Быть открытым миру — означает жить, удалиться от мира — означает умереть 7 страница



Это так. Ваш вопрос оказался для меня запад­ней, но я благодарен, что вы его задали. Я осознаю сейчас больше запутанных тонкостей желания».

Он не был западней, а естественным и неизбеж­ным вопросом, который вы сами задали себе в ходе

вашего исследования. Если ум крайне невнимате­лен, не осознает, вскоре он снова окажется в сетях собственного желания.

«Один заключительный вопрос: действительно ли возможно, чтобы ум был полностью свободным от желания переживания, что сохраняет разделение между переживающим и тем, что переживается?»

Выясните, сэр. Когда ум полностью свободен от структуры желания, разве тогда ум отличается от пустоты?

 

Развращение ума

Вдоль крутого, длинного и широкого изгиба реки стоял город, священный, но очень грязный. В этом месте реки было сильное течение, которое часто омывало ступеньки старых зданий, ведущих к воде. Но какой бы ущерб она ни приносила в своем неис­товстве, река все еще оставалась священной и пре­красной. Тем вечером было особенно красиво. Сол­нце садилось в сумерках за единственным минаре­том, который, казалось, один из целого города дос­тигал до небес. Облака были золотисто-красными от сияния заходящего солнца. Когда солнце село, над темным городом, появился молодой месяц, изящ­ный и хрупкий. Он медленно поднялся над городом, в котором начали зажигаться огни.

На реке, хранящей свет вечернего неба, плавали сотни маленьких рыбацких лодок, управляемых длин­ными веслами загорелыми мужчинами, которые жили в деревне ниже города, промышляя рыболов­ством. Они будут рыбачить всю ночь, ловя крупную рыбу длиной до 10-15 дюймов, чтобы продать ее на следующий день.

Улицы города были переполнены телегами зап­ряженными волами, автобусами, велосипедами и пешеходами, а иногда встречались коровы. Узкие переулки, бесконечно сворачивающие то вправо, то влево, тонули в грязи из-за недавних дождей и нечи­стоплотности людей. Один из переулков вел к широ­ким ступенькам, которые спускались к самому краю реки, на которых несколько человек сидели близко к воде с закрытыми глазами в молчаливой медитации. Рядом пел мужчина перед восторженной толпой, ко­торая протянулась далеко вверх по ступенькам. Чуть далее прокаженный нищий просил подаяния, протя­гивая усыхающую руку, а человек с пепельными, спутанными волосами что-то рассказывал людям. По­близости опрятный саньясин, в свежевыстиранных одеждах сидел неподвижно, его глаза были закрыты, а ум был поглощен длительной и легкой медитаци­ей. Человек сложив руки в виде чаши молил небеса наполнить ее. Молодая женщина грудью кормила младенца, отрешившись от всего. Далее вниз по реке, сжигались в огромных, ревущих кострах мертвые тела, принесенные из соседних деревень и из гряз­ного города. Все это происходило здесь, поскольку это был самый священный и святой из городов. Кра­сота плавно текущей реки, казалось, стирала весь хаос человеческой жизни, а небеса смотрели вниз с любовью и удивлением.

Нас было несколько человек: две женщины и чет­веро мужчин. Одна из женщин была умна, получив­шей хорошее образование дома и за границей. Дру­гая была скромна, с печальным взглядом. Один из мужчин, бывший коммунист, который вышел из партии несколько лет назад, был настойчив и требо­вателен; другой был художником, престарелым и за­стенчивым, но достаточно смелым, чтобы защитить свои права, когда того требовал случай. Третий был чиновником в правительстве, а четвертый — препо­давателем, очень кротким, улыбчивым, и жаждущим учиться. Все молчали какое-то время. Первым заго­ворил бывший коммунист.

