John Agard. Mr. Oxford



 

Я сходил в туалет, сполоснул лицо холодной водой. Пропустил пару выступлений. Постоял в переходе – «тамбуре» – между полупустым французским вагоном, где ужинали какие-то отморозки, и битком набитым британским, где гудел слэм. Стены в тамбуре зеркальные. Небольшие колонки выдавали клубный саундтрек – негромкий стук колес из-под потолка.

ПОВСЮДУ МЕРЕЩИЛИСЬ ВОЗНИКАЮЩИЕ ИЗ НИЧЕГО СЛОВА.

«Интересно, Таранчик нанимал звуковика, чтобы записать настоящий поезд? Надо спросить при случае… Что я делаю? Зачем напросился на сцену? Что мне противопоставить проклятым поэтам? Песню, что ли, спеть? Ни бэнда, ни саундсистемы...»

Я стал героем бесстыдно затянутого романа. Его никак не может завершить некий сочинитель среднего возраста в потертых вельветовых джинсах и черном свитере, растянутом на локтях. За писательским окном пустой заснеженный двор, холод и мрак, а где-то тепло… но это не то. Я тряхнул головой. Отражение улыбнулось и зашагало к выходу из зазеркального тамбура. Поспешив последовать хорошему примеру, я вернулся обратно в зал.

- …ну а я слегка пьян от аромата дивной новой поэзии, процветающей здесь, – гремел со сцены ведущий, – в чудесном «Поезде», принесшем всех нас на станцию под названием поэтри-слэм! Надеюсь, эта станция не конечная. А сейчас приглашаю на сцену последнего участника, прошу любить и жаловать – Ю-Лов! Аплодисменты дебютанту!

«Сейчас покажу дебютанта, – озлился я. – Покажу новую поэзию!»

СЛОВА

ЗАЖГЛИСЬ

В ВОЗДУХЕ

ЗАГОРЕЛИСЬ

СЛОВА

- Здрасте! Я не поэт, я растафарианский бродячий философ Ю-Лов. Люди тут собрались разные, и темы были затронуты разные, и чувствуется, задели всех по-разному, – сказал я. – Хочу раскрыть вам нашу, растафарианскую тему Вавилона и немного рассказать о великом пророке Маркусе Мозайе Гарвее, о котором вы наверняка слышали очень мало. Гарвей жил в начале ХХ века, он был джамайцем, но в 1916 году оказался в США, как пропащая душа. Гарвей проповедовал и утверждал: система Вавилона, созданная белыми людьми – колонизаторами и работорговцами, мешает бывшим рабам вернуться назад, в родную Африку, где следует создать великое единое государство... Из Америки Гарвея депортировали, а в Африку он так и не вернулся. С тех пор прошло много лет. Сегодня каждый понимает Вавилон как хочет. Это символ всего негативного в жизни. А негативное в жизни у каждого свое. И что бы там ни говорил Маркус Мозайя Гарвей (человек, безусловно, интересный, но умерший в далеком 1940-м), вспомним, откуда пошла эта тема изначально. Итак, Вавилон – это город в современном Ираке. Согласно Библейскому сказанию, на этом месте люди попытались построить башню до неба, за что Бог Отец покарал их, заставив говорить на разных языках (а до этого, видимо, язык был единый). Прекратив понимать друг друга, люди впали в полный ахуй и разбежались кто куда.

В зале засмеялись. Я торжественно продолжил:

- Башня осталась недостроенной и рухнула со временем сама по себе. Что, таким образом, базисно связано с понятием Вавилона? ТОТАЛЬНОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ! Непонимание, разобщение. Но, во-вторых, все в той же Книге Книг имеется рассказ о вавилонском пленении иудеев, их счастливом исходе и возвращении на землю обетованную. В Вавилоне иудеев мучали, подавляли, всячески унижали. Поэтому все, кто отождествлял себя по той или иной причине с иудеями, как это сделал Маркус Гарвей в отношении живущих за пределами Африки потомков чернокожих рабов, использовали символ Вавилона для демонстрации мук своего народа. Тут надо учесть, что одной из немногих книг, которую дозволялось иметь и читать рабам, была Библия. Отнюдь не все чернокожие во времена Гарвея оставались рабами, но были в большинстве неграмотными, необразованными, однако библейские символы знали отлично. Гарвею было легко объяснять свои идеи, используя библейские символы. Вот отсюда простая линия: африканцы = новые иудеи, Африка = земля обетованная, Америка = Вавилон.

