Список принятых сокращений 6 страница



При этом следует учитывать, что глобализация производственных и социально-культурных возможностей, реформы и модернизации порождают новую социальную реальность, новые возможности и немало новых угроз. В том числе — угрозы нарастания социального пессимизма, потери культуры рационального мышления и кризисного восприятия реальной действительности, неуверенности в благополучном будущем, усиления ностальгии по крепкой руке. В обществе расширяются зоны невежества, мракобесия и «культуры трущоб». Многие не желают честно трудиться, лишь 2—3% россиян выражают желание стать предпринимателями, 55% убеждены, что сейчас лучше всего работать в органах государственной власти (27%) и в силовых структурах (18%)[41]. Верх берет психология самоуспокоенности, готовности мириться с коррупцией, наглым стяжательством, проявлениями экстремизма и оскорбительного поведения.

Естественно, возникают вопросы: «Как при таком настрое можно успешно управлять, строить демократическое социальное государство?», «Как можно рассчитывать на успешную рыночную экономику?», «На какие духовно-нравственные ценности ориентироваться в первую очередь?». Вопросы непростые и ответы на них не могут быть простыми. Ясно лишь то, что, во-первых, в условиях, когда глобальное развитие становится все более неравномерным и динамичным, когда вызревает почва для новых конфликтов экономического, геополитического, этнического характера и ужесточается конкуренция за ресурсы, в том числе человеческие, аутсайдер неизбежно потеряет свою самостоятельность. Более того, он будет зависеть не только и не столько от экономического потенциала и культуры страны, сколько от внутренней энергии и пассионарности людей, их желания, готовности и способности к движению вперед. Если же нация и государство не способны себя сберегать и воспроизводить, если утрачивают жизненные ориентиры и идеалы, то им уже не нужен внешний враг, все развалится само по себе; во-вторых, индивидуализм, гражданский нигилизм, работа только на себя имеют свои пределы и свои границы.

Нельзя достичь благополучия, если за порогом твоего дома разруха, неустроенность и отсутствие безопасности. Нельзя прожить особняком, не помогая слабым, не расширяя ответственность за пределы своей семьи или профессиональной группы. Нужна гражданская активность с заботой не только о себе, но и об окружающих[42].

Вывод: власть своими управленческими решениями должна поддерживать институты, которые являются носителями традиционных для российского общества ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение. Но при этом нужно помнить, что всякие попытки бездумного администрирования и грубого вторжения в сферу духовной жизни, убеждений и взглядов людей — это проявление тоталитаризма. Методы запретов и ограничений в этой сфере недопустимы.

В-седьмых, соотношение мировой и национальной культур. Грамотно управлять может лишь тот, кто знает и способен учитывать общее, особенное и единичное в общественной жизни, особенно в условиях глобализации. Необходимо не только знать достижения народов, проживающих на Востоке, Западе, Севере или Юге, но и понимать, что любая культура складывается на протяжении многих веков в рамках своих особых естественных социально-политических, экономических и культурных координат. Поэтому при переносе каких-либо образцов культуры на почву другой страны надо быть предельно внимательным, учитывать имеющиеся возможности и, главное, готовность, желание и способность народа к адекватному восприятию ценностей других стран и народов.

Занимаясь профессионально политикой и управлением нельзя не учитывать, что в мировом пространстве существует определенная расстановка сил, что всегда существует перевес одного, двух или нескольких центров мировой силы, претендующих на лидерские позиции (государства, международные надгосударственные структуры). Сегодня их влияние на политику и культуру национальных государств огромно, нередко сопровождается серьезным нарушением баланс сил, распылением суверенитета и ущемлением национальных интересов. В такой обстановке национальные государства вольно или невольно становятся участниками решения мно­гих мировых проблем, в том числе с немалыми политическими, финансово-экономическими и стаби­лизационными рисками. Многие из них «все хуже справляются с сохранением внутренней солидарности общества»[43], подвергая эрозии националь­ную идентичность и снижая прочность своей политиче­ской целостности.

Существенным фактом стало также появление таких влия­тельных экстерриториальных управленческих органов мирового масштаба, как G8, G20, МВФ, Банк европейского развития, форумы в Давосе и Санкт-Петербурге. Не стоит забывать и о международных лоббистах, глобальных массмедиа и социальных сетях. Их появление — убедительное свидетельство образования нового уровня вертикальных и горизонтальных международных связей глобального характера, появления принципиально новых иерархических и полицентрических форм организации власти в мировом пространстве. Указанные структуры исполь­зуются государствами не только для собственной адаптации к внешним вызовам, но и для форми­рования новых механизмов координации совместных усилий в условиях усиливающейся конкуренции мировых игроков.

