Практика преподавания психологии в зарубежной школе



Вопрос о праве на существование «Психологии» как учебного предмета в школе обсуждается в Европе на протяжении двух последних веков. Необходимость введения психологических знаний в общеобразовательный курс учебных заведений понималась, признавалась и поддерживалась не только крупнейшими философами, например Гегелем в Германии, но и педагогами, политиками, чиновниками от просвещения. «Психологию» вводили в учебные планы, через какое-то время исключали, ссылаясь на неудовлетворительное

качество преподавания, и снова вводили. Неудовлетворительное качество преподавания в основном связывалось с двумя причинами: отсутствием специальной подготовки у преподавателей и чрезвычайной сложностью предлагаемого учащимся материала.

С некоторыми перерывами «Психология» как предмет в средних учебных заведениях существует в Европе с 1811 года. В XIX веке преподавание осуществлялось следующим образом: в Австрии психологии уделялось 2 часа в неделю в 8-м классе гимназии, в Италии — 6 часов, начиная с 6 класса, во Франции — 8 часов в неделю в последнем классе философского направления, в Германии — 2 часа в неделю. При этом психология как область знаний изучалась в рамках философии, как философская пропедевтика - в тесной связи с логикой.

В начале XX века интерес к психологии как науке возрос, психологические идеи стали проникать в более широкие слои общественной жизни, что нашло, естественно, отражение и в дидактике. Уже в первой половине нашего столетия «Психология» имела свое место в учебных планах как полноправная школьная дисциплина в развитых странах Европы и Америки. Психология преподавалась в старших классах, т.е. для учащихся 16-18 лет 1-2 часа в неделю в течение семестра в качестве предмета по выбору. Общая установка в преподавании психологии сводилась к тому, чтобы дать определенное количество информации по специальным вопросам, обеспечить изучение некоторых психологических понятий и категорий.

Начиная с 60-х годов XX века в преподавании психологии проявляются новые тенденции. Во-первых, появляются спецкурсы, которые с разными вариантами чаще всего имеют название «Социальные и личностные умения». Во-вторых, разрабатываются психологические развивающие программы, которые объединялись одной общей идеей личностного роста. В-третьих, в 70-х годах разработкой программ по психологии для школ начинают заниматься отдельные исследователи или группы самостоятельных исследователей. В результате, например, в США к концу 80-х годов уже имелось 200 самых разнообразных программ по психологии в школе. Параллельно с разнообразными развивающими программами в обучении сохраняется место и за традиционным изложением психологических знаний, предназначенных старшеклассникам.

Таким образом, можно выделить два направления работы школы на Западе и в Америке в области введения психологических знаний в школьное образование. Первое направление — это разработка экспресс-курсов, рассчитанных на короткий интервал учебного времени (от 2-х недель до 6 месяцев), имеющих совершенно определенные задачи и прагматически ориентированную идеологию.

Второе направление — объемные учебные курсы, включающие целый спектр самоподготовки ребенка к самостоятельной жизни (эти же тенденции существуют и в российской школе). Проведенный анализ

позволяет выделить в данном направлении три вида «Психологии в школе», которые являются типичными и могут характеризовать тенденции и перспективы развития указанной проблемы в развитых странах Европы, США и Канады на сегодняшний день.

Во-первых, имеют место крупные по масштабу программы, проводимые в основном университетами. Такие программы: а) осуществляются большой группой исследователей и учителей; б) предполагают целую систему специальной подготовки учителей к реализации программы в условиях конкретной школы; в) охватывают довольно большое количество школ. В качестве примера может быть рассмотрен процесс реализации «Пасторальной программы» в английских школах.

Во-вторых, это так называемые авторские учебные курсы, разрабатываемые коллективом исследователей под руководством автора. Например, курс «Positive Action» (Позитивный поступок), предло­женный Кэрол Оллред.

В-третьих, это традиционно построенные учебные курсы с использованием учебников классического образца. В качестве таких типичных учебников, лежащих в основе учебных курсов, могут быть рассмотрены: «Psychology Understanding» («Введение в психологию») и «Psychology» («Психология»).

