Модуль I. История и теория обучения на сольфеджио.



Тема 1. Цели и задачи обучения на уроках сольфеджио в ДМШ,ДШИ и других учреждениях дополнительного образования

План ответа.

  1. Всестороннее развитие музыкального слуха, музыкального мышления, формирование практических навыков — комплексная цель обучения на сольфеджио.
  2. Алгоритмизированная модель дисциплины как комплекс учебных задач, последовательно изложенных в соответствии с программой.
  3. Краткий анализ основных направлений работы: целостного восприятия музыкально-художественных явлений, осознание закономерностей воплощения музыкальных образов, формирование практических навыков (освоение элементов музыкального языка, установление связей между элементами, воспроизведение музыкального материала голосом, графически, на инструменте, включение теоретических знаний и творческая деятельность).
  4. Пути воспитания у обучаемых прочных навыков интонирования, записи музыкального диктанта, слухового анализа, творческих навыков; формы расширения музыкального кругозора, воспитания музыкального вкуса.

Домашнее задание.

  1. Анализировать направления работы на уроках сольфеджио по таблице алгоритмизированной модели дисциплины, составить конспект.

2. Е.Давыдова «Методика преподавания сольфеджио с11-13.

3. Г.Струве «Хоровое сольфеджио».

 

Тема 2. История предмета «Сольфеджио».

План ответа.

1. Краткий обзор различных зарубежных систем сольфеджио.

2. Связь истории музыкальной педагогики с различными системами сольмизации и ладовой организации музыки. Обучение пению в светских монастырских школах с ХI до ХV вв.

3. Реформа Гвидо Аретинского.

4. Развитие хорового пения с ХV по XVII вв.

5. Роль музыкальных академий в обучении учителей пения. Первые русские учебники сольфеджио: «Азбука» А.Мезенца, «Мусикийская грамматика» М. Дилецкого, линейная запись.

6. История сольфеджио в Европе. Относительная и абсолютная сольмизация, их борьба и сосуществование на протяжении XVII— XIX веков во Франции, Англии, Германии, России.

7. Появление абсолютной системы.

8. Относительная и абсолютные системы в музыкальном обучении ХVIII в. - веке Просвещения, во Франции, Англии, Германии и России. Связь истории сольфеджио в России с хоровым пением.

9. Образование консерваторий во Франции и России.

10. Система образования в России: учебные заведения для привилегированных слоев населения и школы для трудящихся, обучение музыке в них.

11. Задачи обучения на уроках сольфеджио. Аналитический метод развития музыкального слуха С. Миропольского. Система подвижного «до» П. П. Мироносицкого. Роль М. Глинки, А. Варламова, Б.Асафьева, Б.Яворского, В. Одоевского, А. Серова, М. Балакирева, А. Ломакина в формировании русской музыкально-педагогической школы

12. Становление системы музыкального образования после 1917 года. Зарождение новой формы уроков сольфеджио - музыкальной грамоты музыкального образования. Деятельность Н.Шацкой, Б.Асафьева, Б. Яворского в области музыкального воспитания

13. Утверждение методического принципа воспитания слуха на ладовой основе в работах А.Островского и Дубовского. Три ступени музыкального образования в 30-50 гг.

14. Научные исследования 50-80 гг. Проблемы обучения сольфеджио с 90 гг. по настоящее время.

 

Домашнее задание.

  1. Работать с первоисточниками, конспектировать, выделяя главное, уметь петь с использованием ручных знаков одноголосные, двухголосные мелодические построения.

2. Е.Давыдова «Методика преподавания сольфеджио» с14-35.

Вспомогательный лекционный материал.

Этапы развития сольфеджио связаны – это эволюция систем сольмизации (исполнение нотного текста голосом), связанных с системой нотации.

Первые нотные записи были относительными в Древнем Китае, Греции, Индии. В России использовалась крюковая система.

Гвидо Аретинский (955-1050) изобретает линеарную систему сольмизации на слоги: ут, ре, ми…., т.е. звуки-ноты уже получили свое название, что дало впоследствии начало абсолютной системе сольфеджио. Первоначально сольфеджио предназначалось вокалистам, поэтому история развития сольфеджио в нашей стране тесно связана с деятельностью хоровых капелл и церковных хоров.

Даниил Локшин в книге «Хоровое пение в русской школе» указывает, что в XI-XV вв. обучение пению входило в занятия монастырских, церковно-приходских школ наряду с обучением грамоте (письму, чтению).

В XV веке открываются частные школы в Москве, Новгороде, Пскове. В XVI веке организуется хор Патриарших певчих дьяков, в котором пели А. Мезенец - автор «Азбуки», и М. Дилецкий, создавший «Мусикийскую грамматику» (XVII в).