В-восьмых, важное место в системе объективных детерминант государственного управления принадлежит социальной сфере сохранения, обеспечения и воспроизводства человеческой жизни, удовлетворения повседневных потребностей человека и его семьи.

Если демократическое правовое государство в качестве своей главной стратегической цели заявляет обеспечение надлежащих условий для достойной жизни и всестороннего развития личности[44], то в своей управленческой деятельности оно не может не учитывать сложившуюся ситуацию в сфере социальной защиты, социального обеспечения и социальных услуг: с точки зрения динамики демографической ситуации, достигнутого уровня развития здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, культуры быта, защиты семьи, материнства и детства, заботы о пенсионерах, инвалидах и обездоленных, эффективности противодействия безработице, доступности товаров первой необходимости и т.д.

Как объективную данность мы должны учитывать, что ны­нешнее российское общество в основной сво­ей массе — это общество малообеспечен­ных и не особенно образованных людей. В России по-прежнему нет развитого среднего класса, официально безработными числится более 5,5 млн экономически активного населения. Причем пропасть между бедными и богатыми постоянно углубляется: ниже официального прожиточного уровня находится, по меньшей мере, 20% россиян. На долю 10% самых богатых приходится более трети совокупного общественного продукта, а на 10% беднейших — лишь 2%. У значительной части граждан нет любимой работы и материального достатка, позволяющего достойно питаться, нормально одеваться и обзаводиться комфортабельным жильем, иметь доступ к высококачественному образованию, здравоохранению, отдыху, культуре, средствам коммуникации. К этому добавляются периодические сбои коммунальных систем, плохое состояние дорог, проблемы с общественным транспортом и энергоснабжением, ухудшение окружающей среды.

Но самое опасное заключается даже не в этом: российское общество сегодня, как никогда, испытывает дефицит духовных скреп — милосердия, сочувствия, сострадания и взаимопомощи, т.е. того, что всегда и во все времена делало нас сильнее и чем мы всегда гордились.

Следовательно, сегодня главный для государственного управления приоритет — это крупномасштабная модернизация производства, создание новых рабочих мест, адресная социальная поддержка малоимущих, оптимизация тарифов на услуги ЖКХ, переход к образованию и здравоохранению по стандартам мирового уровня, эффективная молодежная политика, создание условий, при которых граждане могли бы самостоятельно решать свои жилищные проблемы. Причем все социальные преобразования должны быть продуманными, рациональными и неуклонными, чтобы каждый рубль, направляемый в социальную сферу, работал и гарантировал социаль­­ную справедливость[45].

Пакетом указов Президента РФ от 7 мая 2012 г. определены и конкретные ориентиры: обеспечить к 2018 г. увеличение продолжительности жизни в Российской Федерации до 74 лет; увеличение размера реальной заработной платы в 1,4—1,5 раза; доведение средней заработной платы педагогических и медицинских работников до средней заработной платы в соответствующем регионе; повышение средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе; воссоздание рабочей аристократии, которая должна составить не менее трети от общей численности квалифицированных работников; создание до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов ежегодно; снижение стоимости одного квадратного метра жилья на 20% путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса; реорганизация неэффективных образовательных учреждений.

В-девятых, для государства как ведущего субъекта социального управления в качестве объективного фактора выступает сложившаяся международная ситуация, геополитическое положение страны и ее место в системе международных торгово-экономических и политических отношений, научного, военно-технического и культурного сотрудничества. Принимая государственные управленческие решения, нельзя не учитывать возрастающую международную конфликтность, быстрое распространение религиозно-мотивированного терроризма, обострение политической нетерпимости. Немаловажен и тот факт, что в современном мире международная поляризация проходит по линии «страны золотого миллиарда — прочие страны», нельзя не обращать внимания на процессы глобализации и появление так называемых мировых цехов, в которых сосредоточено основное производство мировой продукции конечного потреб­ления.

Успешно противостоять негативным вызовам времени невозможно, опираясь лишь на апологию собственных достижений, стремясь принизить роль других народов или жить по принципу «авось пронесет». Нужны своевременная и грамотная переналадка международных взаимодействий, качественное обновление отношений со странами постсоветского, евразийского и американского пространства на принципах уважения интересов друг друга, предсказуемости, открытости и конструктивности. Ни в коем случае нельзя решать проблемы методами нетерпимости и военно-политической конфронтации.

