Исследование личности в рамках деятельностного подхода



В качестве третьей тенденции исследований психологии личности можно выделить последовательную реализацию в этой области принципа единства сознания и деятельности. Признавая этот принцип ведущим, некоторые психологи
рассматривали его лишь применительно к отдельно взятой личности. Соответственно и действие как клеточка деятельности, анализировалось в рамках отношения «субъект — объект».

В настоящее время поставлен вопрос о необходимости учета второй, социально-поведенческой стороны деятельности, т. е. отношения «субъект—объект». Деятельность каждого индивида всегда совместная деятельность, и в ней происходит постоянное взаимодействие людей. Общение включено в систему отношений личности и деятельности Изучение разных форм общения у детей и взрослых, а также межличностных отношений в разных социальных группах показало важную роль общения в формировании психических свойств личности и необходимость включения общения в систему структурообразующих характеристик психологии личности наряду с деятельностью.

В реализации методологического принципа единства сознания
деятельности (С. Л. Рубинштейн) или деятельностного подхода (Л. Н. Леонтьев) представителей многих школ в отечественной психологии объединяет понимание личности как активного образования. Однако в понимании активности личности
имеет место большое разнообразие подходов и трактовок.

Указание на активность личности содержится в формулировке С.Л.Рубинштейном диалектико-материалистического принципа детерминизма, согласно которому внешние воздействия на субъекта преломляются через внутренние условия, опосредуются ими. Согласно этой концепции проблема личности занимает в психологии центральное место. Ведь внутренние условия и есть личность с ее природными, психологическими и общественными особенностями. Таким образом, всякое внешнее воздействие на личность опосредуется ее состоянием, т. е. личность активно взаимодействует с объективной действительностью.

Согласно концепции А. Н. Леонтьева, развивающего психологические идеи Л.С.Выготского, личность формируется в жизненных отношениях индивида, в ходе его деятельности.

Личность не может быть выведена из приспособительной деятельности, как не могут быть выведены из нее сознание или человеческие потребности. Личность человека «производится» общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. Основу личности человека составляет система его
общественных по своей природе отношений к миру, которая реализуется его деятельностью, точнее, совокупностью деятельностей.

Показательно, что практически все отечественные психологи, изучающие процесс развития деятельности ребенка, на основе которой развивается психика, формируется личность, выделяют «отношение к миру вещей» и «отношение к миру людей» как две стороны существования единого, неделимого процесса деятельности.

В качестве этих взаимосвязанных сторон деятельности выступают предметная (практическая и познавательная) деятельность и деятельность, направленная
на развитие взаимоотношений с людьми, обществом. Л. С. Выготский называл их главными моментами деятельности, определяющими особенности психических процессов; Б. Г. Ананьев употреблял термин «основные формы деятельности»...; по А.Н.Леонтьеву – это линии развития деятельности..; в терминологии Д. Б. Эльконина – группы деятельности… Выделение сторон деятельности определяется не только теоретическим анализом, но и эмпирическим материалом, который свидетельствует об их реальном существовании.

В основе развития единого, неделимого процесса деятельности лежит исходное диалектическое противоречие между тем, что имеет объективное значение для жизнедеятельности человека и отражается им как субъективно значимое в действительности. Отражаясь в соответствующем переживании, это противоречие образует поле мотивации, которое детерминирует и целенаправляет многоплановую деятельность, обеспечивая процесс ее самодвижения.

Именно различие двух сторон единого процесса развития деятельности обусловливает особый характер этого процесса самодвижения, который осуществляется через зарождение и разрешение многоплановых противоречий, которые снимаются за счет изменения типа деятельности, оказывая определяющее воздействие на развитие психики, становление личности

В ходе развития субъекта эти деятельности организуются в иерархию, которая образует ядро личности. «Узлы», соединяющие отдельные деятельности, завязываются в той системе отношений, в которую вступает субъект.

Деятельность — это процесс, побуждаемый и направляемый мотивом. Генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей. Даже когда мотивы не осознаются, они находят свое психическое отражение, но в особой форме - форме эмоциональной окраски деятельности. Мотивы выполняют двоякую функцию. Одни, практически не побуждая деятельность, придают ей личностный смысл. Их А. Н. Леонтьев называет смыслообразующими. Другие, сосуществующие с ними, выполняют побудительную роль. Это мотивы-стимулы.

