Как наверху, так и внизу. 6 страница



Согласно данным эндокринологии, все физические свойства и функции человека (рост, питание, строение тела, работа разных органов), равно как и особенности интеллектуаль­ной и эмоциональной жизни, весь психический склад че­ловека, его деятельность, сила, энергия — всё это зависит от свойств и характера деятельности желез внутренней сек­реции, которые мотивируют работу всех органов, нервной сис­темы, мозга и т. д.

Все характерные внешние черты, всё, что можно видеть в человеке, его рост, строение скелета, кожи, глаз, ушей, волос, голоса, дыхания, его образ мыслей, скорость восприя­тия, характер, эмоциональность, сила воли, энергия, деятель­ность, инициативность — всё это зависит от деятельности желез внутренней секреции, так сказать, отражает их состо­яние. Эндокринология внесла огромный вклад в науку о человеке, и подлинное значение этого вклада ещё далеко не понято и не оценено.

Научная психология, развитие которой приостановилось в конце XIX века и которая в первые десятилетия XX века


не дала ни одной достойной внимания работы, обретает новое дыхание и пересматривает свои идеи с точки зрения эндо­кринологии.

В уже появившихся работах по эндокринологии есть несколько интересных попыток объяснить судьбу историчес­ких личностей с точки зрения их эндокринологического типа, т. е. сочетания внутрисекреторных функций в разные периоды жизни. В качестве примера таких попыток сошлюсь на две книги нью-йоркского профессора Бермана. В первой из них «Железы, управляющие личностью» Берман, описав прин­ципы эндокринологического изучения человека, которым он следует, рассматривает несколько исторических личностей, о которых известны более или менее точные сведения. Первым взят Наполеон, известный по портретам и воспоми­наниям врачей; имеются также результаты вскрытия его тела на острове Св. Елены. На основании всех этих дан­ных Берман описывает, так сказать, эндокринологическую историю Наполеона, т. е. объясняет, под влиянием каких же­лез внутренней секреции проходили разные периоды его жизни. Так, все неудачи последней кампании Наполеона он объясняет ослаблением деятельности гипофиза; это привело к катастрофе под Ватерлоо, а на острове Св. Елены стало ещё заметнее и совершенно изменило его личность.

Далее Берман исследует Ниише, Чарльза Дарвина, Оскара Уайлда, Флоренс Найтингейл и др.

Во второй книге «Уравнение личности» Берман рассмат­ривает типы, в которых преобладают те или иные железы; человек для него — марионетка, управляемая секрециями.

Книги Бермана нельзя назвать научными; скорее это фан­тазии на темы эндокринологии. Но эти фантазии выходят на факты, о которых философия пока и не подозревает. С точки зрения строгой науки, почти каждый вывод Бермана в отдельности можно опровергнуть или счесть бездоказа­тельным. Вполне возможно, что каждое его отдельное за­ключение рано или поздно будет опровергнуто. Но принципы, на которых основаны его рассуждения, опровергнуть не удастся, напротив, они будут установлены и подтверждены. Эти принципы останутся и лягут в основу нового понимания человека, т. е. нового для современной науки, которая всё ближе и ближе подходит к принципам эзотеризма.

В связи с проблемой низшего и высшего пола особен­но интересны значение и роль внутренней секреции поло­вых желез, её воздействие на функции человеческого орга­низма и на другие секреторные функции.

Еще до оформления эндокринологии в особую науку фи-


зиологией было установлено, что половые железы являются одновременно железами и внешней, и внутренней секреции; внутренняя секреция половых желез — главный фактор форми­рования вторичных половых признаков и регуляции их раз­вития. Воздействие внутренней секреции половых желез столь велико, что в случае их повреждения или кастрации, когда внутренняя секреция нарушается или вообще прекращается, вторичные половые признаки исчезают или настолько видоиз­меняются, что человек становится дегенератом низшего пола.

Таким образом, современная наука не только признаёт двойную роль пола, но и во многом исходит из этого факта, обнаруживая во внутренней секреции половых желез необхо­димое условие правильного функционирования всего организ­ма, а в её изменении или ослаблении — причину ослабления или прекращения всех других функций.

