Как наверху, так и внизу. 3 страница



Так обстоит дело с сознательными ролями. Роли бессоз­нательные меняться не могут. Священники, допрашивавшие Иисуса и возбуждавшие против него народ; толпа, требовавшая его смерти; солдаты, делившие его одежду, и т. д. — все они будут исполнять свои роли без малейших изменений. Бессозна­тельные роли евангельскоой драмы жёстко закреплены в своих неизменных повторениях. Что другое может кричать человек, который вопил: «Распни его!»? Он не способен крикнуть что-то другое, не способен даже подумать о чём-то другом. И он будет продолжать кричать «Распни его!» на протяжении всех циклов вечности. Что другое может сказать или сделать Пилат? Он не в состоянии ничего изменить; он может только в очередной раз «умыть руки». Все эти люди распяли самих себя, навечно пригвоздили себя к кресту Иисуса, и никакая сила не может оторвать их от этого креста.

Глубокий смысл заключён в мифе о «Вечном Страннике», или «Вечном Жиде»,* который вечно будет повторять своё:

* Легенда о «Вечном Страннике» (или «Вечном Жиде») повествует о человеке, возле дома которого хотел отдохнуть несший крест Иисус; он


«Иди дальше!»

В бессознательных ролях не могло быть ошибок: каждый человек играл свою бессознательную роль в соответствии со своим типом, воспитанием, окружением и эпохой; он повиновал­ся стадному инстинкту, действовал в силу подражания и т. п. Его роль механически повторялась и в следующий раз; чем чаще он её играл, тем лучше выучивал и тем меньше оставалось возможности для ошибки или непонимания. «Вечное повторе­ние» следило за его ролью, так что ошибка стала невозможной; постановщик драмы Христа мог положиться на бессознатель­ные роли так же твёрдо, как на ландшафт Иудеи, её обычаи, праздники и тому подобное.

Но сознательные роли требуют подготовки.

В последующем развитии христианства эзотерическое хри­стианство стало школой подготовки актёров для этой драмы. Сама драма была, так сказать, экзаменационным представле­нием; всё вместе представляло собой довольно интересное зрелище. Будучи началом, источником, драма создала религию; а религия, как результат, как «река», своим обратным тече­нием питала «источник». В умственном образе этого явления отражается космический процесс.

Превращение христианства в церковь, договор между цер­ковью и государством, искажение и извращение первоначаль­ных идей религии любви, докатившихся до проповеди христи­анства с мечом в руках, избиения еретиков и инквизиции — всё это было последствием евангельской драмы. Таков неиз­бежный результат работы по подбору из человеческой массы людей, способных к эзотерической работе. Люди, неспособные к такой работе, также слушали поучения Евангелия; им,.естественно, пришлось усвоить его догматы и принципы и приспособить их к своему пониманию, к своей жизни, к борь­бе друг с другом, к своим преступлениям и т. д.

Однако в работе эзотеризма ничто не теряется зря. Иска­жённые формы христианства также имеют своё значение, поскольку многие люди способны постигать идеи высшего порядка лишь в искажённом виде. Вместе с тем, некоторые из них, получив эти идеи в искажённом виде, могут почувство­вать искажение и начать поиски истины; в отдельных слу­чаях они способны достичь первоначального источника,

Распятие Христа продолжается непрестанно. Вместо са­мого Христа распинаются его учение, его идеи; и толпа,

 

крикнул Иисусу: «Иди дальше!». Иисус проклял его, и тому пришлось вечно бродить по свету, не имея возможности ни отдохнуть, ни умереть. Легенда известна в литературе с начала XVII века, но другой её вариант суще­ствовал уже в XIII веке.

 


 

верит своим вождям, продолжает кричать: «Распни его!»

Две великие религии, появившиеся одна за другой, а именно, буддизм и христианство, никогда не изучялись сояместно, как дополняющие друг лруга. Обычно считалось, что в своих ключевых моментах они противоречат друг другу.

Жизнь ириниа Гаутамы. ставшего Буддой, то есть Про­светлённым, не является драмой в том смысле, в каком ею является жизнь Христа; во всяком случае, она не так драма­тична, как последние три года жизни Христа. Но и в буддизме жизнь Будды превратилась в миф, из которого нельзя выбросить ни одной черты, ни одного слова.

