Вспомогательный материал



Относительная ладовая сольмизация

Относительная сольмизация в системе музыкального образования современной Венгрии. Поиски единой платформы для массового и профессионального обучения на пути смыкания относительной и абсолютной сольмизации. Существенные принципы относительной сольмизации:

формирование ладового чувства путем постепенного накопления ступеней лада (начиная с двух-, трезвучной попевки) в их многообразных взаимосвязях;

наличие ручных знаков и слоговых обозначений ступеней лада и ритмических длительностей;

активное включение в механизм формирования ладового слуха его интервального компонента;

навыки транспонирования, ведущие к продуктивному освоению тональностей;

песенно-хоровая основа.

Относительная сольмизация в СССР. Ее особенность в раннем (почти синхронном) подключении абсолютной сольмизации. Слоговые обозначения ступеней лада. Использование ее преимущественно на раннем этапе обучения. Возможность использования ручных знаков обозначения ступеней лада в условиях абсолютной сольмизации (без слоговых обозначений ступеней).

Практическое занятие: показ процесса освоения лада, порядок изучения ступеней, формы пения по ручным знакам, по подвижной ноте на нотном стане, по условной записи слоговых обозначений ступеней в сочетании с ритмом, с подвижным ключом «До», ансамблевое пение (двух- и трехголосие) по ручным знакам.

Болгарская столбица

Мобильность и эффективность приемов регулярной работы по столбице на всем периоде изучения дисциплины сольфеджио. Действенность приемов при воспитании ладового чувства. Возможность поступательного движения от освоения строгой диатоники на раннем этапе через детальную проработку явления ладовой альтерации к освоению техники модуляции в старших классах ДМШ (ДШИ). Возможности работы в одноголосии (вариант, практикуемый наиболее часто) и двухголосии. Несложные элементы политональности в 3-голосии в сильных группах. Ускорение общей реакции обучаемых и активизация их мышления в процессе регулярных занятий по столбице.

 

Домашнее задание.

  1. Составить таблицу (см. пять пунктов плана), заполнять по мере изучения вопроса в течение всего семестра.

2. Е.Давыдова «Методика преподавания сольфеджио» с. 35-48.

 

 

Тема 2. Вопросы организации современного урока сольфеджио, хорового сольфеджио

План ответа.

  1. Сольфеджио и хоровое сольфеджио в ДМШ, ДШИ, в детских хоровых студиях, общеобразовательных школах, кружках.
  2. Задачи всестороннего развития музыкального слуха на уроках сольфеджио в ДМШ. Комплектация групп в соответствии с возрастом.
  3. Вопросы организации уроков сольфеджио.
  4. Формы обучения и варианты структуры уроков.
  5. Основные направления работы.
  6. Формы проведения уроков.
  7. Типы, виды занятий с учащимися.
  8. Методы обучения на уроках сольфеджио.
  9. Формы домашней работы.

Домашнее задание.

  1. Составлять варианты (структуры) поурочных планов для разных классов, подбирать методы обучения в соответствии с дидактическими требованиями.

2. Е.Давыдова «Методика преподавания сольфеджио» с.77-90.

3. Программа по сольфеджио для ДМШ, ДШИ.(1984, 1990, 1996, 2000 гг.)

 

Вспомогательный лекционный материал.

 

ДМШ Подготовительная группа Подготовительное отделение ДШИ Подготовительная группа Подготовительное отделение Центр развития ребенка Подготовительная группа – основы музыкально-творческого развития детей 4-7 лет Факультатив в общеобразовательной школе по музыкально-эстетическому воспитанию.  
Инструментальное отделение: Обучение игре на фортепиано, скрипке, баяне, аккордеоне, сольфеджио, хор, музыкальная литература, слушание музыки, ансамбль, оркестр, ритмика   Приоритетные дисциплины Обучение игре на инструменте: Народные, духовые, скрипачи, обучающиеся на ф-но со 2 класса. 1. Хоровое отделение: хор – специальность (до 4х часов в неделю), дирижирование, вокал, обучение игре на инструменте, хоровое сольфеджио     Приоритетные дисциплины Хор 2. Инструментально отделение (как в ДМШ).   3.Хореографическое отделение п. группа – ритмика, хореография, муз. грамота, элементы сольфеджио и муз. литературы.   4. Художественное отделение   5. Театральное отделение   6. Эстрадное отделение   Классы музыкально-эстетического воспитания: хоровое пение, сольфеджио (ДМШ № 3), фольклорные классы (ср.шк. № 11 - один класс – народная манера пения).

