Как наверху, так и внизу. 5 страница



К первой группе принадлежат проявления половой функции,

окрашенные, так сказать, психологией публичного дома. Ко

второй группе принадлежат такие проявления пола, для кото-

рых характерна тесная связь с гнетущими и болезненными

эмоциями, с неистовой страстью или глубоким отчаянием.

Существование обеих групп объясняется тем, что половая жизнь и всё, что к ней относится, могут быть связаны с самыми противоречивыми сторонами в человеке.

В первой группе половая жизнь связана с тем, что является самым низким. Для такого человека пол окружён атмосферой нечистоты. Человек говорит о половой жизни грязными сло­вами, думает о ней грязными мыслями. Вместе с тем, он ока­зывается рабом пола и сознаёт своё рабство; ему кажется, что и все другие люди — такие же рабы пола, как он сам. В глу­бине души он бросает грязь на всё, что связано с полом, сочи­няет сальные анекдоты и любит их слушать. Его жизнь гюлна непристойностей; для него всё грязно, как грязен и он сам. А если он не унижает пола, то осмеивает его, воспринимает как скабрёзную шутку, старается отыскать в половой жизни нечто комическое.

Эти Поиски комического в половой жизни, введение в неё смеха, порождают особого рода псевдоискусство, порногра­фию, которая как раз и характеризуется осмеянием пола.

Без этого осмеяния эротическое искусство, даже в крайних своих формах, может быть вполне нормальным и законным, каким оно было, например, в греческом и римском мире, в древней Индии, в Персии периода расцвета суфизма и т. д. Наоборот, отсутствие эротического искусства или его иска­жённые формы указывают на очень низкий моральный уровень


данной культуры и на преобладание в ней низшего пола.

Разумеется, низший пол стремится смешать эротическое искусство с порнографией; между этими двумя явлениями для него не существует разницы.

Что же касается нормального пола, то необходимо указать, что в нём нет места для смеха. Половая функция не может быть комической, она не может быть объектом насмешек. Таков один из главных признаков нормального пола.

Продолжая перечислять черты той формы низшего пола, которая характеризуется психологией публичного дома, можно сказать, что эту форму определяет отделение половой функции от всех остальных, антагонизм половой жизни и всех дру­гих. В интеллектуальной и эмоциональной жизни, даже просто в физической деятельности людей этой формы половая жизнь оказывается помехой, препятствием, тратой сил, расходом энергии. Трата сил в половых функциях и понимание этой траты — один из существенных признаков данной формы низ­шего пола.

В случае нормальной половой функции подобной траты не существует, так как энергия немедленно восполняется бла­годаря богатству и положительному характеру ощущений, мыслей и эмоций, связанных с половой жизнью.

Форма низшего пола, о которой идёт речь, нередко очень активна в своих жизненных проявлениях и широко распро­странена в силу особенностей нашей жизни, прежде всего из-за той власти, которой всё ненормальное и «низшее» обладает над нормальным и «высшим». Многие люди, даже не принад­лежащие к низшему полу, узнают о половой жизни именно от них, причём эти знания облечены в слова к выражения, присущие низшему полу, т. е. изложены как шокирующие под­робности о чём-то нечистом. Психология публичного дома мно­гих отталкивает, но они не в состоянии отринуть полученные впечатления и начинают верить, что в половой жизни ничего иного нет; все их представления и мысли о поле окрашены и насыщены недоверием, подозрениями, страхом и отвраще­нием. Все их страхи и отвращение к этой форме проявлений половой жизни были бы вполне обоснованы, если бы они знали, что ненормальное не может стать законом для нормального, что, избегая ненормального, важно не отрекаться от нормаль­ного.

В этой форме пол тесно связан с преступлением; вряд ли можно встретить человека преступного характера и преступных наклонностей, свободным от этой формы низшего пола. Даже в обычной научной психологии эта форма проявлений пола, лишённая всякой связи с нравственным чувством, определяется


как низшая животная. Преобладание этой формы низшего пола в жизни лучше всего указывает уровень, на котором стоит человечество.