Распределение функций смыслообразования и побуждения между мотивами одной и той же деятельности позволяет понять главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности: отношения иерархии мотивов. В структуре одной деятельности данный мотив может выполнять функцию смыслообразования, в структуре другой — функцию дополнительной стимуляции. Мотивы открываются сознанию объективно - путем анализа деятельности, ее динамики. Субъективно они выступают в своем косвенном выражении — в форме переживания желания, хотения, стремления к цели.

Продолжением идей Л. С. Выготского является также концепция Л. И. Божович (Божович Л. И., 1968), в которой активность личности представлена как система потребностей человека. Активность личности проявляется в постоянных взаимоотношениях с социальной средой и претерпевает качественные преобразования в процессе индивидуального развития ребенка.

Л. И. Божович в своем монографическом труде, посвященном формированию личности в детском возрасте, исходит из положений Л. С. Выготского о социальной ситуации развития, под которой Л. С. Выготский понимал особое сочетание внутренних процессов и внешних условий - типичное для каждого возраста и обусловливающее динамику развития ребенка в каждом возрастном периоде (Божович Л. И., 1968, с. 152). Другим отправным понятием у Божович является также выдвинутое Выготским понятие переживания или аффективного отношения как своеобразной «единицы» социального развития. Не соглашаясь с Выготским в том, что характер переживания определяется уровнем понимания и обобщения ребенком воздействующих на него обстоятельств, поскольку этим психологический анализ замыкается в область чисто субъективных процессов, Божович выдвигает свое понимание переживания как отражения взаимоотношений субъекта и среды (1968, с. 157 и 159), удовлетворенности или неудовлетворенности субъекта в его взаимоотношениях с окружающей социальной средой (1968, с. 165). «Если образ, представление, понятия являются отражением окружающего человека предметного мира, — пишет Л. И. Божович, — то переживания являются продуктами отражения его взаимоотношений с окружающей действительностью» (там же). Переживания теснейшим образом связаны с потребностями и стремлениями человека в их сочетании с объективными возможностями их удовлетворения (1968, с. 166). Это означает необходимость ввести два важных понятия для объяснения
особенностей личности и ее формирования: понятие о месте, занимаемом ребенком в системе доступных ему общественных отношений, и понятие о собственной внутренней позиции ребенка в жизни (там же).

Анализ данных, полученных в исследованиях Божович и ее сотрудников, как пишет автор монографии, показал, что воздействия среды на ребенка не являются одинаковыми, а представляют собой систему, центром которой являются воздействия среды, связанные с положением, занимаемым ребенком среди окружающих его людей. А последнее, в свою очередь, определяется исторически сложившимися требованиями общественной среды, предъявляемыми детям, и требованиями, предъявляемыми данному ребенку в соответствии с индивидуальными особенностями его развития (1968, с. 170).

Подобно внешним воздействиям, не являются одинаковыми и внутренние факторы развития личности. Систему, которую они образуют, Божович обозначает как «внутреннюю позицию ребенка» (1968, с. 174). «Какие бы воздействия ни оказывала среда на ребенка, какие бы требования она к нему ни предъявляла, до тех пор, пока эти требования не войдут в структуру собственных потребностей ребенка, они не выступят действительными факторами его развития» (там же). Потребность же выполнять требования среды возникает лишь в том случае, если их выполнение не только обеспечивает соответственно объективное положение ребенка среди окружающих, но и дает возможность занять то положение, к которому он сам стремится, т. е. удовлетворяет его внутреннюю позицию (там же).

Конечный вывод, к которому приходит Божович в итоге этих положений, таков: «Формирование личности ребенка определяется соотношением между тем местом, которое он занимает в системе доступных ему человеческих отношений,...и теми психологическими особенностями, которые у него уже сформировались в результате его предшествующего опыта» (1968, с. 176).