«Почему так много порочности в каждой сфере жизни? Я могу понять, как власть, даже от имени людей, является по существу злом и развращением, как вы заметили. Можно увидеть, как этот факт проявляется в истории. Семя зла и коррупции при­суще всем политическим и религиозным организа­циям, как проявилось в церкви через столетия и в современном коммунизме, который так много обе­щал, но который сам стал коррумпированным и ти­раническим. Почему все обязательно ухудшается таким образом?»

«Мы много знаем о разных вещах, — добавила образованная леди, — но знание, кажется, не оста­навливает моральное разложение, которое есть в че­ловеке. Я немного пищу, несколько моих книг были изданы, но я вижу, как легко ум может распасться на части, как только он в ловушке чего-либо. Изу­чите технику, как хорошо себя преподать, возьмите

несколько интересных или захватывающих тем, при­мите за привычку писать, и вы готовы для жизни, станете популярными, и все — вы испорчены. Я это говорю не из-за злобы или горечи, потому что я неудачница, или имею только посредственный ус­пех, а потому что вижу этот процесс, происходя­щий в других и во мне самой. Мы, кажется, не ухо­дим от коррозии рутины и возможностей. Чтобы начать что-то, потребуется энергия и инициатива, но когда это что-то начато, семя коррупции уже находится в нем. Можно ли когда-либо убежать от такого процесса ухудшения?»

«Я тоже, — сказал чиновник, — в ловушке рути­ны распада. Мы планируем будущее на пять или де­сять лет, строим дамбы и поддерживаем новые отрас­ли промышленности, все это хорошо и необходимо. Но даже при том, что дамбы могут быть красиво по­строены и превосходно обслуживаться, а механизмы сделаны, чтобы функционировать с максимумом эф­фективности, наш разум, с другой стороны, становит­ся все более и более неэффективным, глупым и лени­вым. Компьютеры и другие сложные электронные ус­тройства превосходят человека на каждом шагу, но все-таки без человека они не могли бы существовать. Простой факт: несколько мозгов активно и творчески работают, а остальная часть живет благодаря им, сгни­вая и часто радуясь нашей гнили».

«Я всего лишь преподаватель, но я заинтересован в иного рода образовании, которое предотвратит на­саждение этого морального разложения ума. В на­стоящее время мы «обучаем» человеческое существо,

как стать глупым бюрократом, простите меня, с важ­ным постом и приличным жалованьем или с зарпла­той клерка и куда более несчастным существовани­ем. Я знаю, о чем говорю, потому что завяз в этом. Но, по-видимому, это именно тот вид образования, которое хочет правительство, потому что оно вкла­дывает в него деньги, и каждый так называемый пе­дагог, включая и меня, помогает и содействует быс­трому развращению человека. Положит ли конец этому разложению улучшенная методика или техни­ка? Пожалуйста, поверьте мне, сэр, я очень серьезно интересуюсь данным вопросом, и не задаю его, что­бы просто поговорить. Я читал современные книги об образовании, и неизменно они имеют дело с той или иной методикой. И с тех пор, как услышал вас, я начал все это подвергать сомнению».

«Я художник широкого профиля, несколько му­зеев купили мои работы. К сожалению, я буду гово­рить о личном, против чего, я надеюсь, другие не будут возражать, поскольку их проблема — это и моя проблема. Я могу рисовать какое-то время, за­тем переключиться на работу с глиной и потом за­няться какой-нибудь скульптурой. Это то же самое стремление, выражающее себя различными спосо­бами. Гений — это та сила, то необычайное чув­ство, которому нужно придать форму, а не человек или посредник, через которого она себя выражает. Может, я неправильно объяснил, но вы знаете, что я имею в виду. Именно эта творческая сила должна сохраниться живой, мощной, под огромным давле­нием, подобно пару в котле. Бывают периоды, когда чувствуешь эту силу, и, однажды испытав ее, ничто на земле не сможет помешать вашему жела­нию возвратиться обратно. С того самого момента вы терзаетесь неудовлетворенностью, потому что то пламя никогда не бывает постоянным и завершен­ным. Поэтому его надо подпитывать, лелеять, и каждая подпитка делает его более слабым, и менее полным. Таким образом пламя постепенно угаснет, хотя талант и техника продолжают существовать, и вы можете стать известным. Жест остается, но лю­бовь прошла, сердце мертво, и так начинается ухуд­шение».