2.2. Особенности реализации «Пасторальной программы» в английских школах

«Пасторальная программа» активно разрабатывается группой Оксфордских исследователей с конца 70-х годов XX в. в духе идей гуманистической психологии и отражает приоритетные направления реформы западной школы, на которые возлагаются большие надежды. Она считается перспективной, т. к. ее методологическим основанием является стремление усилить гуманистическую, общечеловеческую направленность школьного воспитания; реорганизация воспитывающего обучения с целью более эффективного формирования личности школьника.

«Пасторальная программа» является наиболее крупной про­граммой в рамках известного направления Experiental learning («Учение через опыт»). В 1954 году термин «пасторальный» был употреблен печатно впервые. Но прошло десятилетие, прежде чем его стали употреблять в школах, и только в начале 70-х годов он стал широко

признанным.

По определению авторов-разработчиков "Пасторальную программу"

отличают следующие характерные черты:

• направленность процесса обучения на ребенка при гуманистической атмосфере, декларация развития личности как цель учебных курсов внутри школьных программ;

•подход к учащемуся как к целостной личности; предотвращение
проблем, а не консультация после того, как они произошли; процесс
учения здесь так же важен, как и материал;

• идентификация специфических потребностей (включая
профориентационные) всех учащихся в школе и попытка удовлетворить
их посредством разумно разработанной развивающей программы,
связанной с личностным, социальным и моральным ростом ребенка;

• ориентация на развитие целостного ученика; она избегает
сегментации, характерной для программ по другим школьным
предметам;

• фокусировка учебных целей школы на учении ученика о себе
самом;

• внимание к ребенку как к индивидуальности, максимальное
развитие заложенного в нем потенциала;

• принятие во внимание личностного интереса в учениках как
индивидуальностях, который позволяет помочь им делать выбор и
принимать решения;

• плановый характер учебной деятельности — определение того,
что должно быть выучено, и умений, которые должны быть приобретены;
всего, что должно стать частью формальной программы школы и иметь
отличительные пасторальные цели;

• программа выступает частью учебной программы школы, для
реализации которой имеются специальные структуры и штат.

"Пасторальная программа" рассчитана на 5 лет обучения для работы со средней и старшей возрастными группами средней школы и охватывает также работу с учителями. Пасторальная программа не является программой обучения психологии в традиционном смысле, предполагающем наличие определенного понятийного содержания и строгого следования процедуре вопросов - ответов на уроках.

Основанием для "Пасторальной программы" является «понимание, вырастающее из совместного обсуждения». Обучение строится таким образом, что в процессе взаимодействия учителя и ученика «проблемы решаются в контексте всей жизни личности». Тем не менее данная программа безусловно является одним из вариантов введения психологических знаний в общеобразовательную школу, имея систему конкретных психологических знаний (т. е. содержание предмета), основные методы, средства и формы, а также концептуальные идеи.

Одной из центральных идей программы является представление авторов о том, что мышление и сознание «формируются и переформировываются под влиянием опыта», что позволяет им рассматривать «учение» как процесс творения знаний через опыт. В учении как в процессе выделяются 4 стадии: конкретный опыт; рефлексивное наблюдение; абстрактная концептуализация; активное экспериментирование.

С учетом такого понимания процесса учения цель "Пастораль­ной программы" определяется следующим образом: развитие ребенка, поддержание его устремлений и зрелости, поощрение достижения ответственной автономии. Однако, чтобы достичь этой цели, ученику необходимо знать свои сильные и слабые стороны, уметь общаться, понимать и чувствовать другого. Поэтому значительное место в обучении уделяется «умениям и чувствам».

Одна из целевых установок программы - воспитание у учащихся «суверенности ответственной личности» или «ответственной автономности», личностной зрелости и ответственности за принимаемые решения, личностной идентификации и сознательной самодисциплины:

Задачи обучения состоят в следующем:

•помочь учащимся извлечь максимум пользы из обучения в школе;

•привлечь внимание к личностным и межличностным проблемам;

•задать центрированный на личности фокус, поскольку невозможно
серьезно рассматривать какой-либо аспект учения и обучения без
рассмотрения интра- и интерперсональных планов.