Будда прожил долгую жизнь и создал крупный монашеский орден, который после его смерти распространил своё влия­ние в мире. Этот орден никогда не искажал учение Будды в такой степени, в какой учение Христа было искажено его последователями. Конечно, жизнь Будды тоже представляет собой сознательную роль, исполнить которую могут многие актёры, хотя это, конечно, нелегко, но она относится к есте­ственным ролям, тогда как роль Христа была создана спе­циально.

Внутренний круг позднейшего буддизма также является школой, которая готовит актёров для ролей принца Гаутамы, его ближайших учеников и последователей. Но, как и христи­анство, он не является школой во всей своей целостности; как и в христианстве, лишь немногие скрытые его течения мож­но связать с идеей школы.

В связи с вопросом об отношениях идеи вечного возвра­щения и «перевоплощения в прошлое» к идеям эволюции интересно понять, существуют ли в эзотеризме социаль-ные теории? Иными словами: допускает ли эзотерическое учение какую-то организацию человеческого общества или отдельных его групп, которая помогла бы дачной культуре достичь наивысших результатов и способствовала бы общей эволюции человечества?

Это особенно интересно в наше время, когда различным социальным теориям придаётея такое большое значение, когда самые фантастические измьшления в этой области подняты до ранга науки или догматизированы в виде рационалистической религии.

Существует и ответ на эти вопросы. Эзотерическая мысль об идеальной организации человеческого общества — это


деление ею на касты п соответствии с законами ману.

В кодексе законов Ману, каким он дошёл до нас, деление на касты — краеугольный камень в устройстве общества. Причи­ной такого деления природы человека, на основе которой был создан человек, считается сама сущность человеческой природы.

Законы Ману Из главы I:

31. Ради процветания миров он создал из своих уст, рук, бёдер, ступней брахмана, кшатрия, вайшья и шудру.

88. Обучение, изучение Веды, жертвоприношение для себя и для дпигих, оаздачу и получение милостыни он установил для 6nnvu.nH.ne.

89. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприно-шгпиг, изучение Веды и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия.

90. Пастьбу скота, а также раздачу милостыни, жертвопри­ношение, изучение Веды, торговлю, ростовщичество и земле­делие — для вайшья.

91. Но только одно занятие Владыка указал для шудры — служение этим варнам со смирением.

98. Само рождение брахмана — вечное воплощение дхармы, ибо он рождён для дхармы и предназначен для отождест­вления с дхармой.

99. Ведь брахман, рождаясь на земле для охранения сокровишницы дхармы, занимает высшее место как владыка всех существ.

100. Всё, что существует в мире, это собственность брох-мана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на всё это.

101. Брахман ест только своё, носит своё и даёт своё: ведь другие люди существуют по милости брахмана.

102. С целью определения обязанностей его и остальных мудрый Maнy, npoucшедший от Самосущсго, составил эту шастру.

103. Она должна быть тщательно изучена и правильно сообщена ученикам только учёным брахманом, никем другим.

104. Брахман, изучающий эту шастру и ведущий образ жизни, соответствующий объявленному в ней, никогда не пятнается грехами, совершенными в мыслях, а также сло­весными и телесными.

105. Он очищает всякое собрание и родных — семь пред­шествующих и семь последующих поколений; только он один имеет право на всю эту землю.

515


Из главы IX:

322. Без брахмана не преуспевает кшатрий, без кшатрия не процветает брахман; брахман и кшатрий, объединившись, процветают и в этом мире и в ином.

Из главы II:

135. Десятилетнего брахмана и столетнего царя следует считать отцом и сыном, но из них двоих отец — брахман.

*

Из главы IX:

329. Вайшья следует знать соответствующую цену драго­ценных камней, жемчуга, кораллов, металлов, тканей, благо­воний и соков.

330. Ему надо быть знатоком посева семян, хорошего и дурного качества земли; ему следует знать полностью использо­вание мер и весов.

331. Достоинства и недостатки изделий, выгоды и невыгоды разных стран, вероятный доход и убыток от товаров и искусство выращивания скота.