Во второй группе этой категории низшего пола (т. е. группе, где половые функции не понижаются, а наоборот, возрастают по сравнению с нормой), пол связан со всем, что в половой жизни есть грубого и жестокого.

Человек, принадлежащий к этой форме низшего пола, как бы постоянно ходит по краю пропасти. Половая жизнь и все её эмоции неизбежно связаны у него с раздражением, подоз­рениями и ревностью; в любой момент он может целиком оказаться во власти обиды, оскорблённой гордости, пугаю­щего чувства собственности; нет такой жестокости и грубости, на которые бы он ни пошёл, чтобы отомстить за «попран­ную честь» или «оскорблённое достоинство».

Все без исключения случаи преступлений, вызванных страстью, относятся к этой форме низшего пола.

В главе 10 цитировались слова Хвольсона, который писал, что «необходимы многие усилия и продолжительная работа над собой», чтобы привыкнуть к учению об относительности. Но куда большие умственные усилия требуются для того, чтобы увидеть «низший пол» во всех преступлениях и убийствах, совершаемых из ревности, подозрений, чувства мести и т. п.

Если мы всё-таки совершим эти усилия и поймём, что, например, в Отелло нет ничего, кроме патологии, т. е. извра­щённых и ненормальных эмоций, нам станет ясной вся ложь, которой живёт человечество.

Трудность понимания этой категории низшего пола соз­даётся постоянным приукрашиванием, желанием облагородить и оправдать все проявления насилия и дегенеративных эмо­ций, связанных с половой жизнью и с преступлениями, совершаемыми из страсти. Вся мощь гипнотического воздейст­вия искусства и литературы служит прославлению таких эмо­ций и таких преступлений. Именно это гипнотическое воздей­ствие мешает правильно понимать вещи и заставляет людей, не принадлежащих к низшему полу, думать, чувствовать и действовать, подобно людям низшего пола.

Итак, всё сказанное о низшем поле можно суммировать в следующих фразах.

Первая категория низшего пола, от импотенции до извраще­ний, граничит с маниями и фобиями, т. е. с патологическими склонностями и патологическими страхами; вторая категория в своей первой, животной, форме приближается к идиотии и отсутствию нравственного чувства, а во второй, более бур­ной форме напоминает галлюцинаторное безумие или манию


убийства; даже в смягчённых разновидностях она полна навязчивых идей и умственных образов, сопровождаемых мучительными и неистовыми эмоциями.

До сих пор я говорил, главным образом, о низшем поле, но случайно указал и на некоторые особенности нормального пола.

Нормальный пол, в противоположность низшему полу, находится в полном соответствии с другими сторонами жизни человека и с его высшими проявлениями. Он не препятствует им и не забирает у них энергию; энергия, употребляемая для нормальных половых функций, немедленно возмещается благо­даря богатству ощущений и впечатлений, получаемых интеллек­том, сознанием и чувствами. Далее, в нормальных половых функциях нет ничего, что стало бы объектом насмешек, и ни­чего, что было бы связано с отрицательными сторонами человеческой личности. Наоборот, нормальный пол как бы отталкивает всё отрицательное — и это, несмотря на особую интенсивность ощущений и чувств, связанных с его функциями.

Отсюда, конечно, не следует, что человек нормального пола избавлен от страданий и разочарований, связанных с половой жизнью. Дела обстоят далеко не так: эти страдания могут быть очень сильными, но они никогда не вызываются внутрен­ним разладом между половой функцией и иными функциями человека, особенно интеллектуальной и высшей эмоциональной, как это бывает у людей низшего пола. Человек нормального пола гармоничен и уравновешен; но жизнь не гармонична и далека от равновесия, поэтому и нормальные половые функции могут зачастую приносить немало страданий. Однако человек нормального пола не обвиняет в своих страданиях других и не стремится заставить страдать и их тоже.

Он понимает неизбежность и неотвратимость всего, что связано с полом; именно это понимание помогает ему найти выход из лабиринта противоречивых эмоций.