Ухудшение — это центральный фактор, верно? Каким бы ни был наш жизненный путь. Художник может чувствовать это одним способом, а препода­ватель другим. Но если мы вообще заботимся о дру­гих и нашем собственном умственном процессе, это довольно очевидно и старым, и молодым, что ухуд­шение ума действительно происходит. Ухудшение, кажется, свойственное деятельности самого ума. Как механизм изнашивается через использование, так и ум, ухудшается через его собственное действие.

«Все мы знаем это,— сказала образованная леди. — Огонь, творческая сила исчезает после одного или двух всплесков, но способность остается, и этот воз­мещающий творческий потенциал становится на вре­мя заменой реальной вещи. Нам это слишком хоро­шо известно. Мой вопрос вот какой: как это творчес­кое что-то может сохраниться, не теряя красоту и силу? Что является факторами ухудшения? Если уз­нать их, было бы возможно положить им конец».

«А имеются ли ясно определенные факторы, на которые можно указать? — спросил бывший член партии. — Ухудшение может быть свойственно са­мой природе ума».

Мнение — это творение общества, культуры, в которой он был воспитан, и поскольку общество все­гда находится в состоянии коррупции, уничтожая себя изнутри, ум, который продолжает находиться под воздействием общества, обязательно будет в со­стоянии коррупции или ухудшения. Не так ли это?

«Несомненно. И именно потому, что мы воспри­няли этот факт, — объяснил экс-коммунист, — не­которые из нас трудились упорно и, довольно жес­токо для того, чтобы создать новый и прочный об­разец, согласно которому, как мы полагали, обще­ство должно функционировать. К сожалению, не­сколько коррумпированных личностей захватили власть, и результат всем нам известен».

А не может быть так, сэр, что это ухудшение неизбежно, когда создается образец для личной и коллективной жизни человека? От имени какого ав­торитета, кроме как хитрого авторитета власти, имеет право какой-то индивидуум или группировка создавать всем известный образец для человечества? Это сделала церковь с помощью силы страха, лести и обещания, превратить человека в заключенного.

«Я думал, что священник понимает, как жить человеку. Но теперь, как и многие другие вижу, какое глупое это высокомерие. Тем не менее факт остается фактом. Ухудшение — это наш удел, но может ли кто-нибудь избежать его?»

«Неужели мы не можем обучать молодежь, — спросил преподаватель, — так преподносить факты коррупции и ухудшения, что они будут инстинк­тивно избегать их, как избегали бы чумы?»

А не ходим ли мы вокруг да около предмета раз­говора, не понимая смысла? Давайте вместе рас­смотрим это. Мы знаем, что наши умы ухудшаются различными путями, в зависимости от наших инди­видуальных характеристик. Сейчас, можно ли по­ложить этому процессу конец? И что мы подразу­меваем под словом «ухудшение»? Давайте медлен­но вникнем в смысл слова. Действительно ли ухуд­шение — это состояние ума, которое стало извест­но через сравнение с неиспорченным состоянием, которое ум на мгновение испытал и теперь живет воспоминаниями, надеясь какими-то средствами восстановить его? Является ли ошибка состоянием ума, которое расстроено из-за своего желания ус­пеха, самореализации и тому подобного. Ведь ум пытался и не сумел стать кем-то, и после этого не чувствует ли он сам, что ухудшается?

«Это все вместе, — сказала образованная леди. — По крайней мере, я, кажется, нахожусь в одном, если не во всех состояниях, которые вы только что описали».

Когда возникло то пламя, о котором вы говорили ранее?