332. Надо знать, каким должно быть жалованье слугам, различные языки людей, способы сохранения имущества и ве­дение дел по покупке и продаже.

333. Ему надо употреблять крайнее старание при прира­щении имущества в соответствии с дхармой и ревностно раздавать пищу всем живым существам.

335. Шудра чистый, послушный высшим, мягкий в речи, свободный от гордости, всегда прибегающий к покровительству брахмана, получает (в новой жизни) высшее рождение.

Из главы X:

/. Три варны дваждырождённых, придерживающихся своих обязанностей, пусть изучают Веду; но из них только брахман может обучать Веде, а не члены других двух варн: таково решение.

2. Брахману согласно правилу следует знать средства существования, предписанные для других, наставлять других и самому жить соответственно дхарме.

3. Вследствие своей исключительности, превосходства происхождения, соблюдения ограничительных правил и особен­ности посвящения брахман — владыка варн.

5. Во всех кастах только те сыновья, которые рождены

516


от жён равных, девственниц, должны считаться рождёнными в соответствии с прямым порядком и равными по рождению своим родителям.

9. От кшатрия и шудры рождается существо по названию угра, имеющее природу кшатрия и шудры, находящее удоволь­ствие в жестоких обычаях.

12. При смешении варн от шудр и вайшья, кшатрия и брак-манок рождаются соответственно айогава, кшаттар и чандала, низший из людей.

57. Человека, лишённого варны, неизвестного или нечистого происхождения, неарийца, хотя по внешнему виду подобного арийцу, можно узнать по его делам.

58. Подлость, грубость, жестокость, неисполнение предпи­санных обязанностей обличают в этом мире, человека нечистого по происхождению.

61. Та страна, где появляются смешения, портящие варны, быстро погибает вместе с обитателями.

63. Непричинение вреда, правдивость, неприсвоение чужого, чистоту и обуздание органов —основную дхарму для четырёх варн объявил Ману.

71. Семя, посеянное в бесплодной почве, в ней же и по­гибает; поле, лишённое семян, может остаться только бесплод­ным.

75. Обучение Веде, изучение, жертвоприношение для себя, жертвоприношение для других, приношение даров и получе­ние их — шесть занятий брахмана.

76. Но из этих шести занятий три занятия доставляют средства существования: жертвоприношение для других, обучение и принятие даров от чистых людей.

77. Три дхармы брахмана не положены для кшатрия: обучение, жертвоприношение для других и третье при­нятие даров.

78. Они не существуют также и для вайшья — таково правило, ибо Ману, владыка тварей, не объявил эти дхармы установленными для этих двух варн.

79. Ради средств существования для кшатрия предписано ношение, меча и стрелы, для вайшья торговля и разведение животных и земледение; но их дхарма дарение, учение, жертвоприношение.

80. Среди свойственных им занятий наиболее достойны: для брахмана — повторение Веды, для кшария охрана под­данных, для вайшья — хозяйственная деятельность.

81. Но если брахман не может существовать своими, только что упомянутыми занятиями, он может жить испол­нением дхармы кшатрия, ибо тот непосредственно следует

за ним.

517


82. Если он не может прожить даже обеими и если возникает вопрос, как быть, тогда, занимаясь земледелием и ското­водством, он может жить образом жизни вайшья.

95. Кшатрий, попавший в беду, может существовать всеми этими средствами; но ему никогда не следует даже думать о более высоком образе жизни.

96. Кто, низший по рождению, из жадности живёт заня­тиями высших каст, того царь, лишив имущества, пусть немедленно изгонит.

97. Лучше своя дхарма, плохо исполненная, чем хорошо исполненная чужая, тик, как живущий исполнением чужой дхармы немедленно становится изгоем.

98. Вайшья, который не в состоянии существовать испол­нением своей дхармы, может существовать по образу жизни шудры, не исполняя запрещённые дела и отвращаясь от этого как только может.

121. Шудра который не может содержать себя служением брахману, желающий снискать средства существования, может служить кшатрию или может содержать себя, служа богатому вайшья.

122. Но брахману он должен служить и ради неба, и ради двойной цели, ибо для него, постоянно преданного брах­ману, та цель достижима.