Противоречивость и несогласованность большинства свя­занных с полом эмоций (даже независимо от воздействия жизни в целом и различных представителей низшего пола) у людей нормального пола нередко оказывается следствием совсем другой причины. Европейская психология почти не касается этой причины, хотя она довольно очевидна. Речь идёт о различиях между типами. К идее различий между типа­ми наука продолжает постепенно подходить с разных сторон; но фундаментальные принципы этих различий по-прежнему остаются неизвестными. До самого последнего времени допуска­лось старинное деление на «четыре темперамента» с некоторыми видоизменениями. Не так давно были установлены разные


«типы памяти» («слуховая», «зрительная», «словесная» и т. д.); в настоящее время установлено четыре группы крови; в эндо­кринологии делаются попытки разделить людей на типы в соответствии с их «формулами» или «группами», т. е. в соот­ветствии с комбинациями действующих в них внутренних секреций. Но отсюда ещё очень далеко до признания коренной и существенной разницы между разными типами людей и до определения этих типов. Точное и полное знание типов имеется только в эзотерических учениях; поэтому оно не входит в настоящую книгу. При помощи обычных наблюдений можно установить, что в половой жизни мужчины и женщины де­лятся на несколько основных типов, причём их число не слиш­ком велико. Для каждого типа одного пола существует один или несколько положительных типов противоположного пола, которые возбуждают его желание; затем несколько безразлич­ных и несколько отрицательных (т.е. явно отталкивающих). В связи с этим возможны разные комбинации, когда, напри­мер, некий тип женщины является положительным для оп­ределённого типа мужчины, но данный тип мужчины является для этого типа женщины безразличным или даже отрицатель­ным; возможно и обратное сочетание. В таком случае союз между двумя неправильно подобранными типами порождает внешние и внутренние проявления низшего пола. Это значит что для нормального проявления пола необходимо не только нормальное состояние мужчины и женщины, но и союз соот­ветствующих друг другу типов.

Чтобы правильно понять эзотерические теории, касающиеся пола, необходимо иметь, по крайней мере, общее представ­ление о роли и значении «типов» в жизни пола.

С обычной точки зрения, как мужчин, так и женщин считают гораздо более похожими друг на друга, чем это есть в действи­тельности; им также предоставляется свобода выбора, почти неограниченная, исключая лишь общие условия жизни, деле­ние на социальные классы и т. п. Но в действительности, даже на основании общеизвестных психологических мате­риалов можно понять, каким образом в жизни проявляется деление на типы и в какой зависимости от этого деления на­ходятся люди.

«Странности любви» всегда занимали человеческое вообра­жение. Почему этот мужчина любит эту женщину, а не ту? И почему эта женщина не любит его? Почему она любит другого мужчину? — и т. д.

«Девушку юноша любит,

А ей по сердцу другой;

Другой полюбил другую...»


Где конец и где начало этой странной игры влечений, чувств, настроений, ощущений, тщеславия и разочарования? Ответ гласит: только в делении на типы.

Для того, чтобы понять принцип этого деления, необходимо уяснить, что для каждого мужчины все женщины в "мире делятся на несколько категорий, это деление зависит от сте­пени их возможного физического и эмоционального влияния на него — и совершенно не связано с тем, какие он или она выражают вкусы, симпатии, склонности.

Женщины первой категории, которых у каждого мужчины очень мало пробуждают в нём максимум чувств, желаний, воображения и мечтаний. Они влекут его к себе с непрео­долимой силой, вопреки всем преградам и препятствиям, часто даже к большому его изумлению. В случае взаимной любви они вызывают у него максимум ощущений. Такие женщины остаются для него вечно новыми и вечно неизвест­ными. Любопытство мужчины по отношению к ним никогда не ослабевает; их любовь никогда не становится для него при­вычной, возможной или объяснимой. В ней всегда остаётся элемент чудесного и невозможного, и его чувство остаётся неувядающим.

