Nina Hagen. African Reggae



 

Летом 1989 года огромный двор на Свято-Постном бульваре оккупировала бригада радикальных фриков под командой некоего Гитлера. Территория охватывала: два больших дома, одну пристройку поменьше и один полуразрушенный бывший склад с залитым водой просторным подвалом. Гитлером звался невысокий, худощавый мужчина с тонкими усиками над верхней губой и опасным блеском в глазах. Только приближенные знали его настоящее имя: Коля Вашкевич. Приехал он откуда-то из Белоруссии и выглядел лет на двадцать пять, хотя было ему под сорок. Себя называл джанк-артистом, имея в виду, что творит искусство из мусора. Гитлер собирал на помойках разные забавные артефакты и составлял из них крупногабаритные психоделические инсталляции, сносившие под фундамент сознания и без того безбашенных зрителей: созревших юных дев, всяческих богемных существ, художников, музыкантов, панков, наркоманов, алкоголиков, карликов, инвалидов, гэбэшных стукачей и вездесущих шизофреников. Кто там только не тусовался! Вы знаете происхождение слова «тусоваться»? Как и многие жаргонные выражения, оно выскочило из блатной речи: первоначальное значение – тусовать карты; подобно картам в колоде, перемешиваются люди в сквоте. Обитал у Гитлера одно время и я. Вместе с другом, художником Рафаилом Бессоновым, делил на двоих маленькую мастерскую на третьем этаже.

Весь сквотный двор превратился в психоделическую инсталляцию: стволы деревьев опутали проводами с разноцветными лампочками, повсюду расставили поломанные манекены, обряженные в пестрое тряпье, в центре соорудили что-то вроде сцены. Каждую субботу устраивались во дворе ритуальные перформансы, собиравшие невероятное количество народу. Жгли костры в железных бочках, стучали в барабаны, танцевали, угорали. Нередко выступали приглашенные группы, а всё действие порой заканчивалось нападением ОМОНа, приехавшего по вызову разъяренных жителей соседних, еще не выселенных домов. Стоял самый разгар перестройки, поэтому ОМОН хоть и клал всех лицом в грязь, но никого особенно сильно не мусолил. Все это дело не без хитрого умысла назвали Свободной школой современного творчества. Придут менты: «Что это за притон?» – «Какой же это притон? Это Свободная школа современного творчества!» Подобные высказывания, сделанные с серьезным выражением лица, спокойным, уверенным тоном, напрочь обезоруживали представителей тогдашней, еще советской власти. К чести Гитлера надо добавить: за порядком следил строго, самый большой тосковский сквот под его тоталитарным управлением притоном и вправду не стал – а все остальные, в общем, увы, да...

Однажды год спустя, в июньскую субботу 1990 года я столкнулся с Гитлером в коридоре, идя на кухню.

- Привет, мягкопузый! – ласково сказал начальник сквота и сделал вид, что собирается ударить меня кулаком в живот. – Что, зассал? Не ссы! К нам сегодня растаманы приезжают, тебе понравится!

Вечером на сцену в центре двора поднялась «Корневая Система». Звук был препаршивейший. Урой выглядел убитым, но музыканты честно отыграли, а после концерта завалились в наш нелегальный бар на первом этаже полуразвалившейся двухэтажной пристройки, где некогда ютилось бюрократическое учреждение десятой степени значимости. Теперь над входом Гитлер намалевал вывеску «Бар Брр», а внутри все стены расписал разного рода провокационными надписями, вроде: «Дойче зольдатен унд оффицирен, Руссланд блокаден унд капитулирен». Или: «Гомосексуализм, водка, футбол». Или: «Здесь пей, у соседей блюй!» В баре покупалась водка, вино, пиво. Гитлер ненавидел любые психоактивные вещества, кроме алкоголя, и даже табак не курил, а уж гандж в баре был официально запрещен строго-настрого. Это, впрочем, не помешало участникам «Корневой Системы» оккупировать кушетку в самом темном углу, где они с увлечением забивали рассыпчатую светло-зеленую шмаль в предварительно выпотрошенные папиросы. Преодолев нешуточное смущение, я подошел к Урою.