Итак, внутренняя секреция половых желез — это и есть трансмутация, уже признанная наукой. Нормальная жизнь организма и сохранение вторичных половых признаков зависят от этой трансмутации. Всякое ослабление вторичных половых признаков указывает на ослабление трансмутации; существенное её ослабление или исчезновение создаёт низ­ший пол. Эзотерическая идея отличается от современной научной только тем, что допускает возможность усилить трансмутацию и довести её до совершенно невероятной интенсивности, которая и создаёт новый тип человека.

Если этот новый тип человека принадлежит к высшему полу, что же в таком случае означает этот высший пол?

Эндокринологическое изучение исторических личностей, равно как и клинические исследования, со всей очевидностью устанавливают существование низшего пола, его происхожде­ние, причины и последствия. Но они ничего не говорят о высшем поле. Где же можно найти материал для суждения о нём?

На горизонте нашей истории мы видим две сверхчелове­ческие фигуры: это Гаутама Будда и Христос. Независимо от того, считать ли их реальными историческими личностя­ми или мифами, порождением народной фантазии или эзотери­ческой мысли, мы обнаружим у них немало общих черт.

История жизни Гаутамы Будды говорит, что в юности принц Гаутама был окружён блестящим двором, полным моло­дых красавиц, был женат и имел сына. Но он покинул всё и удалился в пустыню, и в последующей его жизни половые функции не играли никакой роли. За исключением нескольких апокрифических легенд история не сохранила описаний его искушений или борьбы, связанной с полом.


С этой точки зрения Иисус — ещё более определённая фигура. Мы ничего не знаем о его половой жизни; нас-сколько нам известно, в его жизни не было женщин. Даже во время искушения в пустыне дьявол не пытался соб­лазнить его женщиной: он показывает ему земные царства во всей их славе, обещает чудеса, но не предлагает любви. Очевидно, по замыслу и идее автора драмы о Христе, Христос находится уже по ту сторону подобных искушений и возможностей.

Теперь можно задать вопрос: не были ли Христос и Будда людьми высшего пола? У нас нет никаких осно-ваний причислять их к низшему полу, вместе с тем, они, несомненно, отличались от обычных людей.

К несчастью, мы не располагаем сведениями о строении тела Иисуса и о его внешности. Все изображения Христа, появившиеся в первые века христианства, совершенно недо­стоверны.

С Буддой дело обстоит иначе: имеется очень точное и подробное описание его тела со всеми внешними чертами и особенностями. Я имею в виду так называемые «тридцать два, знака Будды» и «восемьдесят малых знаков».

Об этих знаках есть легенда, частично принятая и авто­рами Евангелий в повествовании о Христе (см. выше, гл. 4). Когда Будда появился на свет, старец-отшельник Асита спус­тился с Гималаев в Капилавасту. Войдя во дворец, он совер­шил у ног дитяти жертвоприношение аргха, а затем трижды обошёл вокруг ребёнка, взял его на руки и «прочёл» на его теле тридцать два знака Будды и восемьдесят малых знаков, видимых его внутреннему зрению.

Современные буддологи на основании филологических и ис­торических изысканий считают «тридцать два знака» поздней­шим изобретением. Конечно, они, наверняка, содержат немало условного, мифического, наивного, аллегорического; многое было искажено устной передачей, переписыванием и перево­дами. Но, несмотря на всё это, эндокринологическое изу­чение тридцати двух знаков Будды представило бы огром­ный интерес; вполне возможно, что оно приподняло бы завесу, которой окутан для нас высший пол.

Есть несколько списков как «тридцати двух знаков Будды», или «тридцати двух знаков совершенства», так и восьмидесяти малых знаков. Во всех случаях перевод весьма сомнителен, и существует много разных прочтений тех или иных знаков.

Приведу здесь вариант, который принят в современной популярной буддийской литературе. При переписывании, пере-


водах и объяснениях многие «знаки» совершенно утратили всякий смысл и значение. Но, по моему мнению, во-первых, филологический, а во-вторых, психологический анализ самых надёжных списков помог бы установить тексты, а их эндо­кринологическое изучение позволило бы обнаружить много такого, что оказалось бы новым и неожиданным.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 12; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!