Системно-структурный подход к исследованию личности



В качестве второй существенной тенденции развития современной отечественной психологии личности выступает обоснование и реализация в конкретных исследованиях системно-структурного подхода. Суть его в том, что личность понимается не как совокупность отдельных психических процессов, а как целостное образование, включающее в себя множество взаимосвязанных характеристик и элементов. «Ни одно психическое явление,—пишет К. К. Платонов,— будь то процесс, состояние или свойство личности, проявляющееся в деятельности, а следовательно, и сама эта деятельность и ее элементы — действия и поступки, не могут быть правильно поняты без учета обусловленности их личностью в целом» (ПлатоновК.К., 1972, с.111).

Личность представляет собой единство двух взаимосвязанных подструктур: человека как природного организма и человека как социального существа. Ни биологическое, ни социальное сами по себе, ни даже их отношения, еще не образуют целостной структуры личности. Эта структура возникает, когда между исходными компонентами устанавливаются устойчивые внутренние связи и на этой основе вся система приобретает целостный характер и новые качества.

Освещая проблемы изучения личности, Б. Г. Ананьев рассматривает роль социальных ситуаций в развитии личности, понятие социального статуса и пути его изучения, вопросы общественных функций человека, понятие роли и ценностных ориентаций, многообразие характеристик личности, ее интраиндивидуальную и интериндивидуальную структуры, взаимоотношение той и другой, факторный анализ личности, в частности, значение интеллектуального фактора (умственного развития) в процессе обучения, место других факторов (в том числе, фактора интроверсии — экстраверсии и фактора невротизма). Специально рассматривается вопрос о структуре субъекта деятельности и в этой связи о двух противоположных процессах: интериоризации внешних действий и экстериоризации внутренней жизни личности.

Структурно-динамические свойства личности обусловлены ее
общественным статусом, определяемым экономическим, политическим, правовым и идеологическим положением человека. Для определения статуса личности существен статус коллектива, в котором складывалась и формировалась данная личность.

На основе общественного и коллективного статусов личности формируется система ее ролей и ценностных ориентаций, а также соответствующая им совокупность личностных свойств, определяющих особенности мотивации и общественного поведения.

Реализация в исследованиях личности системно-структурного подхода предполагает также выделение основных характеристик человека как субъекта деятельности. Б. Г. Ананьев писал, что, для понимания человека как субъекта практической деятельности, важно изучить не только его собственные свойства, но и те технические средства труда, которые выступают своего рода усилителями, ускорителями и преобразователями его психических и психофизиологических функций. Как субъект теоретической деятельности человек характеризуется знаниями и умениями, связанными с оперированием специфическими знаковыми системами.

Высшая интеграция психологических свойств личности проявляется в творчестве.

Принципиальное значение для конкретизации системно-структурного подхода в понимании личности имеет реализация диалектической точки зрения на человека как открытую и закрытую системы. Современной наукой накоплено много данных о происхождении и функционировании человека как открытой системы, взаимодействующей с миром и им детерминированной. В центре такой открытой системы находится комплекс свойств личности.

Однако, чтобы понять личность как неповторимую целостную
индивидуальность, нужно представить человека не только как открытую систему, но и как систему закрытую, замкнутую. Эта закрытость является результатом внутренней взаимосвязанности свойств человека как личности, индивида и субъекта. Согласно Б. Г. Ананьеву, личность трактуется, с одной стороны, как открытая система, взаимодействующая с миром и им детерминированная, а с другой стороны - как закрытая, замкнутая система вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств, «встроенная в открытую систему взаимодействия с внешним миром, образующая самосознание и «я» как ядро человеческой личности» (1969, с. 327—328). Благодаря этому противоречивому сочетанию, сознание человека является одновременно субъективным отражением объективной действительности и внутренним миром личности. Этот внутренний мир путем экстериоризации проявляется в поведении и деятельности человека. Через сложные переходы из закрытой системы в открытую человек вносит свой индивидуальный вклад в материальную и духовную культуру своего общества и человечества. Так находит свое внешнее выражение его неповторимая индивидуальность. Сложные субординационные, иерархические связи, характерные для человека, могут быть, по мнению Ананьева, представлены следующим образом:

«индивид –» личность —» индивидуальность» (1969, с. 330).

«Единичный человек, — пишет Ананьев, — как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, к структуре которых функционируют природные свойства человека - индивида» (1969, с. 334).

Благодаря противоречивому сочетанию в человеке свойств открытой и закрытой систем, его сознание является одновременно и субъективным отражением объективной реальности, и внутренним миром личности. Механизмом и одновременно результатом диалектической связи этой открытости и закрытости человеческой личности выступает общение и обособление.