В-десятых, глобальное социальное многообразие. В условиях современного открытого общества большинство людей постоянно взаимодействует с теми, кто явно отличается от них с точки зрения культуры, менталитета, образованности, политического и религиозного мировоззрения. Еще несколько столетий назад, контакты с людьми других стран и национальностей, других религий и культурных установок, иного образа жизни были эпизодическими и, естественно, кардинального влияния на систему государственной власти и управления не имели. Теперь это контакты принципиально иного характера. Они многогранны и постоянны, причем как в реальном пространстве, так и в виртуальной среде. Сегодня миллионы пользователей Интернета без каких‑либо посредников самостоятельно и очень быстро объединяются по интересам. Воздействие такого общения ощущается повсеместно и порождает новые вызовы, в том числе в сфере традиционно сложившегося политического плюрализма, многоконфессиональности и многонациональности.

Пестрота окружающего мира и социальное многообразие заставляют людей не только мирно сосуществовать, но и сотрудничать даже с теми, кто на них не похож. Это, естественно, существенно затрудняет функционирование обычных государственных административных структур, которые в стандартных условиях успешно работали на протяжении многих десятилетий. Не учитывать перечисленные факторы недальновидно. Нельзя также не понимать, что в условиях современного глобального многообразия государство тоже должно быть многообразным, более гибким и подвижным.

Как видим, приоритеты, формы и методы государственного управления определяются целым комплексом детерминант объективного характера: процессами глобализации; современными особенностями геополитической и международной ситуации; почвенно-климатических условий; сложившихся естественно-общественных форм обеспечения жизнедеятельности людей; культурно-исторического наследия; системы экономических отношений; образа жизни, менталитета и особенностей духовной культуры народа; уровня освоения достижений научно-технического, в том числе информационного прогресса.

2.2. Субъективный фактор государственного управления, его структура и качественные характеристики

Среди руководителей, в том числе политических, распространено мнение, будто люди могут все, надо только их убедить, организовать, мобилизовать, а то и просто заставить. Результат такого понимания управления один: людям навязываются искусственные, часто надуманные конструкции, которые в лучшем случае остаются без последствий, а в худшем — порождают социальные катаклизмы и трагедии целых поколений.

Достаточно вспомнить результаты «научного вывода» о возможности построения основ коммунизма в одной отдельно взятой стране, кукурузную эпопею, лозунги об ускорении, о предоставлении каждой советской семье отдельной квартиры, построении рынка в России за 500 дней. Ясно, что авторы такого рода инициатив прекрасно понимали их нереальность и чисто пропагандистский политико-идео­­логический смысл. Но люди верили, честно трудились и искренне стремились к лучшему. А что же они получили в итоге? Упадок производства и легализацию «теневой» экономики, бедность одних и несметное богатство других, правовую незащищенность, всеобщее социальное недовольство и морально-психологическое разложение значительной части населения. Рухнули прежние структуры управления, на месте которых возникли новые, часто с сугубо коррупционным стремлением к приватизации общественного достояния.

Разве удивительно после этого, что сегодня вера во власть по многим позициям утеряна. Правовой нигилизм, двойные стандарты, коррупция и безответственность стали массовыми. В этих условиях легко деморализовать общество, подогреть эгоизм одних, вызвать низменные чувства у других, преступные устремления у третьих. Этим, кстати, прикрываясь лозунгами демократизации, антикоммунизма и «возрождения» национального самосознания, умело пользуются соответствующие силы.

Недальновидными политиками игнорируется тот научный факт, что каждому народу присуще свое миропонимание, каждая нация обладает собственным, вполне определенным стилем мышления и образом жизни, отличается только ей присущей предрасположенностью (своего рода талантом) к определенным видам деятельности. С точки зрения управления — это объективная реальность, а с позиции субъекта управления — это и есть тот субъективный фактор, который мы исследуем.

При этом необходимо иметь в виду, что субъективное и субъект, субъективный фактор и субъективизм — это не одно и то же. Субъект (от лат. subjectus — лежащий внизу) — это носитель предметно-практической деятельности и познания. Это телесный индивид (или социальная группа), существующий во времени и в пространстве, включенный в определенную культуру, находящийся в коммуникативном взаимодействии с другими индивидами в процессе воздействия на объект. Это также источник активности, инициатор познания, главный участник социальных преобразований. Таковым он является лишь потому, что овладел соответствующим объемом культуры и научных знаний, включая народные традиции, технологии производства, языковые и виртуальные формы общения, нормы права, религии и морали. Субъекты выступают как акторы политической, властно-управленческой, культурной, производственно-экономической, социальной жизни. Именно они формируют элитный слой управления, определяют вектор исторической эволюции.