Женщины второй категории, которых у каждого мужчины существует гораздо больше, также привлекают его; но в этом случае чувства легче поддаются контролю со стороны разума или внешних обстоятельств. Такая любовь более спокойна; она легче укладывается в условные нормы, как внешние, так и внутренние; она может перейти в чувство дружбы или симпа­тии, может ослабнуть и исчезнуть, но всегда оставляет после себя тёплые воспоминания.

Женщины третьей категории оставляют мужчину равно­душным. Если они молоды и правлекательны, они могут воздей­ствовать на его воображение, но не прямым путём, а через какой-то другой жизненный интерес (например, через гор­дость, тщеславие, материальные соображения, общность инте­ресов, симпатию, дружбу). Но это чувство, приходя извне, длится недолго и быстро исчезает. Ощущения при этом слабы и бесцветны. Первое удовлетворение, как правило, полно­стью истощает всякий интерес. Если первые ощущения были достаточно живыми, они превращаются иногда в свою противо­положность — антипатию, враждебность и тому подобное.

Женщины четвёртой категории интересуют мужчину ещё меньше. Изредка они привлекают его; он может обманывать себя, думая что они привлекают его. Но физические взаимо­отношения с ними содержат трагический элемент: муж-чина совсем их не любит. Продолжение интимных отно-


 

шений с ними является механическим насилием над личностью и может тяжело повлиять на нервную систему, вызвать половое бессилие и прочие явления, свойственные низшему полу.

Конечно, нужно иметь в виду, что женщины, принадле­жащие к одной категории для одного мужчины, могут принад­лежать к совершенно другой категории для другого мужчины; кроме того, у разных людей число категорий может быть боль­шим или меньшим.

Женщины находятся точно в таком же положении, и для них существуют разные категории мужчин, совершенно не зависящие от их интеллектуального или эмоционального выбора. Выбор за них уже сделан. Никакие моральные прин­ципы, никакое чувство долга, привязанности, благодарности, дружбы, симпатии, жалости, никакая общность интересов и идей не в состоянии вызвать любви, если она отсутствует, или стать на её пути, если она существует; иными словами, ничто не в силах внести даже малейшие перемены в этот, поистине железный закон типов.

В обыденной жизни, в силу множества внешних влияний, господствующих над жизнью людей, закон притяжения и оттал­кивания типов претерпевает частичное изменение, но лишь в одном направлении. Это означает, что даже сходные и соот­ветствующие друг другу типы под влиянием эмоциональных конфликтов, различий во вкусах и понимании могут испы­тать друг к другу неприязнь и перестать любить друг друга. Но разные и не соответствующие друг другу типы никогда и ни при каких обстоятельствах не смогут друг друга любить. Более того, даже самый незначительный элемент низшего пола у мужчины или женщины приводит их взаимоотношения, чувства и обоюдные ощущения к низшей категории или даже полностью разрушает всё, что в них было положительного.

Ускользнуть из-под власти закона взаимодействия типов можно, лишь следуя принципам карма-йоги и полностью постигнув природу различий между типами. Но это относится уже к жизни тех, кто видит или хотя бы начинает видеть.

А в обычной жизни общим руководящим принципом явля­ется слепота. Особенно поразительна эта слепота в вопросах пола. Так, обычное сознание не допускает того, что при непра­вильном сочетании типов, один из супругов (или оба) совер­шенно не будет любить другого. Далее, не принимается во внимание и то, что нет ничего более аморального и болез­ненного, чем половые сношения без любви, равно как и то, что степень и качество любви могут быть самыми различ­ными. Конечно, сам факт отсутствия любви в половых от-


ношениях известен; но его рассматривают вне зависимости от типов. Эту проблему совершенно не принимают в расчет, возможно, из-за того влияния, которое оказывает на всю нашу жизнь низший пол.

Тем не менее, люди понимают опасность ошибочного выбора. Желание избежать последствий неверного выбора, до­верить выбор тому, кто знает больше, лежат в основе эзотери­ческой идеи «таинства брака», которое должно совершаться «посвящённым».