Задача учителя видится в том, чтобы дать возможность ученику уяснить смысл проблемы, создать свободную и непринужденную атмосферу, которая стимулировала бы ученика к постановке и решению проблемы. Тем самым, учитель выступает как равноправный партнер ученика, уважающий его личность и ждущий этого же в ответ; это человек, который не только учит, но и учится сам. Постулируется уважение учителя к личности обучаемого, передача ценностей и формирование умений.

Программа призвана выработать уважение к творческой де­ятельности, стимулировать занятия искусством и развить сферу моральных оценок. Поощряется самопрограммирование на исследование и открытия в себе («Дело имеется скорее с вопросами, чем с ответами»).

Эмоциональное развитие происходит во взаимосвязи с приобретением знаний. Личностный рост ведет к более высокому уровню самоосознания и большей уверенности в себе. Самосознание -относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида 6 самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми.

Работа с самоосознанием является, как правило, начальным этапом и базой всего последующего курса в "Пасторальной программе"; поскольку невозможно представить себя, свои отношения с другими' свое место в обществе, наиболее перспективное направление развития своей личности, возможную профессию в будущем, не понимая себя; своих личностно-психологических качеств. Курс по самоосознанию предлагает программу структурированных опытов, целью которых является осознание учащимися самих себя, своих жизненных целей и помощь в достижении этих целей. Через этот процесс учащиеся приобретают четкую самоидентичность и лучший самоконтроль (контроль на жизнью).

"Пасторальная программа" задумана как система, формирующая умения и воспитывающая чувства.

В содержание курса включается выработка определенных жизненно важных умений. Роджер Кирк называет три линии развития умений в обучении через опыт в рамках данной программы: индивидуальные умения, значимые для личности в системе отношений, групповые (связанные с необходимостью жить и работать в группе) и управленческие (связанные с вопросами самоорганизации личностью своей жизне­деятельности). Р. Кирк раскрывает содержание каждой группы умений следующим образом.

Индивидуальные умения: расширение понятия успеха; са­моуважение и уважение других; знание себя (оценка своих сильных и слабых сторон); рост уверенности в себе, зрелости и ответственности; способность выражать свои чувства, давать и получать обратную связь; умение наблюдать и фиксировать результаты.

Групповые умения: понимание того, как работает группа; различение задания и процесса; способность работать совместно, терпимо относиться к другим, поддерживать их, искать их сильные стороны; понимание важности лидерства, выявление различных стилей лидерства; способность получать информацию и делиться ею.

Управленческие умения: способность справляться с ежедневными жизненными задачами; способность планировать, устанавливать приоритеты, контролировать свое время; способность решать задачи; способность принимать решения; способность к переговорам.

Д. Хэмблин выделяет еще две группы умений: умения, связанные с самореализацией личности (ориентация на себя), и умения, обеспечивающие эффективную взаимосвязь с другими людьми (ориентация на других).

Значительное место отводится умению учиться, вопросам, возникающим в этой области и в области профориентации, способности принимать решение, разрешать задачи. В качестве наиболее важных учебныхумений называются:

• самооценка; выстраивание стратегии учения и взаимодействия;

• вербализация собственной точки зрения с сохранением способ­
ности воспринимать точку зрения другого.

Тематическое содержание программы характеризуется следующими темами.

1.«Потеря» лица и как успешно справляться с унижением и чувством
собственной уязвимости.

2.Как справляться с эмоциональным шантажом.

3.Как преодолевать фрустрацию без агрессии, апатичного ухода в
себя или депрессии.

4.Как принимать (переживать) чувство вины, критику или похвалу.

Как преодолеть страх, возникающий при отторжении

сверстниками.

6.Как справляться с чувством неадекватности или беспомощности
в определенных ситуациях, например: экзамены, устные ответы на

вопросы,вечеринка и т. д.

7.Понимание, а затем контроль поведения в ситуациях, где
агрессивное реагирование приводит к серьезным последствиям.