Субъективное — это то, что характеризует внутренний мир субъекта и производно от его природных качеств и повседневной практической деятельности. Субъективное — это не просто знания, представления, переживания и поступки отдельных индивидов или групп, это своего рода итоговый результат взаимодействия человека с другими людьми и природой. Субъективное связывает воедино потребности, интересы, мотивы, цели, решения и действия людей. Основные его характерис­тики: культура, психологический склад, образованность, компетентность, организованность, нравственность, духовность, менталитет, мотивация, цели, интересы, потребности. Существует и особая субъективная энергетика каждого — своя ценностная ориентация, рациональность или иррациональность поведения, профессионализм или дилетантизм, здравый смысл или беззаботность, творческий или рутинно-бюрократический подход к своему делу. Хорошо, если все это находится в рамках действующего законодательства, установленных административно-процедурных регламентов и господствующих в обществе нравственных координат.

Субъективизм — мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к анализу реальной действительности, отрицающая и не учитывающая объективные законы природы и общественной жизни. Это форма метафизически идеалистического понимания окружающего мира. У людей с таким складом мышления все подчиняется гото­вым стандартам, заранее заданным схемам, матрицам и трафаретам. Субъект в таком случае воспринимается как нечто первич­ное и самодостаточное, а все остальное и все остальные — как вторичное, ведомое и подчиненное. Результаты субъективизма в управлении нам хорошо известны, причем не только из прошлого.

Возьмем для примера столичный мегаполис. Управление городским хозяйством по федеральному законодательству и уставу города осуществляют коллективно столичная мэрия, префектуры административных округов и районные управы. Но даже в столичной достаточно высококультурной агломерации до сих пор не удалось избавиться от нашей извечной болезни — чинопочитания, авторитаризма и субъективизма. В последние десятилетия ведущими цент­рами управления были аффилированные с властью кампании и подконтрольные городским властям финансово-банковские структуры. Президенту страны пришлось буквально «в революционном порядке» обновлять кадровый состав руководства городом, кардинально сменить приоритеты управления городским хозяйством, решительно переориентировать стратегию и тактику руководства мегаполисом с политиканства и противоборства с федеральным центром на конструктивное решение проблем транспорта, образования, здравоохранения, благоустройства, безопасности и правопорядка. Диалог властей с горожанами сейчас становится более предметным и содержательным. Все субъекты управления, прежде всего префектуры и районные управы, нацелены не на бездумное исполнение команд сверху, а на реализацию программ поддержки реального сектора экономики, развития учреждений культуры, образования и здравоохранения, расширения сети парков и спортивных учреждений.

Важнейшими предпосылками научного понимания государственного управления как материализации субъективного фактора является следующее:

1) понимание субъективного фактора как сознания в действии, как слияния в единое целое чувственного, мыслительного и практического. Именно по качеству воплощения задуманного в конкретные дела, по его «материализации» можно судить о содержании управляющего воздействия и созидательных возможностях субъективного фактора;

2) учет того, что субъективный фактор включает в себя характеристики разного уровня иерархичности, разной ценностной направленности и разной степени социальной зрелости. В нем содержится все: единство и противоречивость; истинность и ошибочность; сбалансированность, неустойчивость и хаотичность; профессионализм, дилетантизм и безответственность; плюрализм и монополизм. Вот почему одни и те же явления разными субъектами управления понимаются и интерпретируются по‑разному, вот почему решения властей одни поддерживают и с энтузиазмом реализуют, а другие относятся к ним безразлично, третьи — однозначно негативно. Даже классические, казалось бы, разумные и апробированные многолетней практикой идеи демократии, свободы и толерантности воспринимаются в обществе далеко не однозначно: либералами с восторгом, социал-демократами с оговорками, консерваторами с нескрываемым раздражением, экстремистами — враждебно;

3) восприятие субъективного фактора как сложного, разновекторно и неравномерно развивающегося процесса. Управление — это не просто «сознание в действии», а сознание, которое характеризуется:

— собственной структурой мотивации (государственный или частный интерес, общественная или меркантильная ориентированность);