«Оно пришло неожиданно, без моего стремления к нему, и когда оно прошло, я была неспособна вер­нуть его. Почему вы спрашиваете?»

Оно пришло, когда вы его не искали. Оно при­шло ни благодаря вашему желанию успеха, ни из за страстного томления о том опьяняющем чувстве восторга. Теперь же, когда оно прошло, вы его пре­следуете, потому что это придало мгновенное зна­чение жизни, которая иначе не имела смысла. А поскольку вы не можете возвратить его, то чувству­ете, что началось ухудшение. Не так ли?

«Думаю, что это происходит не только со мной, но и с большинством из нас. Умные строят филосо­фию вокруг памяти о том переживании, и таким образом ловят невинных людей в их сети».

Разве все это не указывает на то, что может быть центральным и доминирующим фактором ухудшения?

«Вы имеете в виду амбицию?»

Это всего лишь один аспект накапливающего ядра: этот целеустремленный, эгоцентричный сгус­ток энергии, который является «я», эго, цензором, переживающим, который судит переживание. Не может быть так, что это является центральным, един­ственным фактором ухудшения?

«Неужели эгоцентричная, эгоистичная деятель­ность, — спросил художник, — это осознать то, что чья-то жизнь проходит без того творческого опья­нения? Я едва могу поверить в это».

Это не вопрос доверия или веры. Давайте рас­смотрим это далее. То творческое состояние воз­никло без вашего ведома, оно было там без вашего стремления к нему. Теперь же, когда оно исчезло и стало явлением прошлого, вы хотите его восстано­вить, что пробовали делать через различные формы стимуляции. Возможно, иногда касались его края, внешней грани, но этого недостаточно, и вы вечно голодаете по нему. Теперь, не всякое ли стремле­ние, даже к самому высокому, является деятельнос­тью «я»? Разве оно не эгоистично?

«Кажется, что да, когда вы это так поясняете, — согласился художник. — Но именно стремление в той или иной форме мотивирует нас всех, начиная от строгого святого и кончая непритязательным кре­стьянином».

«Вы имеете в виду, — спросил преподаватель, — что всякое самосовершенствование эгоцентрично? Каждое усилие улучшить общество — это эгоцент­ричная деятельность? Разве суть образования не в расширении границ совершенствования, не в про­грессе в правильном направлении? Неужели эгоис­тично соответствовать улучшенному образцу обще­ства?»

Общество всегда находится в состоянии вырож­дения. Нет совершенного общества. Совершенное общество может существовать в теории, но не в действительности. Общество основано на челове­ческих взаимоотношениях, мотивированных жад­ностью, завистью, алчностью, мимолетной радос­тью, стремлением к власти и так далее. Вы не мо­жете улучшить зависть — она должна прекратить­ся. Наложить цивилизованное покрытие на наси­лие с помощью лицемерия идеалов не означает окончание насилия. Обучать студента соответство­вать обществу — это только поощрять в нем ухуд­шающееся побуждение быть в безопасности. Вос­хождение по лестнице успеха, становиться кем-то, получать признание — это сама сущность нашей вырождающейся социальной структуры, и быть ее частью — значит ухудшаться.

«Вы предлагаете, — спросил преподаватель до­вольно тревожно, — что нужно отказаться от мира и стать отшельником, саньясином?»

Сравнительно легко и по-своему выгодно отка­заться от внешнего мира, дома, семьи, имени, соб­ственности. Но совсем другое дело положить конец, без всякого повода, без обещания счастливого буду­щего внутреннему миру амбиций, власти, достиже­ния и по-настоящему быть как ничто. Человек на­чинает не с того конца и поэтому вечно остается в смятении. Начните с правильного конца, начните с ближнего, чтобы идти далеко.

«Не должна ли быть внедрена определенная прак­тика, чтобы покончить с ухудшением, неэффективно­стью и ленью ума?» — спросил мужчина-чиновник.