123. Служение брахману восхваляется как лучшее дело для

Шудры; поэтому что бы он ни делал другого, всёдля него

бесплодно.

99. Шудра, не могущий исполнять услужение дваждырож-дённому, которому угрожает гибель детей и жены, может жить занятиями ремесленников.

Из правил для снатака (домохозяев):

61. Не следует проживать в стране шудр, в обитаемой людьми нечестивыми, в завоёванной еретиками, в изобилующей людьми низкорождёнными.

79. Не следует общаться с изгоями, чандалами, пуккасами, глупцами, надменными, низкорождёнными, могильщиками.

Из главы VIII.

22. Та страна, которая населена, главным образом, шудра­ми, полная неверующими, лишённая дваждырождённых, быстро гибнет, измученная голодом и болезнями.

Законы Ману замечательны во многих отношениях.


Они содержат много того, что люди нашего времени ищут и не могут найти, не зная даже, как подойти к тому, что им нужно. Прежде всего, совершенно очевидно, что та форма, в которой дошли до нас законы Ману, не является первоначальной. Почти весь текст представляет собой позднейшую брахманскую переработку. Из исходного текста законов Ману остались толь­ко скелет и около сотни шлок, допускающих двойное понимание; с точки зрения правящих каст они казались безвредными и потому остались без изменений. Приведённые выше отрыв­ки —Это почти всё, что осталось из источника, который можно считать подлпппым. Всe прочее — подделки, не считая нескольких шлок в начале книги, имеющих космогоническое содержание, а также второстепенных правил, допускающих различные толкования.

В первоначальном виде законы Ману менее всего были кодексом поведения — в смысле гражданского или уголовного права. Скорее всего это был свод физических и биологических закономерностей; сам Ману являлся не столько «законода­телем», сколько исследователем законов, их открывателем. Его учение о кастах -- это не законодательство, а «запись» зако­нов природы. Законы каст были для него законами вселен­ной, законами природы.

Определение каст в законах Маьу интересно прежде всего той точностью, с кыорои оно устанавливает фундаментальные

типы людей, a также поразительной психологической точностью

описания этих типов.

Вот шлока 31 главы 1:

Ради процветания миров он создал из своих уст, рук, бёдер и ступней брахмана, кшатрия, вайшья и шудру.

Эта шлока указывает, во-первых, на то, что человечество в его нынешнем виде создано для некой космической цели и играет определённую роль в жизни миров, во-вторых, на аналогию между человечеством и Брахмой. Эта идея представ­ляет собой то же самое, что и библейское сказание о сотво-ении человека, которого Бог сотворил по своему образу и подобии».

Определения каст и их функций также полны глубокого смысла.

Брахманам подобает изучение Веды, обучение других людей, жертвоприношения (молитвы) за себя и за других, раздача и получение милостыни.

Следовательно, в деятельность брахмана не входит ни-какая борьба. Брахман не должен бороться за что-либо ма­териальное. Он только принимает то, что ему дают. Все виды внешней борьбы принадлежат кшатриям и вайшьям. Но для


кшатрия борьба позволена и утверждена только ради других, тогда как для вайшья она разрешена и ради себя.

Далее, кшатрия и вайшья могут изучать Веду, но не должны учить других; могут давать милостыню, но не должны прини­мать её; могут совершать жертвоприношения только за себя, но не за других.

Главное различие между кшатрия и вайшья состоит в том, что деятельность кшатрия совершается ради других: он должен охранять народ и управлять им, повинуясь только брахманам, тогда как вайшья разрешена деятельность для себя: ему можно торговать, давать деньги в долг, возделывать землю; при этом он обязан повиноваться брахманам и кшатриям.

Единственный долг шудры — служение этим трём кастам. Это значит, что шудры — люди, лишённые инициативы или обладающие неправильной инициативой, которые должны пови­новаться воле других.

Вполне возможно, что было такое время, когда учение Ману понималось правильно; это время было, вероятно, не очень долгим. Правящее положение в жизни занимали брахманы, кшатрии повиновались им вайшья, в свою очередь, подчинялись кшатриям, а шудры служили этим трём кастам. Но, конечно, в этот период касты не были наследствен­ными.

