Гуманитарная парадигма и ее реализация в психологии



Преподавание психологического знания во многом связано с представлениями о психологии как типе научного знания. Принято различать два основных подхода к построению научного знания: естественнонаучный и гуманитарный. Вопрос о соотношении и

взаимоотношении естественнонаучного и гуманитарного знания в структуре общего среднего образования носит принципиальный характер в обсуждении перспектив психологического образования, поскольку является вопросом о двух различных формах отношения человека к миру.

Естественнонаучный подход сложился в эпоху Просвещения, когда
наука оформилась в достаточно самостоятельную сферу человеческой
деятельности. Первой системой научного знания стало естествознание.
Для классического естествознания характерны такие основные
познавательные установки, как ценность объективного и предметного
знания (самоценность объективной истины) и ценность новизны,
постоянного приращения объективного знания о мире (как результат
исследования). Фактическим образцом для наук XVIII в. стала новая
механика Ньютона, а идеи механицизма стали в классическом
естествознании доминирующими.

Многие современные направления в психологии основаны на
естественнонаучном подходе к изучению человека. При этом
исследователи предполагают, что изучение внутреннего мира человека
принципиально не отличается от исследования в нем природных
явлений. Человек рассматривается как объект в ряду других объектов.
Как и объекты природы, человек ставится исследователем под контроль
и превращается в источник информации. Для получения искомых знаний
над ним совершают различного рода операции, подвергают;
эксперименту и т.п.,

В качестве альтернативы естественнонаучному подходу может быть рассмотрен гуманитарный подход к разработке проблемы человека в, науке. Различают широкое и узкое понимание термина «гуманитарный», Широкое понимание термина вбирает в себя всю проблематику человека: его общественное бытие, культуру, самого человека. Это так, называемые гуманитарные науки. Специальное понимание термина «гуманитарный» связано с познанием собственно человеческого в человеке, с раскрытием человеческой субъективности. Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни.

Гуманитарная познавательная парадигма в науке представляем собой познание природы, общества, самого человека р антропологической, человековедческой позиции, привнесение «человеческого измерения» во все сферы общественной жизни. В рамках гуманитарной парадигмы основным способом познания человека и его «второй природы» выступает понимание. Понимание исторического события, произведения культуры, внутреннего состояния другого человека предполагает пристрастное, заинтересованное отношение субъекта познания, своеобразное его вживание в изучаему(о реальность. Понимание - это не только знание, но и соучастие", сопереживание, сочувствие другому. Неотъемлемым моментом.

понимания является личный опыт исследователя, его нравственные, мировоззренческие установки, ценностные ориентации, его отношение к познаваемому.

Гуманитарная парадигма предполагает использование в познании субъектного подхода. При этом человек воспринимается исследователем как активный субъект общения. Исследование, по сути, принимает форму диалога двух суверенных субъектов. «Любой объект знания (в том числе человек), - писал М.М. Бахтин, - может быть воспринят и познан как вещь. Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, понимание его должно быть только диалогическим» (Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979).

При диалоговом общении исследователя и испытуемого происходит изменение, развитие субъектов общения. Эта особенность отличает гуманитарное познание от естественнонаучного, при котором объект изучения остается тождественным себе на всем отрезке исследования. С этим связана ограниченность в применении количественных методов при изучении гуманитарной сферы.

Различие естественнонаучного и гуманитарного подходов в науке отчетливо проявилось в психологии уже в конце XIX в. Проблемы познания сложного мира душевной жизни человека, его психологической организации, постижения человека в целостности и уникальности начинают обсуждаться с позиций различения объяснительной (естественнонаучной, атомистической) и описательной (понимающей) психологии (В. Дильтей). Объяснительная и описательная психология демонстрируют два принципиально отличных подхода к человеку.

Объяснительная психология - подход, ориентированный на требования и познавательные средства естествознания и стремящийся объяснить уклад душевного мира с его составными частями, силами и законами точно так, как химия и физика объясняют строение мира телесного. Она стремится подчинить явления душевной жизни причинной связи, взяв за основу ограниченное число исходных психических элементов (ощущения, чувства). Из этих элементов конструируется вся душевная жизнь человека, Такая психология представляет собой, говоря словами В. Дильтея, «учение о душе без души», она не способна проникать в духовную ценность человека, понять человеческую индивидуальность.

Описательная психология, согласно В. Дильтею, подход, который исходит из непосредственной данности субъекту внутреннего опыта, изначально представляющего собой живую связь и целостность. Предметом описательной психологии должны являться развитой человек и полнота готовой душевной жизни. Последняя должна быть понята, описана и проанализирована во всей ее целостности.

В современных условиях ориентация психологии на гуманистические идеалы во многом связана с поиском ответа на главный вопрос: что такое человек по своей психологической сути? С философско-мировоззренческой точки зрения, человек - существо безмерное, а это значит, что познать окончательно его невозможно. Его нельзя описать единой формулой и к этому не нужно стремиться. С психологической точки зрения, человек - существо многомерное, т.е. он имеет различные проявления. Различным проявлениям человека адекватны различные методы исследования. Тем самым, нельзя отрицать возможность использования методов объяснительной психологии, но необходимо понимать их ограниченность в познании высших уровней человеческой реальности.

Продуктивное решение проблемы изучения психологии человека предложил Б.С. Братусь. По его мнению, необходимо различать человека как безмерное существо и личность как способ организации человеческой сущности. Предметом психологического исследования следует считать не готовые, сложившиеся свойства личности, а механизмы их формирования, становления. Полученные данные могут стать одновременно и объективными, и не противоречащими трансцендирующей, изменяющейся природе человека. Это обусловлено тем, что в такого рода исследованиях мы будем стремиться фиксировать, овеществлять, ставить границы и определять масштабы не развития человека как такового, которое не имеет фиксированной, заранее установленной границы и масштаба, но психологическим механизмам, путям, которые опосредуют это развитие, существенно влияя на его ход и направление.

Вместе с тем, нужно отметить, что в определенных ситуациях возникает необходимость выявления как раз сложившихся свойств личности. В частности, диагностика хода психического развития школьников нацелена на определение уровня его развития (сложившихся форм психики). Практическое значение такого объективного исследования личности школьника заключается в оценке соответствия достигнутого им уровня возрастному нормативу; оно ориентирует педагога в оценке эффективности его деятельности.

Вопрос о соотношении естественнонаучного и гуманитарного знания в системе школьного образования является по сути вопросом о соотношении умственного (понятийного) и нравственного развития в педагогическом процессе. В этом случае гуманизация образования может быть рассмотрена как процесс использования нового типа научности - гуманитарной познавательной парадигмы, в интересах усиления смысловой сферы сознания обучаемого. Гуманизация образования призвана соединить в себе обучение как процесс овладения знаниями и воспитание как процесс достижения личностных изменений в человеке.

Исходя из приведенных выше теоретических посылок, проблему гуманизации общего среднего образования можно рассматривать двояко. С одной стороны, все более настоятельно ощущается необходимость усиления воспитывающей функции обучения. С другой стороны, напрашивается вывод о том, что психологию в школе требуется рассматривать как учебный предмет, способный дать растущему человеку инструмент понимания окружающих людей, а также средства самоисследования, самопознания и саморазвития самого себя. Это не исключает того, что психология в школе может быть рассмотрена и в своей объяснительной функции - как средство диагностики и самодиагностики психического развития детей как в процессе изучения психологического знания, так и в процессе школьного обучения в целом.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 109; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!