Практика или дисциплина подразумевает стимул, получение результата, а это разве не эгоцентричная деятельность? Стать добродетельным — означает про­цесс личного интереса, приводящего к уважению. Ког­да вы взращиваете в себе состояние ненасилия, вы все еще являетесь жестоким, но под иным названи­ем. Помимо всего этого, имеется другой фактор вы­рождения: усилие, во всех его утонченных формах. Это не означает, что мы защищаем лень.

«О боже, сэр, вы, наверное, все отнимаете у нас! — воскликнул чиновник. — А когда вы отнимите все, что же от нас останется? Ничего!»

Творчество — это не процесс становления или Достижения, а состояние бытия, в котором полностью отсутствует эгоистическое усилие. Когда «я» делает усилие, чтобы отсутствовать, «я» присутству­ет. Всякое усилие со стороны этой сложной вещи, названой умом, должно прекратиться без всякого повода или стимула.

«Это означает смерть, не так ли?»

Смерть по отношению ко всему, что известно, что является «я». Только когда полностью весь ум утих­нет, появляется творческое, не имеющее названия.

«Что вы подразумеваете под умом?» — спросил художник.

Сознательное, также как подсознательное, скры­тые укромные уголки души, также как разумные частицы ума.

«Я послушала, — сказала молчавшая леди, — и теперь мое сердце понимает».

Внешнее изменение и внутренний распад

 

Поезд на юг был очень переполнен, но втискива­лось еще большее количество людей с котомками и чемоданами. Все они были одеты по-разному. На некоторых были тяжелые пальто, в то время как другие были одеты легко, хотя было довольно холод­но. Преобладали длинные пальто и тесные шерстя­ные шали, небрежно завязанные тюрбаны, и тюрба­ны, которые были аккуратно завязаны, и все различ­ных цветов. Когда пассажиры устроились, стали слышны крики торговцев на платформе станции. Они продавали почти все: газировку, сигареты, журналы, арахис, чай и кофе, конфеты и выпечку, игрушки, коврики и, что достаточно странно, даже флейту, сде­ланную из полированного бамбука. Ее продавец иг­рал на такой же, и она издавала приятные звуки. Толпа продавцов возбужденно шумела. Появилась толпа людей, провожающая мужчину, который, дол­жно быть, был довольно важным человеком, потому что на нем висело множество гирлянд. Они выделя­лись приятным ароматом среди резкой копоти дви­гателя и других неприятных запахов, связанных с железнодорожными станциями.

Несколько человек помогали тучной старухе зай­ти в купе, а она настаивала на том, чтобы занесли ее тяжелый багаж.

Кричал, что было силы, младенец, а мать пыта­ясь успокоить его, прижимать крепко к груди. Заз­вонил звонок, загудел свисток, и поезд медленно двинулся, набирая скорость, чтобы уже не останав­ливаться в течение нескольких часов.

Это была красивая местность. Роса все еще видне­лась на полях и на деревьях, растущих вдоль дороги. Мы ехали некоторое время вдоль полноводной реки, и сельская местность, казалось, раскрывалась в бес­конечной красоте жизни. Изредка попадались малень­кие, закопченные деревни с домашними животными, бродившими по полям или пющими воду из колодцев. Мальчишка, одетый в грязные обноски, гнал несколь­ко коров перед собой по дорожке. Он помахал, когда поезд прогрохотал мимо. В то утро небо было удиви­тельно голубым, деревья омыты, а поля хорошо увлажнены недавними дождями, и люди шли на работу. В воздухе витало чувство чего-то священного, к чему тянулось все ваше существо. Некое благословение — удивительное и согревающее. Одинокий человек, иду­щий по той дороге, и лачуга у обочины — все купа­лось в нем. Вы никогда не нашли бы его в церквях, храмах или мечетях, потому что они искусственно созданы, а их боги выдуманы. Но там, на открытой местности, и в том грохочущем поезде чувствовалась неистощимая жизнь, благословение, которое нельзя ни отыскать, ни получить. Оно уже присутствовало там, подобно маленькому желтому цветку, выросше­му близко к рельсам. Люди в поезде болтали и смея­лись или читали утренние газеты, но оно было там, среди них и среди нежных растений ранней весны. Благословение было там, неизмеримое и простое, как любовь, которую никакая книга не сможет передать, и к которой не сможет прикоснуться ум. Оно ощуща­лось там тем дивным утром.