В русле общей тенденции развивалась и концепция значимости Н. Ф. Добрынина (1959). Исходя из учения И. П. Павлова о роли безусловного, т. е. жизненно значимого, «подкрепления» в образовании временных связей, Добрынин указывает, что и человек «отвечает на жизненно значимые, жизненно необходимые влияния среды», причем или непосредственно, прямо при воздействии безусловных раздражителей, или через системы условных связей, в которых видное место у людей занимают связи второй сигнальной системы. «Раздражения, не имеющие значения для организма, — пишет Добрынин, — могут вызвать первоначально ориентировочный рефлекс; но если они дальше никак не связываются с жизненно значимыми раздражениями, то такой ориентировочный рефлекс быстро угасает; такое «нейтральное» раздражение перестает вызывать у животного какую бы то ни было реакцию» (1954, с. 28). У человека, живущего в общественных условиях, имеет силу другой вид значимости — общественная значимость, тесно связанная с личной, жизненной значимостью, но не совпадающая с ней, иногда так или иначе расходящаяся с ней.

Следует различать, таким образом, два вида значимости: общественную и личную, причем значимость как того, что воздействует на человека, так и самой его деятельности, равно как и ее побудительных сил — мотивов поведения. При определенных условиях общественная значимость может стать и личной значимостью, личной необходимостью для человека, поскольку, живя в обществе, он подчиняется тем условиям, которые создает для него общество, и в соответствии с этим поступает «определенным образом в определенных обстоятельствах».

Жизненная необходимость, указывает Добрынин, выражается прежде всего в потребностях. У человека потребности, в отличие от животных, у которых они ограничены нуждами организма, являются потребностями личности, т. е. всегда опосредствованы социальным бытием, носят общественный характер. Вместе с тем наряду с материальными потребностями у человека совершенно исключительное значение имеют культурные потребности. Обязательным показателем жизненной значимости являются чувства, представляющие собой одновременно и выражение потребностей.

На базе потребностей вырастают, далее, интересы, также выражающие значимость для данной личности того, что их вызывает. А наиболее высокая ступень значимости связана с убеждениями человека, с его мировоззрением.

Специфическое понимание активности личности представлено в психологии отношений В. Н. Мясищева (1960). С точки зрения В. Н. Мясищева, личность — это человек как носитель общественных отношений. Сущность личности определяется ее отношениями к окружающему миру, к общественному бытию, к другим людям, к себе.

Конкретное содержание отношений к тому, что воздействует на человека, оказывает существеннейшее влияние на все виды его психической деятельности. Все психические процессы — восприятие, память, мышление, воображение — носят активный, избирательный характер, зависят от отношения к тому, что является объектом этих процессов, к задаче, которая перед ними ставится, к результатам,
достигаемым в ходе этих процессов. В известной мере их самих можно рассматривать как некоторые формы отношений к действительности. Уже ощущения — это наипростейшие субъективные сигналы объективного отношения к действительности. Эмоциональные переживания, волевые действия по самому своему существу являются выражением внутреннего, субъективного отношения к тому, чем они вызваны. Характер также неразрывно связан с избирательным отношением к окружающему, представляет собой конкретное сочетание отношений к природе, обществу, самому себе.

Отмечая все это, в свою очередь, надо подчеркнуть, что отношения сами зависят от психических процессов, на которые они накладывают свою печать, от их конкретного содержания и от других особенностей. Понимание того, что происходит вокруг, в большой мере зависит от отношения к происходящему, но и само
отношение к тому, что воздействует на нас, в высокой степени определяется тем, как оно понимается нами. Психическая деятельность есть единство отражения и отношения. В самом отражении заложено определенное отношение к действительности.

Все это говорит о том, что правильно судить о функциональных возможностях человека в той или иной области — о развитии у него тех или иных функций — можно, лишь зная его отношение к задаче, к объектам и результатам деятельности, к выполняемым действиям.

Как и вся психическая жизнь людей, отношения к окружающему глубоко динамичны, зависят от изменений, происходящих во вне, в жизни, в деятельности человека; одни отношения сменяются другими — отношениями иного уровня.

Активный характер личности заключается в том, что эти отношения реализуются в ее деятельности. В. Н. Мясищев в своих исследованиях конкретно показал регулирующую роль отношений человека в его поведении, их влияние на формирование внутреннего мира человека, на протекание всех его психических процессов: познавательных, волевых и эмоциональных. Отношение, таким образом, выступает главной характеристикой активности человека.