М. Дилецкий использовал мануальную технику пения по пальцам, лестнице, по нотам. Он разработал методику пения интервалов.

«Азбука» А. Мезенца построена по пятилинейной системе нотации.

В методике присутствуют следующие принципы:

наглядность, пение интервалов, исходя из ладового чувства, выразительность пения, разделение голосов исходя из их природы.

К XVII веку в области инструментального профессионального обучения господствовала абсолютная система.

 

XVIII век Просвещения - XIX век.

Зарубежье Россия
Относительная система Абсолютная система Относительная система Абсолютная система
Франция. Ж.-Жак Руссо. Шеве – цифровая система в массовом обучении пению. Англия. Гловер, Кервин – «Тоника соль-фа», аретинские слоги, ручные знаки, абсолютная система с буквенными названиями. Германия. Разновидность относительной системы «Тоника -до» (система подвижного «до».)   Франция. В Париже возникает натуральное сольфеджирование с применением аретинских слогов к высоте До мажора. В обучении в школах для трудящихся Основой становится абсолютная система сольмизации в профессиональных хоровых коллективах: Русский синодальный хор, хор, хор графа Шереметьева (позже. руководитель - Ломакин).  
Продолжает существовать для быстрого обучения пению В Парижской консерватории выходит учебник «Сольфеджии» Керубини, Мегюля, Госсека с окончательным утверждением абсолютной системы сольфеджирования. Основа обучения – тональность До мажор, в ней – гамма, интервалы, аккорды, секвенции.   В индивидуальном обучении игре на инструментах в дворянских учебных заведениях (Институт благородных девиц, Смольный институт, кадетских корпусах…). Хор графа Разумовского, Придворная певческая капелла (Глинка, Варламов).  

Формирование русской культуры и музыкально-педагогических принципов.

М. И. Глинка «Упражнения для совершенствования голоса».

А. Одоевский «Музыкальная азбука».

60-е годы – создание консерваторий, РМО, Бесплатной музыкальной школы (А. Балакирев, позже – В. Ломакин). Сольфеджирование мало связывалось с музыкальной литературой.

70-80 е годы – аналитический метод развития слуха (от целого к осознанию элементов).

А Карасев разрабатывает методику пения с голоса, буквенную и цифровую системы. П. Мироносицкий пропагандирет систему «Подвижного до». Миропольский – «простенькие» песни «служат материалом для обучения».

Следующий прогрессивный этап – разработка элементов методики формирования чувства лада (в противовес интервальной системе).

Педагогическая деятельность Н. А.Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, Лядова, Аренского и др. – сыграли большую роль в дальнейшем совершенствовании музыкального образования.

1919-1930 гг.

В сольфеджио включается слушание музыки.

Островский, Соловьев, Шокин «Сольфеджио», Дубовский «Методический курс сольфеджио»- утверждение ладового принципа развития слуха.

1933г.- сформирована система музыкально образования: ДМШ, училища, консерватории.

50-70-е годы – работы Б. Теплова, Мазеля, Гарбузова, Островского (о преодолении ладовой инерции), Дмитриева («О преподавании четырехголосного сольфеджио»).

Современные проблемы – необходимость включения в методику развития слуха народных ладов, аккордов разных структур (квартовые наслоения, секундовые, альтерированные), приемов переходов из одной тональности в другую путем смещений, сопоставлений…, методов формирования музыкального мышления, творческих способностей и т.д.

(Дополнить самостоятельно в процессе изучения курса).

 

Тема 3. История музыкальности. Онтогенез развития музыкальныхспособностей.

План ответа.

1. Проблема музыкальности и диагностики в работах А.Файста и А.Штумфа, С. Сишор. Компоненты музыкального слуха в работе Б. Теплова «Психология музыкальных способностей» 1947 г.

2. Три уровня музыкальных способностей в диссертации А.Зак.

3. Система музыкальности в работах А. Тарасовой Формирование компонентов музыкальности в онтогенезе, сенситивные участки.

 

Домашнее задание.

1. Приводить примеры, иллюстрирующие различные возрастные и качественные градации развития музыкальности.

2. Е.Давыдова «Методика преподавания сольфеджио с13-17.

3. Тарасова А. «Онтогенез развития музыкальных способностей».

4. Оськина С. «Музыкальная психология» с.5-21.

5. Лаврентьева А. «Генезис сенсорных способностей»

Вспомогательный лекционный материал.

(Онтогенез - процесс развития индивидуального организма, формирование психики индивида).

Ученых, психологов, музыкантов интересуют вопросы: музыкальность – это


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 28; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!