Вероятно, брахманы, ведавшие воспитанием детей, опреде­ляли их касту; дети в соответствии со своими естественными способностями и наклонностями воспитывались брахманами, кшатриями, вайшья или шудрами. Разумеется, при этом су­ществовала тщательно разработанная система наблюдения за детьми для определения их касты и столь же тщательно разработанная система проверки наблюдений.

Кроме того, для человека существовала возможность перехода из низшей касты в высшую, как видно из шлоки 335 главы IX:

Шудра чистый, послушный высшим, мягкий в речи, сво­бодный от гордости, всегда прибегающий к покровительству брахмана, получает (в новой жизни) высшее рождение.

Примечательно, что и в русском тексте, которым я распола­гаю, и в английском переводе слова «в новой жизни» взяты в скобки. Это значит, что в санскритском оригинале их нет; они вставлены переводчиками, так как, по их мнению, подразумеваются предыдущими фразами.

Необходимо понять, в чём здесь дело. Переводы с санскрита, в общем, весьма трудны, поскольку в санскрите многое «под­разумевается». Обычно в переводах такие подразумеваемые слова помещают в скобках. Это, естественно, даёт волю самым


разным толкованиям. Очень часто, идею того или иного действия, положения или отношения угадывают в предыду­щих словах. Так, слово «получит» в некоторых случаях дей­ствительно означает «получит в будущей жизни». Естествен­но, однако, что эти формальные смыслы в разные эпохи менялись. И было бы ошибочным утверждать, что данное слово всегда предполагает другое, которое должно следовать за ним, но отсутствует в тексте. В данном случае законы Ману гораздо древнее, чем идея о том, что глагол «получает» под­разумевает «будущую жизнь»; именно здесь и таится глав­ное непонимание. Смысл санскритских слов менялся в разные, исторические эпохи. К какому же периоду относятся законы Ману? Они появились, конечно, раньше того времени, когда уже существовали в известной нам форме. В период их появле­ния, т. е. в доисторическую эпоху, язык был проще, и все после­дующие добавления к глаголам в виде подразумеваемых слов ещё не существовали. «Получить» означало «получить сейчас же» — точно так же, как это понимается во всех современных языках. Поэтому приведённый текст вовсе не укрепляет касто­вые барьеры, а открывает возможность перехода в более высо­кую касту. Такая возможность существует даже для шудры. И только позднейшее брахманское истолкование, добавив новые слова или изменив их смысл, заставило шлоку узаконить ка­стовые барьеры, тогда как фактически текст имел прямо про­тивоположный смысл.

Далее, законы Ману, относящиеся к браку, исполнены глубокого смысла; поэтому они, по всей вероятности, подверглись полному искажению. В поучениях о браке Ману, без сомнения, говорит о том, что происходит или может про­изойти в результате неправильного союза людей разных каст, т. е. различных по своей внутренней природе. Ману особенно подчёркивает те отрицательные результаты, которые происте­кают из союза мужчин с более высоким внутренним разви­тием (из «высших каст») с женщинами низкого развития (из «низших каст»), или из союза женщин высших каст с мужчинами низших каст. Брахман должен брать в жёны де­вушку из касты брахманов. Таков закон, ибо в браке должно иметь место равенство; в неравном же браке низшее низво­дит высшее до своего уровня. Это особенно разрушительно для женщин и для их потомства.

Идея здесь та, что половой инстинкт мужчины и женщины, особенно женщины, — это инстинкт отбора, поисков наилуч­шего. Искать наилучший вариант — вот задача, возложенная природой на половой инстинкт. Половой инстинкт, не отве­чающий этому требованию, не служит своей цели. Если вместо


поиска лучшего и сильнейшего половой инстинкт становится индифферентным или устремляется к худшему и слабейшему, результатом неизбежно будет вырождение.

Главная роль в поддержании высших особенностей расы принадлежит женщине по причине её особых качеств — «инстинктивности» и эмоциональности. От её инстинктов и её выбора зависит сохранение особенностей расы. Если эти инстинкты работают, раса остаётся на определённом уровне; если не работают — неизбежно идёт к вырождению и упадку. Женщина, которая может выбрать сильного и лучшего мужчи-пу, ко отдается слабому или низшему по каким-то внешним сиооражениям, в силу внутренней извращённости или утраты правильной оценки собственных чувств, совершает тягчайшее преступление против природы. Наихудшим браком является брак женщины-брахманки с шудрой; от такого союза рож­дается чандала, низший тип человека.