Нас было восемь человек в комнате, но только двое или трое приняли участие в беседе. Снаружи на улице косили траву, кто-то точил косу, детские крики и голоса доносились в комнату. Те, кто при­шел, были очень серьезными, они все упорно тру­дились различными способами ради улучшения об­щества, а не ради личной внешней выгоды, но тщес­лавие — странная вещь, оно прячется под одеянием достоинства и уважения.

«Учреждение, которое мы представляем, распа­дается, — начал самый старый, — оно тонуло в течение прошлых нескольких лет, и мы должны что-то сделать, чтобы остановить этот распад. Очень легко уничтожить организацию, но так трудно ее постро­ить и поддерживать. Мы переживали многие кризи­сы, и, так или иначе, нам всегда удавалось преодо­леть их, мы сталкивались с проблемами, но остава­лись способными функционировать. Теперь же, од­нако, мы достигли точки, когда должны предпринять что-то решительное. Вот в чем наша проблема».

Что необходимо сделать, зависит от симптомов пациента и от тех, кто ответственен за него.

«Нам очень хорошо известны симптомы распа­да, они слишком очевидны. Хотя внешне учрежде­ние признано и процветает, внутри оно гниет. Наши работники такие, как они есть, у нас есть различия, но мы сумели протянуть вместе больше лет, чем я могу припомнить. Если бы мы были удовлетворены простыми внешними проявлениями, то полагали бы, что все хорошо. Но те из нас, кто находится внутри системы, знают, что есть упадок».

Вы и другие, которые создали и ответственны за свое учреждение, сделали его таким, каким оно яв­ляется. Вы и есть это учреждение. А распад свой­ственен любой организации, любой культуре, лю­бому обществу, разве не так?

«Да, — согласился другой. — Как вы говорите, мир сотворен нами. Мир — это мы, а мы — это мир. Чтобы изменить мир, мы должны измениться сами. Наше учреждение является частью мира. Когда гно­имся мы, гноится и мир, и учреждение. Обновление должно поэтому начинаться непосредственно с нас. Неприятность в том, сэр, что жизнь для нас — не целостный процесс. Мы действуем на различных уровнях, каждый в противоречии с другими. Учреж­дение — это одно, а мы — это другое. Мы менедже­ры, президенты, секретари, высокопоставленные должностные лица, те, с чьей помощью управляет­ся учреждение. Мы не расцениваем его как нашу собственную жизнь, это что-то вне нас, что-то, чем надо управлять и преобразовывать. Когда вы гово­рите, что наша организация есть то, чем являемся мы, мы признаем это на словах, но не внутри. Мы заинтересованы в управлении учреждением, а не нами самими».

Вы понимаете, что именно вам нужно хирурги­ческое вмешательство?

«Я понимаю, что нам потребуется решительное хирургическое вмешательство, — сказал самый ста­рый. — Но кто должен быть хирургом?»

Каждый из нас хирург и пациент, нет авторитета на стороне, который будет орудовать ножом. Само восприятие факта необходимости операции приводит в движение действие, которое само по себе послужит операцией. Но если ей суждено быть, это означает сильное вмешательство, дисгармонию, так как паци­енту надо перестать жить общепринятым способом. Вмешательство неизбежно. Избегать всякого наруше­ния покоя вещей значит иметь гармонию как на клад­бище, которое хорошо ухожено и упорядоченно, но полно захороненных гниющих останков.