— разными уровнями отражения реальной действительности (научное и обыденное, массовое, коллективное и индивидуальное);

— многими формами внешнего выражения (мифологическая, религиозная, научная, художественная, историческая, правовая);

— массой различных средств практического проявления — директивных (закон, указ, приказ, распоряжение, задание, регламент, санкция), стимулирующих (материальное и моральное поощрение, дисциплинарная практика), агитационно-пропагандистских (просвещение, агитация, призывы);

4) понимание того, что различные составляющие субъективного фактора с разной силой, направленностью и рациональностью воздействуют на объективную реальность. Естественно, что последствия такого влияния тоже различны — от конструктивно-созидательного до застойного и даже негативно-разрушительного. Воля каждого отдельного компонента субъекта управления (органа, организации, должностного лица) является одновременно и производной от общей воли государства. Поэтому в государственно-управля­ющих действиях отдельных структур сочетает­ся как их собственная управляющая воля, так и воля всех вышестоящих уровней управления, а также воля государства в целом. Возможны случаи, когда воля отдельных управляющих субъектов может не соответствовать, а иногда и противоречить воле вышестоящих уровней управления. Чаще всего такая ситуация возникает, когда управляющий компонент неадекватно воспринимает окружающую действительность, злоупотреб­ляет властью или попросту некомпетентен в решении тех или иных вопросов, не говоря уже о служебной этике;

5) субъективный фактор не только совершенствуется и усиливается, но и подвергся значительному деструктивному воздействию как извне, так и изнутри. В результате он становится рыхлым, инертным и невыразительным, постепенно слабеет, теряя свою прочность и социальную перспективу. Каждому известны случаи, когда конъюнктурность, некомпетентность, бюрократизм даже великие государственные цели превращали в фикцию. Из этого можно сделать лишь один вывод: стране, заботящейся о своем будущем, необходима конструктивно-профессиональная и подлинно демократическая власть, способная своевременно и адекватно реагировать, решительно действовать, обеспечивая гармонизацию интересов общества, государства и человека.

Теперь вернемся к содержательной стороне субъективного фактора. Он достаточно сложен структурно и включает:

1) потребности (англ. neels) — это испытываемая нужда в том, что состав­ляет необходимое условие существования, объективная характеристика субъекта как потребителя материальных и духовных благ. Потребности достаточно разнообразны как по содержанию и своей потребительской стоимости, так и по объемам и номенклатуре. Потребности меняются, но никогда не исчезают — все зависит от источников и реальных возможностей их удовлетворения, от сознания, культуры, эмоционального настроя субъекта на овладение теми или иными благами. Потребности бывают первичными (физиологические и экзистенциальные) и вторичными (социально-политические, престижные, духовные). Физиологические — это потребности в пище, одежде, отдыхе, продолжении своего рода. Экзистенциальные — потребности в безопасности существования, уверенности в завтрашнем дне, стабильности жизненного пространства, гарантированности занятости, комфорте. Социальные — потребности в социальных свя­зях и общении, заботе о других и вни­мании к себе, участии в сов­местной производственно-трудовой, творческой и политической деятельности. Потребности престижа — в уважении со стороны других, в признании успеха и высокой оценке сделанного. Духовные потребности — в саморе­ализации и самоуважении, в самовыражении, скажем, через научное или художественное творчество;

2) интересы (англ. intrests) — глубинные причины деятельности социального субъекта, направленной на удовлетворение его потребностей. Интересы осознаются людьми и являются базовыми по­будительными мотивами к различным видам социально-политической, производственной, творческой и чисто бытовой деятельности. Интересы бывают индивидуальными, классовыми, социально-групповыми и об­щественными. По содержанию они подразделяются на экономические, поли­тические, социальные и духовные. Именно интересы лежат в основе побуждений и мотивов тех или иных поступков и действий, причем на уровне любой социальной группы (класса, нации, народности, социальной прослойки), отдельной личности и общества в целом. Большое значение имеют классовые интересы, которые во многом определяют характер политического строя и систему государственного устройства страны, режим властвования и стиль управления;

3) цели (англ. goals) — образ желаемого результата управленческого воздействия, соотнесенного с интересами и потребностями субъекта государственного управления и условиями их удовлетворения. Цель в контексте субъективного фактора включает три важнейших компонента:

— знания об объекте управляющего воздействия и его потребностях;

— понимание и стремление решить проблемы, которые ждут своего разрешения;