Разумеется, истинная роль «посвящённого» состояла не в том, чтобы участвовать в механической церемонии, разре­шавшей людям половые отношения. Люди приходили к «посвя­щённому» не для этого, а за советом, за окончательным решением. «Посвящённый» определял их типы, выяснял, соот­ветствуют ли они друг другу, давал советы и решал, допустим ли каждый конкретный брак. Таким было или могло быть «таинство брака». Но, конечно, всё это давно забыто — вместе с учением о типах и идеей эзотерического знания.

Поэты всегда чувствовали неодномерность идеи пола и вос­певали неодолимую силу, которая привлекает родственные типы друг к другу, силу, которую ничто не может преодо­леть, ничто не в состоянии воспрепятствовать. Когда такие типы встречаются, возникает идеальная и вечная любовь, ко­торая даёт поэтам материал на целые тысячелетия.

Та же идея взаимного притяжения родственных типов составляет скрытый смысл аллегории платоновского «Пира» о разделённых половинах людей, стремящихся друг к другу.

Но в реальной жизни мечты поэтов и философов сбы­ваются очень редко; в условиях нашей драматической жизни встреча даже наиболее подходящих типов очень опасна из-за избытка бурных эмоций; такая встреча почти неизменно заканчивается трагедией, и платоновские «половины» вновь теряют друг друга.

Учение о типах имеет огромную важность, ибо нормальный пол способен правильно проявлять себя и, в известном смысле, «эволюционировать» только при условии успешного сочета­ния типов. Необходимо также понять, что само по себе деле­ние на типы уже есть результат «эволюции»; среди прими­тивных народов типы выявляются менее отчётливо и полно, так что резко выраженный тип есть особый род вторичных признаков.

Теперь попытаемся установить, чем может быть «высший пол», существуют ли на деле какие-то формы, которые можно считать принадлежностью к высшему полу.


Дать определение высшему полу — задача нелёгкая. Вы­разимся точнее: научный материал, которым мы располагаем, не содержит каких-либо данных Для такого определения, так что за материалами по этому вопросу приходится обра­щаться к эзотерическим доктринам. Всё, что удаётся сделать, пользуясь известным и общедоступным материалом, — это выяснить, что не является высшим полом. Хотя обычная мысль и не использует понятий низшего и высшего пола, они ей весьма близки и как бы постоянно сопутствуют общепри­нятым концепциям. Так, размышляя о половых функциях, не­редко подразделяют их на чисто «животные», или «физиче­ские», проявления, которые рассматриваются как бы в качестве низшего пола, и «одухотворённые» проявления, которые зани­мают Место высшего пола; или же вводят идею «любви» как чего-то противоположного «половому чувству» или «половому инстинкту».

Иначе говоря, идеи высшего И низшего пола не так уж далеки от нашего мышления, как это кажется на первый взгляд. Фактически люди всегда использовали эти идеи, рассуж­дая о половых функциях но часто связывали их с совер­шенно ошибочными образами и концепциями.

Кроме того (и это особенно важно), некоторые формы низшего пола зачастую принимают за высший пол. Это про­исходит потому, что люди довольно смутно улавливают раз­ницу в проявлениях Пола; в своей жизни они встречают за пределами нормальных половых функций только низший пол — и принимают вырождающуюся половую жизнь за её развитие. В данном случае они следуют по линии наимень­шего сопротивления, подчиняясь влиянию «низшего пола». Принимая низший пол за высший, они воспринимают нор­мальную половую жизнь с точки зрения низшего пола и видят в ней нечто аномальное, нечистое, препятствующее спасению или освобождению человека.

Только в тех эзотерических доктринах, которые не прошли через церковные или схоластические формы или сохранились за наслоениями этих форм в чистом виде, можно найти заслуживающие внимания следы учения о половых функциях. Чтобы обнаружить эти следы, необходимо заново исследовать то, что имеется по данному вопросу в известных нам доктринах, эзотерического происхождения.