«Но действительно ли возможно, при том что, мы так устроены?»

Сэр, задавая этот вопрос, вы не строите стену из сопротивления, которое мешает произойти опера­ции? Таким образом вы подсознательно позволяете кризису продолжаться.

«Я хочу оперировать на самом себе, но, кажется, я не способен это делать».

Когда вы пытаетесь оперировать на себе, тогда вообще нет никакой операции. Приложение усилий для остановки кризиса — это еще один путь ухода от факта, который означает ухудшение ситуации. Сэр, в действительности вы не хотите операции, а хотите кое-как исправить, улучшить внешние про­явления с помощью небольших изменений там и здесь. Вы хотите преобразовать, покрыть гниль зо­лотом, чтобы вы могли иметь мир и учреждение, которые желаете. Но мы все стареем. Я вам это не навязываю, но почему бы вам не убрать вашу руку и не позволить там быть операции? Если вы не бу­дете этому препятствовать, потечет чистая и здоро­вая кровь.

 

 

Где есть «я», там нет любви

 

Кусты роз прямо за воротами пестрели красны­ми цветами, их сильный аромат притягивал бабо­чек. Там росли также и ноготки и цветущий слад­кий горох. Сад выходил к реке, и тем вечером она сияла золотистым светом от лучей заходящего сол­нца. Рыбацкие лодки, в форме гондол, темнели на тихой глади реки. Деревня утопающая в деревьях на противоположной стороне была расположена на расстоянии свыше мили, и все же через воду ясно доносились голоса. От ворот шла тропинка, веду­щая вниз к реке. Она присоединилась к грунтовой дороге, которая использовалась сельскими жителя­ми для того, чтобы добираться в город и обратно. Дорога резко обрывалась у берега ручья, который впадал в большую реку. Это не был песчаный бе­рег, в нем преобладало большее количество влаж­ной глины, и ноги утопали в ней. Через ручей в этом месте вскоре построят бамбуковый мост, но сейчас плыла лишь неуклюжая баржа, на которой возвращались умиротворенные сельчане после тор­говли в городе. Двое мужчин перевезли нас через ручей, в то время как сельские жители сидели, по­еживаясь от вечернего холода. Там имелась малень­кая жаровня, которую зажгут, когда станет еще тем­нее, и луна даст им свет. Маленькая девочка несла корзину дров, которая была слишком для нее тяже­ла. Когда она пересекла ручей, то оказалось, что ей трудно поднять корзину, но с чьей-то помощью она аккуратно поставила ее на свою маленькую голову, и улыбка девочки, казалось, озарила Вселенную. Все мы поднялись осторожными шагами на крутой бе­рег, и вскоре сельчане отправились, болтая, вниз по дороге.

Здесь была открытая местность, а почва была очень богата илом многих столетий. Ровная, хоро­шо вспаханная земля, местами с изумительными старыми деревьями, протянулась к горизонту. Преоб­ладали поля озимой пшеницы и других зерновых, приятно пахнущего гороха, с белыми цветами. На одной стороне текла река, широкая и изгибающая­ся, у реки стояла деревня, шумная от деятельности. Дорожка считалась очень древней, потому что по ней прошелся Просвещенный, и паломники пользо­вались ею в течение многих столетий. Путь считал­ся священным, и то здесь, то там вдоль него стояли маленькие храмы. Манговые и тамариндовые дере­вья были тоже очень стары, и некоторые усыхали, повидав так много. На фоне золотого вечернего неба они казались величественными, а их ветви темны­ми и загадочными. Немного далее росла бамбуко­вая роща, желтеющая от возраста, и в маленьком фруктовом саду коза, привязанная к дереву, блеяла своему дитя, которое всюду скакало и прыгало. Тро­па шла мимо водоема, куда приходил на водопой скот, в другую манговую рощу. Ощущалось спокой­ствие, затаившее дыхание, и все познало благосло­венный час. Земля и все на ней стало святым. Это не было так, что ум осознавал это спокойствие как что-то вне себя, что-то, что нужно запомнить и со­общить, а как полное отсутствие всякого движения Ума, нечто неизмеримое.