8. Как справляться с заниженной самооценкой, которая возникает
при сравнении с другими (сравнение может быть инициировано самим
подростком либо навязываться другими).

Методическая база "Пасторальной программы" - создание возможностей для получения учеником определенного опыта, дальнейшего группового обсуждения наиболее важных моментов, а также для обобщения (абстракции) данного опыта с целью использования в последующем обучении.

В "Пасторальной программе" не ставится целью приобретение понятийных знаний (абстрактных понятий, соотнесение обсуждаемых понятий с другими абстрактными понятиями, рассмотрение их взаимоотношений, места в понятийной иерархии). Для подростков, мучимых вопросом «Кто я?», «Какой я?», теоретические понятия, очевидно, имеют меньшую ценность в сравнении с жизненными знаниями и умениями себя вести. В программе речь идет о приобретении знания, которое можно обозначить термином экспериментальное. В отличие от понятийного, экспериментальное знание возникает не в результате работы с понятиями, а непосредственно в учебной ситуации, которая обсуждается в группе, где ведется разговор о чувствах по поводу ситуации, возможных последствиях действий в заданной ситуации. Происходит приобретение учащимся реального опыта осозна­ния себя. Если же целью является приобретение специфического жизненного опыта («умение жить — это тоже искусство», Э. Фромм), то и работать нужно не с психологическими понятиями, а с тем опытом, который нужно приобрести.

Учитель создает атмосферу безопасности и доверия, выступая в качестве фасилитатора. Фасилитация - повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании значимых образов. Педагог задает некоторую «конфигурацию психологического и жизненного пространства», в которой осуществляется «личностный трансфер». Для этого ученики обсуждают базовые (ядерные) ситуации, в которых они когда-либо оказывались или которые фиксированы в разного рода литературе (в том числе и художественной). Такие ситуации могут быть искусственно созданы в группе или классе. Предметом обсуждения становятся чувства и мысли участников по поводу этих ситуаций, возможные мнения других людей. Таким образом, из совокупного опыта учащихся формируется понятие, близкое к научному, но оформленное в их собственной лексике, языке, с помощью их собственной системы образов. Т.е. ученики используют свою собственную систему метафор, которые являются для них основой смыслообразования при исследовании новой для них области. Искомое понятие становится их личностным понятием.

В качестве средств обучения на занятиях используются игры и упражнения, входящие в учебный курс, которые служат достижению изложенных выше целей. Эти цели и должны быть тем смыслообразующим звеном, которое определяет содержательную стратегию упражнений и игр. Важны при этом даже не сами упражнения и игры, а их обсуждение, в процессе которого учащиеся пытаются увидеть альтернативные, более эффективные варианты подхода к проблеме. Важно не то, какие упражнения или игры будут применяться, а то, что будет стоять за ними, каков будет их результат. Все это в значительной мере зависит от видения целей учителем, от его мастерства и чувствительности. Имея определенную структуру, "Пасторальная программа", тем не менее, предполагает значительную гибкость. Вопросы о том, какие темы сделать лейтмотивными, проводить ли занятия блоками или отдельными небольшими темами, собрать ли курс в одном месте или растянуть его на год или семестр, решаются в школе учителями и администрацией.

Результатом обучения в "Пасторальной программе" является в идеальном случае приобретение опыта в обсуждаемой содержательной области, означенность его и способность применять этот опыт. Причем получается не узкоконкретный опыт, а опыт базовый, который может быть перенесен на другие содержательные области. Приобретается положительная личностная динамика, которая феноменально фиксируется в ответственной автономии, способности верно оценивать свои достоинства и недостатки и на их основе и знании той содержательной области, с которой имеешь дело, принимать оптимальные решения и видеть их возможные следствия и последствия, возможные на различных уровнях и с различным временем проявления.

К результатам обучения относят также способность к самопознанию; развитие критического мышления, эмпатии, терпимости, социальной ответственности — качества, центральные для развития завтрашнего европейского гражданина; приобретение учащимися знаний и умений, необходимых для самопознания и оценки себя, эффективных отношений с другими, развития необходимых учебных планов, исследования профессиональных альтернатив.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!