 

Вывод: вариантов учебных заведений много. Функционируют студии при театрах, домах творчества, ДМШ при джазовом колледже в Москве, лицей при РГК и т.д.

В каждой из указанных структур есть предмет сольфеджио.

 

 

  Сольфеджио на  
Инструментальном отделении ДМШ   Хоровом отделении ДШИ
  Обучение игре на инструменте Содержание предмета, темп обучения, задачи, методы диктует Главный предмет   ХОР

Общее между предметами:

1. Задачи – развитие всех компонентов музыкального слуха

2. Программное содержание обучения (знания, умения, навыки)

3. Единая структура занятий, форм, методов, приемов обучения.

4. Академическая постановка голоса – прикрытое звукообразование, сглаживание голосовых регистров, формирование вокально-хоровых навыков – певческой установки, дыхания, звукообразования, дикции, строя, ансамбля.

Возможны классы с народной манерой пения.

Отличительные особенности

В обучении используется репертуар

 

1. Индивидуального обучения игре на инструменте 1. Хорового класса
(гармонизация, сочинение, импровизация по модели «исполняемого произведения», целостный анализ, элементарный анализ произведения по специальности, технические зачеты – совместное проведение и пр.)   (гармония исполняемых произведений, сочинение 2 голоса, игра, пение хоровой партитуры, целостный элем. анализ хорового произведения…)   2. Более пристальное внимание к качеству звука

 

Задачи предметов сольфеджио – хорового сольфеджио.

1. Развитие всех компонентов музыкального слуха:

звуковысотного, ладового чувства, чувства метроритма, накопление фонда элементов в коре головного мозга, формирование гармонического слуха, внутреннего слуха, музыкальных рефлексов на отношение: вижу – пою, слышу – записываю, слышу – пою, играю…

Организационные вопросы

1. Комплектация групп 10-12 человек одного возраста

7-летнее обучение – с 7 лет

5-летнее обучение – с 9 лет

подготовительная группа – с 4-5 лет, 5-6 лет

2. Организация занятий в течение недели, года

1.5 часа в неделю (академических) 1 час 10 минут астрономических или 2 раза в неделю по 45 минут

I четверть – 9 уроков II четверть – 7 уроков III четверть – 10 уроков IV четверть – 5-7 уроков

3. Примерная структура уроков и хронометраж

I. Организационный момент – 2-3 минуты

II. Распевание, вокально-интонационные упражнения, повтор теоретического материала, опрос домашнего задания – 15 минут.

III. Сольфеджирование – 10 минут.

IV. Слуховой анализ – целостный и элементарный – 5-7 минут

V. Диктант – 15-20 минут

VI. Ритмические, творческие упражнения, дидактические игры – 10 минут

VII Уточнение домашнего задания (домашнее задание дается в течении всего урока)

VIII. Подведение итогов урока (кто как работал, что нового узнали), оценки - 2-3 минуты

а) эмоциональность

б) рост навыков

в) мера приложения сил

4. Домашняя работа – стараться все сделать на уроке, но закрепление дома необходимо.

Домашнее задание младшие классы – 10 минут

Домашнее задание средние классы – 15 минут

Домашнее задание старшие классы – до 30 минут.

Ежедневно отмечать время, заниматься после урока.

Формы домашней работы: выучивание правил, запись правил с проговариванием и пропеванием, упражнения в нотных тетрадях, запись классного диктанта, самодиктант, выучивание намять мелодий, пение с запаздывающей игрой, транспонирование, упражнения на группировку, сочинение – досочинение, творческие задания

 

Планирование учебного процесса.

В число обязательной документации входят перспективные (или календарно-тематические) и поурочные планы.

Вариант «шапки» и заполнения календарно-тематического плана.

3 класс гр. «В».

№ урока Количество часов Тема Музыкальная грамотность Формирование вокально-интонационных навыков. Межпредметная связь хором индивидуальным обучением игре на инструменте. Сольфеджирование и ладотональное воспитание. Хоровое пение. Слушание музыки. Целостный анализ. Элементарный анализ. Диктант. Метроритмическое воспитание. Элементы ритмики. Формирование творческих навыков способностей. Домашнее задание.
  1,5 Повторение: лад, таблица тональностей,.параллельные тональности. 1. «Добрый день» на виды лада. 2 Упр. на звукообразование. №№ 219, 117 с анализом 2.a moll 3 в. 2-ухголосное сольфеджирование Канон «Во поле береза». Мусоргский «Слеза» Виды лада, ступени, Б5/3 М 5/3 Гармонический Четверть с точкой и восьмая Гармониз. «Во поле береза»  
  1,5                    

Вариант поурочного плана.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!