- Слава, – робко представился я. – Мне очень понравились ваши песни...

- Садись, Славка, – милостиво разрешил мэтр. – Ты, значит, из местного гитлерюгенда?

- Как вы сочиняете свои песни? – спросил я, замирая от волнения.

- Как-то сочиняются, сами, в общем-то, – ответил маэстро. – Раз, и вылетела песня, как пуля, веришь, нет?

Его что-то беспокоило, он заметно нервничал, непрестанно потирал руки.

- А какую музыку вы больше всего любите? – я преданно заглядывал ему в глаза.

- Бобмарлея уважаю, – ответил Урой. – Слыхал про такого? Это, брат, талантище!

Я усердно закивал – слыхал, мол. Урой искал кого-то глазами в сумраке бара, но не находил.

- Знаете, я тоже хотел бы играть реггей, – сказал я. – Что для этого нужно? Чему я должен научиться в первую очередь?

- Ты на чем играть-то собрался, а? – Урой взглянул прямо в глаза, и знакомый холод прожег до живота.

- На гитаре...

- Научись сначала долю слабую щелкать! Знаешь, что такое слабая доля? Нет? Вот узнаешь, тогда и поговорим с тобой. И запомни: лучше всех слабую долю щелкал Бобмарлей. У него и учись!

Он вдруг заметил кого-то и приветственно помахал рукой, как больной орел подбитым крылом. К нам приблизился толстенький бородатый дядька с прической «конский хвост». Урой встал, они обнялись и расцеловались, похлопывая друг друга по спинам.

- Это мой лучший друг Яшка Ящер, он такие песни сочиняет, ты что, Славка! Талантище! – проговорил Урой, и в его голосе я расслышал радостное облегчение от оправдавшихся ожиданий. – Садись-ка рядом, Ящер... Вот, с гитлерюгендом общаюсь, учу реггей играть...

- Это хорошо! – согласился Ящер, присаживаясь. – Молодых учить надо. Если их не учить, они совсем от рук отобьются. Наркотиками баловаться начнут, пойдут по кривой дорожке...

Под ним болезненно заскрипели пружины продавленного, но все еще бодрого дивана.

- Ну? – спросил Урой.

- Все есть, – ответил Ящер. – Готовить надо. Может, здесь?

- Здесь стремно, – покачал головой Урой. – Нет, нельзя здесь.

Ящер вздохнул, вытащил из нагрудного кармана потертой джинсовой куртки пачку сигарет «Блэк Дэф Лайтс» (черная упаковка с черепом и костями), закурил.

- А ты тоже в этом гадюшнике чалишься? – обратился Ящер ко мне.

- Это не гадюшник, – обиделся я. – Это Свободная школа современного творчества!

- Ясный конь, – согласился Ящер.

- У меня здесь мастерская, – с важным видом заявил я. – А постоянно живу в другом месте.

- В коммуналке? – поинтересовался Урой.

- Почему? – удивился я. – Нет, не в коммуналке.

- Ништяк! Слушай, что нам здесь сидеть, с дураками этими? Ты, Славка, чувствую, другой, не такой, как они, алкоголики эти паршивые, фашисты проклятые. Поехали к тебе! Научу тебя долю щелкать, так и быть! Яшка песен своих споет! Посидим, пообщаемся, а? Гитара-то есть дома?

- Есть! – обрадовался я.

- Один живешь? – осведомился Ящер, глядя в сторону.

- Вообще-то нет, но сейчас родственники на даче. Припрутся только послезавтра, так что можно вписаться без проблем! – я был обрадован перспективой пригласить таких уважаемых гостей.

Урой настоял на том, чтобы взять тачку. За десять рублей старая дребезжащая «Валгалла» оттранспортировала нас на улицу Дубова, дом 12. Урой с Ящером расплатились, мы вылезли из машины и пошли ко мне.

 

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!