Но правильное понимание и применение законов Ману требует от людей чрезвычайно высокого развития. Совершенно ясно, что обычное «человеческое» понимание не могло не превратить касты в наследственные. Существовали ли когда-нибудь касты в их правильном виде? Существовал ли порядок, которому учит Ману? Как можно ответить на эти вопросы? Существовало ли когда-нибудь истинное христианство? Мы прекрасно понимаем, что историческое «христианство». во вся­ком случае, большая его часть, есть не что иное, как извращение идей Христа и Евангелей. Вполне возможно, что и законы Ману в их истинном виде тоже никогда не были осуществлены в жизни.

Деление на касты представляет собой идеальное обще­ственное устройство, соответствующее эзотерической системе. Причина этого, конечно, в том, что такое деление является естественным. Желают того люди или нет, признают они это или нет, но они уже разделены на четыре касты. Суще­ствуют брахманы и кшатрии, существуют вайшья и существуют итудры. Никакое человеческое законодательство, никакие фи­лософские ухищрения, никакие псевдо-науки, никакие формы террора не в состоянии отменить этот факт. Нормальное функ­ционирование и развитие человеческого общества возможно только в том случае, если этот факт будет признан и исполь­зован. Все теории и все попытки насильственных реформ, основанных на принципе «равенства» или на принципе верхов­ной власти пролетариата и борьбы против наследственных каст, одинаково бесполезны. Каждая из них способна разве что ухудшить положение человечества. Вместе с тем. за всю свою историю человечество не нашло другого выхода из этого поло-


жения. Для него существуют только два пути: или наслед­ственные касты и деспотизм, или борьба против наследственных каст и деспотизм. Все колебания истории совершаются между этими двумя путями. Указан, впрочем, и третий путь — правильное деление на касты; но человечество, насколько нам известно, никогда по нему не следовало и нет оснований по­лагать, что когда-нибудь последует.

Современной жизни не известны тенденции к правильному делению на касты. Нет даже идеи такого деления; её и не может быть, ибо понимание смысла правильного деления на касты было забыто задолго до возникновения нашей циви­лизации.

Но даже случайное приближение к правильному делению на касты немедленно приводит к результату, который про­ливает на общество особый свет, видимый в истории и многие столетия спустя.

Все без исключения блестящие исторические периоды были периодами, когда общественный порядок приближался к касто­вой системе; при этом принцип наследственных каст либо ослабевал, либо не успевал ещё стать достаточно твёрдым. Та­ковы самые яркие периоды в истории Греции и Рима, такова эпоха Ренессанса, XVIII век во Франции, XIX и начало XX века в России. Подобные приближения оказывались случайными и несовершенными, а потому продолжались недолго и заканчива­лись Катастрофическими; обычно чем выше был подъём, тем глу6же и реальнее оказывалось падение. После падения люди долго не хотят верить, что эпоха подъёма прошла и более не вернётся; они редко соглашаются с тем, что именно «зло» предшествующего периода, т. е. различие между классами общества, как раз и было причиной подъёма и роста культуры. Замечательно, что приближение к разделению на касты почти всегда сопровождалось одним и тем же явлением, а именно, образованием независимой «интеллигенции». Фор­мирование интеллигенции связано со сближением людей высших каст, которые ещё не сознают и не понимают самих себя, но, тем не менее, действуют в согласии с принципами смутно ощущаемой собственной касты. Характерные черты «интеллигенции» всегда и повсюду одни и те же. Во-первых, это стремление к бескорыстной деятельности; затем весьма нетерпимое чувство необходимости личной свободы для всех и мятежное отношение ко всем и ко всему, стоящему на пути к свободе мысли, слова и индивидуальности. В условиях совре­менной жизни, в окружении всех нелепостей существующего порядка вещей «интеллигенция», естественно, становится рево­люционной. Очень трудно представить себе такие условия, при