Он был моложавым мужчиной, сказав, что ему чуть за сорок, и хотя ему доводилось стоять перед зрителями и говорить с большой уверенностью, он Довольно застенчиво вел себя. Как и многие другие из его поколения, он немного увлекался политикой, Религией и социальной реформой. Был склонен к написанию стихов и мог рисовать на холсте. Неко­торые из выдающихся лидеров были его друзьями, и сам он мог продвинуться далеко в политике. Но сделал иной выбор и был доволен держать свой свет, укрытый в далеком городе в горах.

«Я желал повидаться с вами уже много лет. Вы можете не помнить, но я присутствовал однажды на том же самом теплоходе, что и вы, отправлявшемся в Европу до второй мировой войны. Мой отец очень интересовался вашим учением, но я ушел глубоко в политику и другие вещи. Мое желание поговорить с вами стало настолько постоянным, что я не смог больше откладывать. Я хочу открыть свое сердце. Несколько раз я посетил ваши беседы и обсуждения в разных местах, но недавно у меня появилось силь­ное побуждение повидаться с вами с глазу на глаз, потому что я зашел в тупик».

Какой?

«Я, кажется, не способен «прорваться». Я вы­полнял определенный вид медитации, не ту, кото­рая гипнотизирует вас, а которая помогает осозна­вать свое собственное мышление, и так далее. При этом процессе я обязательно засыпаю. Наверное оттого, что я ленив и легкомысленен. Я постился и пробовал различные диеты, но эта летаргия сохра­няется»

Действительно ли это из-за лени или чего-то дру­гого? Есть ли какое-то глубокое внутреннее рас­стройство? Стал ли ваш ум унылым, нечувствительным из-за событий вашей жизни? Если позволите спросить, не оттого ли это, что в нем нет любви?

«Не знаю, сэр. Я мало думал об этих вопросах и никогда не был способен выявить что-нибудь. Воз- можно, меня подавляли слишком многие хорошие и плохие явления. В некотором смысле жизнь была слишком легка для меня, с семьей, деньгами, опре­деленными возможностями и тому подобным. Нич­то не давалось очень трудно, и в этом, возможно, моя проблема. Общее чувство непринужденности и наличие возможности найти выход из почти любой ситуации, наверное, сделали меня мягким».

Так ли это? А может вы просто поверхностно описываете события? Если бы те вещи глубоко на вас воздействовали, вы вели бы иной образ жизни, вы следовали бы легким курсом. Но вы не следова­ли, тогда должен существовать другой процесс, ко­торый делает ваш ум вялым и неспособным.

«Тогда что это? Меня не слишком беспокоит секс, я баловался им, но он никогда не был страстью до такой степени, чтобы я стал его рабом. Это начина­лось с любви, а заканчивалось разочарованием, но не расстройством. В этом я довольно уверен. Я не осуждаю, не преследую секс. Так или иначе, он не проблема для меня».

Ваше безразличие разрушило чувствительность? В конце концов, любовь уязвима, и ум, который по­строил защиту против жизни, прекращает любить.

«Я не думаю, что построил защиту против секса, но любовь — не обязательно секс, и я действитель­но не знаю, люблю ли я вообще».

Понимаете ли, наши умы так тщательно искус­ственно удобряются, что мы заполняем наши серд­ца вещами от ума. Мы отдаем большую часть на­шего времени и энергии на добычу средств к существованию, накопление знаний, огню веры, патрио­тизму и поклонению государству, деятельности со­циальной реформы, преследованию идеалов и дос­тоинств и многим другим вещам, которыми погло­щен наш ум. Так что сердце стало пустым, а ум становится богатым своими хитростями. Это приво­дит к нечувствительности, не так ли?


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 11; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!