра. T,t, ув.5/3, ум. 5/3. Определение на слух по фонической окраске и с пропеванием. T T T T T T, (с показом рукой условной высоты аккорда в тональности), T, S, D – слуховой анализ в игровой форме. T T T T T T (с уточнением вида обращений) М5/3, Б5/3 с обращениями (фонизм, пропевание), обращения T, затем – S, D (показ рукой кварты, пластический показ функциональности). D7 - распевание, пение, игра от «белых» клавиш, в тональностях. 3 гармонических оборота – игра, пение в мелодическом, гармоническом видах, развитие голосов – мелодическая обработка. Ув.5/3, ум.5/3 с разрешением, D7 с обращениями, II7, вводные септаккорды с внутрифункциональным разрешением. D7 –VI прерванный оборот. Гармонические последовательности 3-ух, 4-ухголосные.
Продуктивный компонент – развитие гармонического мышления. Сочинение историй о главных функциях, о королеве-Тонике. Гармонизация главными ступенями, трезвучиями. Гармонизация. Сочинение на заданный гармонический оборот. Импровизация в жанрах польки, вальса, менуэта, этюда в стиле К.Черни, ансамблевая импровизация. Альтерированных аккорды, побочные доминанты. Сочинение на заданный гармонический оборот. Сочинение на заданный гармонический оборот. Импровизация в жанрах польки, вальса, менуэта, этюда в стиле К.Черни, ансамблевая импровизация. Импровизация джазовых стандартов, блюзов.

 

 

Тема 3. Методика метроритмического воспитания.

1. Значение метроритмического воспитания в процессе обучения на сольфеджио.

2. Вопросы методики метроритмического воспитания в работах А.Барабошкиной, Е.Давыдовой, в исследованиях Б.Теплова, К.Орфа, Ж.Далькроза.

3. Этапы работы над формированием чувства метроритма.

4. Ознакомление с темпом по методике В.Кирюшина.

5. Алгоритмизированная модель освоения ритмических длительностей в различных формах работы от ритмических упражнений до творческого музицирования.

6. Программное содержание с 1 по 7 классы по метроритмическому воспитанию. С методическим анализом примеров по теме.

Домашнее задание.

1. Е. Милютина «Учебное пособие по метроритмическому воспитанию»

2. Н.Бергер «Современные концепции и методика обучения музыке» с.39-86.

3. Е.Давыдова «Методика преподавания сольфеджио» с.57-65.

4. С.Оськина «Музыкальный слух» с.37-41.

 

Вспомогательный методический материал.

 

(Вариант отбора материала для Государственной аттестации по педагогической подготовке)


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 12; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!