Применение дидактических игры на уроках естествознания ( по Лифанова Т.М)



Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках и во внеклассное время дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами.

Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию учебных навыков и умений, изучению нового материала или повторению и закреплению пройденного, т.е. решают определенные дидактические задачи. С другой стороны, они способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.

В самом термине «дидактическая игра» подчеркивается педагогическая направленность, отражается многообразие ее применения. Дидактическую игру не надо путать с забавой, не следует считать ее деятельностью, доставляющей удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

Дидактические игры и упражнения, применяемые при обучении и воспитании умственно отсталых детей дошкольного возраста, описаны А. А. Катаевой, Е. А. Стребелевой, Н. Д. Соколовой. Дидактические игры дают прекрасные возможности для коррекции и развития высших психических функций.

Дидактические игры помогают в разнообразной форме проверить знания учащихся. Самое широкое распространение дидактические игры получили на этапе повторения и закрепления Дидактические игры позволяют конкретизировать, уточнить, систематизировать и обобщить полученные знания. Например, на обобщающем уроке учащиеся разгадывают кроссворд, вспоминая и уточняя естествоведческие понятия. При правильных ответах по горизонтали появляется обобщающее слово — название изученной темы.

Иногда загадка, ребус, шарада используются как организационный момент. Они помогают снять усталость, поднять эмоциональный тонус, мобилизовать внимание, переключить с конфликтной ситуации, возникшей на перемене, и т.п.

Все дидактические игры, применяемые на уроках естествознания и во внеклассное время, можно разделить на три основные группы:

1. игры с предметами;

2. настольные (настольно-печатные) игры;

словесные (вербальные) игры.

Игры с предметами предполагают использование муляжей, различных натуральных объектов природы, природного материала (цветов, плодов, листьев, корней, семян, полезных ископаемых).

Настольные (настольно-печатные) игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой и коллективной работы. В этих играх нередко присутствует элемент соревнования. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. Словесные (вербальные) игры построены на словах и действиях играющих. В старших классах коррекционной школы рекомендуется чаще использовать эти игры. С их помощью дети, опираясь на имеющиеся представления об объектах, углубляют сведения о них, применяют приобретенные ранее знания в новых связях и обстоятельствах, размышляют о предметах и явлениях, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Разновидностями словесных игр являются загадки, шарады, метаграммы, анаграммы, ребусы, кроссворды, чайнворды, головоломки и др.

Загадки зачастую применяються на уроках естевсвознания. Доступность загадки во многом зависит от сложности художественного образа, от того, какими выразительными средствами он создан. Если образ описан словами в их прямом значении, то отгадывание максимально облегчается.

Детям легче отгадывать загадки, основанные на таком художественном приеме, как сравнение, если это сравнение близко, понятно и если дети пользуются им в своей речевой практике. Наибольшую трудность для понимания представляют метафорические загадки. В отгадывании сложных загадок должен участвовать весь класс. Специальная работа с загадкой может протекать в собственно речевом плане: разъяснить отдельные слова, помочь понять сравнение, акцентировать внимание на признаках или их взаимосвязи, подсказать, о чем загадка.

Следует отметить, что учитель естествознания должен предлагать учащимся самим составлять, придумывать загадки. Одни ребята могут составить лишь простые загадки-описания.

Ребус — особый вид дидактической игры, в которой слова или фраза изображены сочетанием рисунков, чертежей, букв, цифр и других знаков. В нем можно зашифровать любой материал по любым разделам естествознания, причем это могут быть как отдельные слова, так и целые словосочетания.

Чтобы учащиеся научились отгадывать и составлять ребусы, учитель должен объяснить им некоторые правила. ледует отметить, что ребус требует особого внимания учителя как наиболее сложный вариант дидактической игры. Учащиеся должны хорошо видеть и различать буквенный и звуковой состав слова, определять и удерживать в памяти части слов, отделяя или присоединяя их к слову. Поэтому обучать разгадыванию ребусов нужно постепенно.

Кроссворд — игра, в которой словами-отгадками заполняют пересекающиеся ряды клеток. Кроссворды бывают текстовыми и иллюстративными. Мы рассматриваем работу с кроссвордом как эффективную разновидность словарной работы, которая должна проводиться на каждом уроке естествознания. Практика показывает, что систематическое отгадывание кроссвордов уменьшает количество детских ошибок.

Дидактические игры, предлагаемые вашему вниманию, не одинаковы по степени сложности. Они должны применяться с учетом индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся. При коллективной работе выбор игр зависит от подготовленности класса.

Многие игры могут быть с успехом использованы не только в учебной, но и во внеклассной работе: во время проведения вечеров, викторин, конкурсов, природоведческих недель, для выпуска стенгазет, оформления краеведческого уголка и т.д.

Использование предложенного материала на уроках естествознания и во внеклассное время значительно облегчает работу учителя по формированию интереса к изучаемому курсу и способствует более полному, активному и сознательному усвоению знаний учащимися. В методических рекомендациях дан «ключ» к самостоятельной разработке учителем аналогичных игр, к их творческой интерпретации.

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!