С точки зрения эзотерических доктрин считается, что внеш­няя цель половой жизни, т. е. продолжение жизни на земле, равно как и совершенствование породы посредством разви­тия вторичных половых признаков, происходит механически; главное же внимание этих доктрин обращено на скрытую


цель, а именно: на возможность нового рождения, которое, в отличие от первой цели, отнюдь не гарантировано.

Возвращаясь к идее трансмутации, т. е. намеренного пользования половой энергии с целью внутренней эволюции, отметим, что все системы, которые признают трансмутацию и важную роль пола в трансмутации, можно разделить на две категории.

К первой принадлежат системы, допускающие возможность трансмутации половой энергии в условиях нормальной половой жизни и нормального расходования половой энергии.

Ко второй принадлежат системы, допускающие возмож­ность трансмутации лишь при условии полного полового воздержания.

Можно соглашаться или не соглашаться с фундаменталь­ными положениями теории трансмутации, но системы второй категории, связывающие трансмутацию исключительно с аскетизмом, исторически нам более знакомы и понятны.

Причина этого состоит в том, что буддизм и христианство — главные религии человечества близкой нам эпохи — придержи­ваются той точки зрения, что половая жизнь — препятствие на пути спасения человека или, во всяком случае, нечто такое, что приходится признавать в качестве печальной необходимо­сти, как уступку человеческой слабости. Иудаизм склоняется скорее к этой точке зрения, чем к противоположной; то же самое верно и по отношению к исламу, который, в конце концов, есть ни что иное, как реформированный иудаизм, очищенный от духа подавленности и уныния, но сохранивший почти^ всю этику иудаизма и довольно презрительное отношение к полу.

Буддизм по своей сути был монашеским орденом; по­учения Гаутамы Будды обращены к монахам и содержат объяснения и принципы кратчайшего пути к нирване, как его по­нимал сам Гаутама. Миряне получили доступ к буддизму позднее и только в качестве учеников, готовящихся стать монахами. Для них в облегчение монашеской дисциплины были составлены особые правила. Принятие так называемых «пяти обетов» означает принятие буддизма. Половая жизнь ещё допускается; третье из этих правил гласит: «Я соблю­даю обет воздержания от незаконных половых сношений». Это значит, что на этой ступени сохраняются определённые фор­мы половой жизни, которые считаются законными. Но уже следующая ступень буддизма — «восемь обетов» — требует отказа от половой жизни: правило, касающееся пола, гла­сит: «Я соблюдаю обет воздержания от половых сношений». Иными словами, опущено слово «незаконный», и все формы половой жизни, нормальные и ненормальные, рассматриваются

517


как незаконные. Люди, принявшие восемь обетов, не обяза­тельно живут в монастырях; тем не менее, они живут как монахи.

Итак, Будда и его ближайшие ученики считали половое воздержание первым условием трансмутации половой энергии, идея которой была им ясна. В этом отношении христианство близко к буддизму, и не исключено, что эта сторона христиан­ского учения развивалась под влиянием буддийских пропо­ведников. Ранее уже говорилось о роли апостола Павла и о влиянии иудаизма на возникновение христианского взгляда на пол.

Большое значение для укрепления христианской точки зре­ния на пол имели загадочные слова Христа: «Ибо есть скопцы, которые из чрева матери родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали себя сами скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Матф. XIX, 12).

С этим отрывком обычно связывают ещё следующие:

«Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Матф. V, 29, 30).

Рассматриваемые вместе, эти отрывки дали материал для многих фантастических толкований, начиная с осуж­дения половой жизни вообще как чего-то нечистого по своей природе и кончая учением скопцов о добровольном оскопле­нии ради спасения души. Эти места из Евангелия дали колос­сальный импульс низшему полу в его борьбе против нормаль­ного пола.

Истинное значение приведённых выше слов Христа нельзя понять без постижения идеи высшего пола, ибо Христос гово­рил именно о нём.