В зале зашушукались, когда я упомянул Америку. Я помолчал пару секунд, набираясь сил для решающего рывка.

- Таким образом, второе базисное значение, связанный с понятием Вавилона, это ТОТАЛЬНАЯ НЕСВОБОДА, прессинг, подавление, как со стороны государства (Системы), так и со стороны отдельных личностей. Поэтому на Джамайке даже ментов обзывают словом Бабилан. Может, есть и какое-нибудь третье базисное значение, связанное с понятием Вавилона, вы случайно не знаете?

- Нет! Не знаем! – крикнул кто-то.

- Слушайте самую главную тайну! Я открываю ее вам в данный момент! Внимание, друзья мои! Забудьте про Ирак, Израиль и Джамайку. Мы живем в России, в городе Тосква. Вавилон находится в наших головах. Башня до небес возводится и рушится ежедневно, без бюллетеней и обеденных перерывов. Мы сами – собственные работорговцы и собственные рабы. Вот в чем вся штука. Каждый из нас сидит на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. Каждый из нас – блудница вавилонская, и то, как мы живем, как общаемся, как мучаем друг друга каждый день – это и есть Система Вавилона. Вавилонские люди в вавилонском городе! И каждый раз, когда мы упоминаем Вавилон, восклицая, например: «Ну, это полный Вавилон!» – мы имеем в виду, что сталкиваемся с НЕПОНИМАНИЕМ, с ощущением НЕСВОБОДЫ, с рабством. А поскольку каждый сталкивается с этими неприятными вещами по-разному, то и понимание Вавилона получается у всех разным и порою прямо противоположным. В 539 году до нашей эры пал исторический Вавилон, и плененные иудеи отправились в землю обетованную, получив долгожданную свободу. А мы все сидим. О как! Спасибо за внимание! Всем почтение и уважуха. Джа Растафорай! Села!

Я спускался со сцены под смех и овации. Красотка, сидевшая за столиком у самой сцены, подмигнула мне.

ОГНЕННЫЕ

СЛОВА

ПОТУХЛИ

Два дрэдастых незнакомца активно жестикулировали у стены справа. Я сделал вид, что не замечаю их. Члены жюри подняли бумажки. Четыре... Три... Четыре... Два... Тринадцать баллов! Сразу! Ведущий провел сеанс скоростного камлания. Публика не прибавила ничего, но оставила меня в ранге победителя. Через пять минут я стал обладателем трехсот долларов, а потом на сцену вышли все участники турнира, и был пафосный финал с речами и шутками. Поэты принялись бухать водку без закуски прямо на сцене. А в зале уже расчистили стол для участников мероприятия, на котором раскрылась скромная, зато вечная скатерть-самобранка: кислая капустка, присыпанная тмином, маринованный чесночок, соленые огурчики, черный хлеб, селедочка с луком, нарезанная мелкими ломтиками, маринованные помидорчики, черемша и вареная картошечка – рай для алкоголика-чревоугодца. Все расселись, кто-то сказал тост… Я обратил внимание на берлинского гостя по фамилии Дельфинов – не оглядываясь по сторонам, он налегал на водочку, раскрасневшись и закусывая капустой, щепотью таская её из общей миски. Не хватало еще начать брататься с пьяными поэтами. Я слился оттуда так быстро, как смог. Уважаемый член жюри Рас Туман пил чай там же, где я его оставил, вид имея предовольный.

- Поздравляю с поэтическим прорывом! Поэтив вайбрейшн, тык сккыть, – приветствовал он мое появление. – Я тебе четверку выставил!

- Вот деньги – залог за визу, – протянул я ему свой выигрыш. – Только не подведи, Рас Туман, бреддаман!

- Хоть Вавилон и внутри растамана, он его не касается! – сказал недавний член жюри, облизнулся и спрятал три сотни куда-то в собственное нутро. – А если бы не было Вавилона, я не имел бы поклонниц, которые моют мне… хе-хе… посуду!

Задерживаться мы не стали, выйдя из «Поезда» вон. На улице ветер завывал, вьюга свирепела. Снег вмиг лица исхлестал. Путь к метро решили срезать через дворы.

 

 

Диалог на бегу.

 

I said fire, fire now, down below.

I said fire, down below.

And the people dem running around.

And the people dem running around.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!