Исследования под руководством Б. Г. Ананьева выявили сложные связи
между интеллектуальными и характерологическими особенностями, с одной стороны, и нейродинамическими, психовегетативными, метаболическими характеристиками человека — с другой. По-видимому, эти связи включены в более общие социально-психологические характеристики и зависят от социального статуса личности в группах и коллективах, степени развития ее социальных функций и успешности работы.

Системно-структурный подход реализуется в конкретных представлениях о структуре личности. Известно несколько концепций в этой области.

К. К. Платонов выделяет четыре основные подструктуры личности:

1) социально обусловленная подструктура (направленность, отношения, моральные качества);

2) опыт (знания, навыки, умения, привычки);

3) индивидуальные особенности форм отражения;

4) биологически обусловленная подструктура (темперамент и органические особенности).

Поскольку личность, как указывает Платонов, это человек как носитель сознания, то для понимания структуры личности необходимо выделить также различные формы отражения человеком объективного мира. Одни из них свойственны всему миру, другие - всей живой природе. Далее, еще более высокие формы (психическое отражение) присущи животным, и, наконец, сознание имеется только у человека. Сознание, однако, само имеет несколько подструктур.

Выделяемые Платоновым подструктуры личности, как отмечается им самим, характеризуются различным соотношением врожденного и приобретенного, биологического и социального. В первую подструктуру входят, на что уже указано выше, только социально обусловленные черты личности, во вторую – личный опыт, включающий в себя и социальный опыт, но здесь отмечается уже влияние врожденных свойств. Последнее еще более усиливается в третьей подструктуре (индивидуальные особенности указанных выше форм отражения), и, наконец, в четвертую подструктуру входят свойства личности, в которых врожденное резко преобладает над приобретенным.

А. Г. Ковалев (1970) исходит из разделения психических явлений на
процессы, состояния и свойства личности. Он описывает связи психических процессов и состояний и характеризует переход от состояний к свойствам личности. Помимо этого он выделяет сложные структурные образования личности, такие как чувства, потребности, идеалы, способности, темперамент и характер человека.

В. Н. Мясищев включает в структуру личности, наряду с психическими процессами, свойствами и состояниями, отношения человека. Причем последние рассматриваются как структурообразующее начало. Психология отношений по В. Н. Мясищеву, по существу, является концепцией личности (1960).

В. С. Мерлин под структурой личности понимает взаимную связь и организацию ее свойств. Согласно его концепции, каждое свойство личности одновременно является выражением и направленности, и характера, и способности. Оно формируется в деятельности и вместе с тем зависит от наследственных задатков. Заслуживает внимания введение В. С. Мерлиным понятия «симптомокомплекс» для характеристики структурных образований личности.

Особое внимание В. С. Мерлин обращает на взаимоотношение личности и общества (роли коллективной деятельности, социальной оценки и межличностных отношений в группе в формировании свойств личности, ее отношений к действительности, закономерностям становления индивидуальности и социализации индивидуума. Значительное место отведено весьма важной проблеме приспособления личности к деятельности и особенно детальному анализу различного рода психологических конфликтов в жизни личности.

Развернутые структурные представления о личности содержатся в концепции Б. Г. Ананьева. Выделяя в качестве компонентов личности психические процессы, состояния и свойства, он дополняет этот ряд психических явлений психофизиологическими функциями (сенсорными, мнемическими др.) и общей мотивацией поведения, в которую входят потребности и установки личности.

Однако сам Б.Г. Ананьев квалифицирует эту структуру лишь как психологическую, не характеризующую субъекта в целом. Между тем, и для психологической характеристики важно понимать человека как активного деятеля в окружающем его мире, человек выступает как субъект труда, общения, познания, осуществляемых в системе общественных связей. В этом качества человек является личностью, характеризующейся совокупностью общественных отношений. Основные параметры ее таковы: личность – всегда современник определенной эпохи, откуда следует определенное экономическое состояние и соответствующий ему род деятельности, политическое состояние и соответствующий ему род деятельности, правовое состояние, структура прав и обязанностей личности как гражданина, нравственное поведение и сознание (структура духовных ценностей). К этому добавляется характеристика положения в семейной структуре и национальная принадлежность.

Системно-структурный подход к личности предполагает исследование динамики, развивающихся взаимосвязей между отдельными ее компонентами, свойствами и функциями. Так, Б. Г. Ананьев раскрывает эти взаимосвязи и их изменение в процессе онтогенеза в целом. К. К. Платонов рассматривает связь структур через виды их формирования—тренировку, упражнение, обучение и воспитание.

Основной итог и задачи дальнейшего исследования структуры
личности сводятся к определению одного или нескольких структурообразующих признаков и характера связей и взаимозависимостей между ними. В настоящее время трудно отдать предпочтение какой-либо из предложенных концепций, но плодотворности структурирования свойств, качеств, особенностей личности не вызывает сомнений.


Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 40; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!