Но прежде чем переходить к тому, что нам может быть известно о высшем поле, необходимо установить правильную точку зрения на другие учения о половой жизни, помимо буддизма и христианства; нужно иметь в виду, что христиан-ско-буддийская точка зрения на любовь и пол ни в коем случае не является единственно возможной или единственно сущест­вующей. Есть и другие формы религиозного понимания пола, в которые пол не осуждается, а наоборот, считается выра­жением Божества в человеке и является объектом поклонения.


Такая точка зрения явственно усматривается даже в современ­ных индийских учениях и религиях с их изваяниями лин­гамов в храмах, церемониальными танцами эротического ха­рактера и эротическими скульптурами. Я говорю «даже в современных индийских религиях», потому что они явно вырождаются в этом отношении и всё более теряют почву в своём обожествлении пола. Но не приходится сомневаться в том, что до самого последнего времени некоторые культы целиком заключались в поклонении полу и его проявлениям.

Такой взгляд на пол нам совершенно чужд и непонятен; он кажется странным, «языческим». Мы слишком при­выкли к иудейско-христианскому и буддийскому воззрениям на пол.

Однако пол обожествлялся и в религиях Греции и Рима и в ещё более древних культах Крита, Малой Азии и Египта; их эзотерические доктрины и мистерии видели путь к трансму­тации не в противодействии полу, а через него. Невозможно сказать, какой из этих путей более правилен — слишком мало мы знаем о трансмутации и её возможных последствиях. Если кому-то и удаётся трансмутация, то он в силу самого этого факта почти немедленно покидает поле нашего зрения и исчезает для нас. Одно можно сказать наверняка: если трансмутация возможна, она возможна лишь для нор­мального пола. Ни одна из форм низшего пола не способна к развитию. Только здоровое зерно в состоянии пустить зелёный побег; сгнившее зерно умирает и не рождается.

Эзотерическая идея двойной роли пола, равно как и идея трансмутации значительно ближе к научной мысли, чем можно предположить, хотя это, на первый взгляд, и кажется совершенно невероятным. Идея трансмутации конечно же ближе к современной научной мысли, а не к научной мысли, скажем, XIX века.

Существует новая ветвь физиологии, которая уже форми­руется в отдельную науку и которая бросает новый свет на другие науки, прежде всего на психологию. Это эндо­кринология, или учение о железах внутренней секреции. Эндо­кринология обещает очень многое в изучении различных функ­ций человеческого организма, включая половые функции в их взаимодействии с другими функциями организма.

Исходным пунктом учения о внутренних секрециях была работа Клода Бернара о функции гликогена (1848—1857) и опубликованный в 1849 году доклад Аддисона о капсулах надпочечников. Они привели к экспериментам Броун-Секара,


который в 1891 г; ввёл понятие «особых субстанций», вы­деляемых органами прямо в кровь; он высказал мысль о функционально-гуморальной корреляции. Появились две теории для объяснения механизма этой корреляции. Первая — теория «гормонов», наличие которых было экспериментально подтвер­ждено в 1902 году. Вторая — теория о связи эндокринной системы с вегетативной нервной системой. Были проведены эксперименты, как хирургические, так и с введением экстра­ктов желез, для определения функции щитовидной железы, околощитовидных желез, надпочечников и других желез внут­ренней секреции, но в течение последних тридцати лет вни­мание исследователей сосредоточилось на гипофизе, вероятно, главном элементе эндокринной системы. Многие авторы под­чёркивают, что внутренние секреций подчиняют себе конфигу­рацию тела, активизируют эмоции. Психологический аспект эндокринологии с точки зрения психического склада индивида выяснился позднее. В настоящее время есть расхождения в мнениях по поводу того, должна ли эндокринология вклю­чать в себя учение о функциях всех частей тела (все органы выделяют в кровь и лимфу химические вещества), или только о железах, не имеющих внешних протоков, и неко­торых других железах смешанной секреции.

Из сказанного следует, что эндокринология — это наука о железах внутренней секреции (а также о железах сме­шанной секреции), часть гормонологии, изучающей внутрен­нюю секрецию всех органов.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!