— представление о том будущем, которое наступит в результате целенаправленной управленческой деятельности;

4) воля (англ. will) — способность субъекта сознательно и целенаправленно регулировать свое поведение, управлять своими действиями и чувствами, направляя их в русло достижения намеченного. Воля опирается на авторитет, право, мораль и чувства человека, на возможность, готовность и способность повелевать, использовать имеющиеся ресурсы по своему усмотрению, распоряжаться судьбой кого‑либо, подавлять при этом все то, что противоречит намеченным планам. Если воля становится злой и неуправляемой, то это уже не рациональная воля, а волюнтаризм, тирания и преступность. Воля недобрая, обрекающая людей на пассивность и бездействие, порождает правовой нигилизм и безответственность, стирает грань между необходимостью и целесообразностью, между законностью и свободой. Вот почему добрая воля в государственном управлении и ее конструктивизм — это не волюнтаризм и вседозволенность, не прожектерство и безответственные эксперименты, а «способность, — как писал в свое время Ф. Энгельс, — принимать решения со знанием дела». В противном случае мы видим, как возникают анархизм, бонапартизм, некомпетентность и неуправляемая амбициозность со всеми вытекающими отсюда последствиями;

5) социальные нормы (англ. social norms) — правила, регулирующие отношения между людьми, социальными общностями, государствами, нациями и народами. Это своего рода стандарт поведения в соответствии с требованиями времени и ожиданиями общества. Социальные нормы наиболее эффективны тогда, когда их смысл соответствует тренду исторического развития, а содержание совпадает с потребностями прогрессивных социальных сообществ и лидеров общественного мнения. В социальных нормах находят свое выражение исторические и национальные особенности, качество жиз­ни людей, характер общественного и госуда­рственного устройства, режим правления. Нормы политики, морали, традиций, обычаев, ритуалов, религиозных процедур и обрядов создают привычную форму общественной регуляции:

— экономические нормы регули­руют хозяйственную и финансовую сферы жизни общества (нормы рентабельности, нормы прибыли, нормы естественной убы­ли, нормативы труда и пр.);

— политические нормы определяют отноше­ние к государ­ственной власти, находят свое вы­ражение в партийных уставах и программных положениях, в политических доктринах, посланиях и заявлениях, декларациях и манифестах, в юриди­ческих документах;

— корпоративные нормы закрепляют порядок формирования, построения и функ­ционирования организации. Основные формы их закрепления: уставы, положения, кодексы, стандарты, регламенты, инструкции;

— нормы морали определяют меру нравственной свободы, образцы поведения человека с позиций исто­рически обусловленных представлений о добре и зле, созидающем и разрушающем, порядочном и подлом;

— религиозные нормы — разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих силу обязательного правила для исповедующих ту или иную веру. Они не требуют логического, рационального обоснования, их основа — религиозная убежденность, вера.

Социальные нормы, признанные или санкционированные государством как общеобязательные пра­вила и закрепленные законодательно, называются правовыми нормами. Их задача — обеспечение должной законности и поддержание прочного общественного правопорядка, развитие социального партнерства, повышение социальной ответ­ственности членов общества;

6) мотивы и стимулы (англ. motives and stimuluses) — факторы, побуждающие к высокоэффективной и качественной деятельности. Стимулирование — важнейший метод управляющего воздействия посредством объективной оценки достижений и поощрения реальных заслуг. Это форма уважительного отношения к человеку, создания атмосферы здоровой заинтересованности людей в проявлении инициа­­тивы, творчества и взаимной поддержки в процессе совместной деятельности. Не случайно стимулирование по праву считается не только эффективным методом, но и важнейшей функцией управления.

2.3. Ресурсное обеспечение государственного управления

Ресурсы (англ. resourses) — ведущий фактор эффективного государственного управления. Это реальные и потенциальные средства, резервы, ценности и блага, которыми располагает и использует государство для реализации своих управленческих целей и задач, т.е. те возможности материального, имущественного, интеллектуального, информационного, организационного и духовно-нравственного характера, которыми располагает государство и может воспользоваться ими как в настоящий момент, так и в будущем. Имеются в виду также негосударственные средства, которые на законных основаниях могут быть направлены на общие нужды. Если объективные условия и субъективный фактор определяют характер государственного управления, то ресурсы обеспечивают успех и эффективность этого управления с условием, что используются они разумно и рачительно. Ресурсы — это своего рода гарант успешности (или безуспешности) управления, а также важнейший показатель его качества.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!