которых «интеллигенция» оставалась бы мирной и лояльной и создавала бы нечто вне сферы науки и искусства. В условиях современной жизни «интеллигенция» выступает как разруши­тельный элемент. Но неопределённость чувства касты, неясное понимани'е целей и средств, друзей и врагов приводит «интел­лигенцию» к фундаментальным ошибкам. Её увлекают утопи­ческие теории общего блага — впоследствии нередко обнаружи­вается, что ей самой приходится служить низшим кастам и ру­ководствоваться их желаниями. Отказавшись, таким образом, от своего первородного права, интеллигенция подпадает под власть «неприкасаемых», делается орудием в их руках и начинает служить их интересам. Действуя таким способом, «интеллигенция» утрачивает смысл своего существования, а пробуждённые ею стихийные силы оборачиваются против неё. Именно это случилось в России и имело самые трагические последствия нетолько для «интеллигенции», но и для «наро­да», который «интеллигенция» стремилась «освободить».

Трагические результаты «освободительного движения», ко­торое возглавила интеллигенция, отдав ему свои симпатии и поддержку, объясняются тем, что немедленно вслед за интел­лигенцией возникают два новых класса современного обще­ства, которые можно назвать «псевдоинтеллигенцией» и «полу­интеллигенцией». Эти два класса представляют собой внекасто-вые образования; они, так сказать, отказываются от процесса формирования интеллигенции. Подобно всем внекастовым образованиям, «псевдоинтеллигенция» и «полуинтеллигенция» включают в себя очень большой процент преступного эле­мента и, в общем, симпатизируют преступникам, интересуются ими и в любой момент сами готовы стать на путь преступле­ния, особенно если это (для псевдоинтеллигенции) не представ­ляет особой опасности.

Не обладая ни моральными, ни интеллектуальными цен­ностями, эти два новых клаеса представляют очень большую силу в количественном отношении, и власть, ускользая из рук старых правительств, естественным образом переходит в их руки, т. е. в руки псевдоинтеллигенции. Чтобы удержать власть, они готовы пожертвовать всем и прежде всего тем самым «народом», во имя которого интеллигенция вела свою борьбу.

Интеллигенция не может всего этого предвидеть и даже не понимает того, что уже произошло, поскольку не понимает себя, своей жизненной роли и слабости своих теорий.

Вообще теории играли и продолжают играть огромную роль в жизни современного общества. Люди верили, а мно­гие и ныне верят, что с помощью теорий им удастся пере­строить жизнь человечества. Никогда ещё в истории тео-


рии не играли такой роли, какую они играют в наше вре­мя, точнее, в период, непосредственно ему предшествовавший. Главный грех «интеллигенции» — её вера в теории. «Псевдо­интеллигенция», внешне подражая интеллигенции, тоже осно­вывает свои действия на теориях, но она их не идеализирует, а наоборот, привносит в них изрядную долю софистики и пре­вращает в средство личного приспособления к жизни.

Но искренне или неискренне возлагая свои надежды на теории, люди не видят и'не понимают того, что в момент практического применения теории неизбежно сталкиваются с другими теориями, что сопротивление этих теорий, равно как и естественное противодействие ранее созданных сил и инерт­ности неизбежно изменяет результаты проведения теорий в жизнь. Иными словами, они не понимают, что в применении к жизни теории дают не те результаты, которые от них ожида­лись, а почти непременно нечто противоположное. Они не понимают того, что противодействие изменяет результаты при­менения теорий по сравнению с тем, что должно было бы по­лучиться, если бы сопротивления не существовало. Фактически' ни одну теорию, которая встречает противодействие, невозмож­но применить к жизни в её чистом виде, и её придётся приспо­сабливать к существующим условиям. В результате, даже если теория имеет в себе возможность реализации, какую-то внутреннюю силу, эта сила уйдёт на борьбу с сопротивлением, так что на саму теорию не останется уже ничего, кроме пустой шелухи, слов, имён и лозунгов, которые будут прикры­вать факты, диаметрально противоположные теории. И это не случайная неудача, а следствие общего неизбежного закона. Всё дело в том, что ни одна теория не в состоянии рассчитывать на общее признание, что обязательно найдётся другая тео­рия, которая ей противоречит. В борьбе за признание обе теории утратят свои самые существенные черты и пре­вратятся в собственную противоположность.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!