Особое место в теоретической и экспериментальной разработке концепции личности, и особенно в характеристике ее активности, занимает теория установки Д. Н. Узнадзе (Узнадзе Д.Н., 1966).

Установка, по мнению Д. Н. Узнадзе,— это целостное состояние субъекта, характеризующее динамическую определенность его психики. Она выступает как целостная направленность субъекта, определенная активность и всегда возникает под влиянием ситуации, ставящей перед человеком определенные задачи.

Исходный пункт психологии, согласно этой теории (и в этом вопросе она полностью солидарна с основными позициями других отечественных психологов), составляют не психические явления, а сами живые индивиды, у которых имеют
место эти психические явления. «В активные отношения с действительностью, — писал Узнадзе, — вступает непосредственно сам субъект, но не отдельные акты его психической деятельности» (1961, с. 166). Первичным является он сам, а его психическая активность есть нечто производное. Поэтому и психология должна исследовать в первую очередь субъекта, личность как целое. Явления же сознания, изучавшиеся традиционной психологией как самостоятельные, независимые сущности, на самом деле представляют собой лишь дальнейшее определения, спецификации субъекта.

Фундаментальную роль при изучении поведения субъекта как целого, его жизнедеятельности играет, согласно Узнадзе, понятие потребности, без которой поведение живого существа вообще было бы немыслимо (1961, с. 29). Но для того чтобы удовлетворить потребность, необходима соответствующая ситуация. В окружающей среде должно быть средство, позволяющее удовлетворить
имеющуюся потребность. Если налицо имеется и потребность и необходимая для ее удовлетворения ситуация, у субъекта возникает особое состояние, которое можно характеризовать как склонность, направленность, готовность совершить акт, ведущий к удовлетворению потребности (1961, с. 169). Это и есть установка на выполнение этого акта — готовность к совершению определенного действия. Возникает она всякий раз лишь при наличии двух только что указанных условий, т. е. тогда, когда у субъекта возникает какая-либо потребность и имеется ситуация ее удовлетворения. Установка — необходимое опосредствующее звено между действием внешней среды и психической деятельностью человека, между действительностью и психическими функциями (1961, с. 100).

Опосредствуя воздействия внешней среды и тем самым определяя собой характер активности субъекта, его деятельность, сама установка не отражается в сознании субъекта какого-либо самостоятельного переживания, не является отдельным актом сознания и вообще феноменом сознания. Вместе с тем Узнадзе считает ненужным понятие бессознательного, указывая на то, что обычно бессознательные процессы понимаются лишь в негативном смысле, как процессы, не сопровождающиеся сознанием, внутренняя же природа и структура этих процессов по существу не раскрываются, а толкуются как одинаковые с природой и структурой сознательных процессов.

Следует различать, указывает Узнадзе, недифференцированную (диффузную) установку, возникающую обычно при первичном воздействии какой-либо ситуации на субъекта, характеризующуюся более или менее значительной неопределенностью, не способную направить активность субъекта в строго определенном направлении, которое обеспечивало бы ему удовлетворение потребности, а также дифференцированную, фиксированную установку, возникающую в итоге повторного воздействия на субъекта условий удовлетворения имеющейся у него потребности (1961, с. 174—175).

Теория установки успешно развивается научным коллективом,
руководимым А. С. Прангишвили (Прангишвили А. С., 1975). Опираясь на основные положения этой теории, А. С. Прангишвили считает установку основным понятием психологии личности. Установка выражает готовность субъекта как некоторого единого целого к активности и определяет направленность и избирательность его деятельности. Теория установки, раскрывая источники и механизмы активности личности, помогает преодолеть понимание личности как некоторого конгломерата ее свойств и выступает как одна из структурных концепций личности.

Рассмотренные выше тенденции психологических исследований личности касаются общетеоретических, методологических подходов к личности. В них реализуется философская и общепсихологическая характеристика личности. Можно с полным основанием считать, что индивидуальный подход к личности составляет теоретическую основу дифференциальной психологии, а социально-психологический подход – социальной психологии личности.


Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!