Разработка цвето-ритмической структуры предметно-пространственной среды частной школы естественных наук



Приблизить появление проектной идеи можно, разделив проектную задачу на отдельные ее аспекты, осмысливая каждый из них раздельно, но углубленно. Работа, предшествующая появлению концептуального эскиза - идеи, строится как развернутая клаузура, постепенно приводящая к осмысленному появлению проектного замысла. Эта задача расчленяется на ряд более локальных. Первая — ритмическая структура внутреннего пространства, построенная на сгущениях и разрежениях, сужениях и расширениях, ритмах простых и сложных, острых и смягченных, закономерных и неожиданных. Вторая задача — цветовая структура, построеная на материале ритмической структуры, обнаруживающая предпочтения колористики простой или сложной, спектральной или смешанной, сплошной или фрагментарной, функциональной или свободной. Результатом в первом и втором случаях является законченная плоскостная композиция в произвольной технике и материалах. Третья задача — создание макета-скульптуры, условной модели внутреннего пространства, реализация цвето-ритмической структуры.

Следующий этап связан с определением структуры объема, связанной с качествами окружающей среды. Это, во - первых, анализ окружающей среды, определение ее ритмических, колористических, пространственных качеств; во-вторых, композиция на тему собственного видения объемного образа школы в городе вне определенной ситуации с целью активного вовлечения в работу авторской субъективности, сегодняшних архитектурных предпочтений. В - третьих, — условный макет, показывающий структуру объема в определенном окружении с учетом анализа окружающей среды и представления о внутренней структуре школы.

Предпроектный анализ организовывает нас при формировании объемно - пространственной композиции школьного пространства, предоставляет нам набор определенных средств, помогающих при формировании цветовой и композиционной структуры среды, которые выбрали сами учащиеся.

При формировании ритмической структуры внутреннего учебного пространства мы также исходим из пожеланий учащихся: природные элементы и натуральные материалы в оформлении классов; мотивы неба и космоса в оформлении потолка; все стены используются для учебного процесса, для проецирования на них учебного материала; освещение создает характер пространства, его функциональное назначение; классы, оборудованные раздвижными перегородками и трансформируемой мебелью; индивидуальные учебные модули — комнаты или места для индивидуальных занятий, оборудованные компьютерами, микрофонами, колонками, партами и всем необходимым, возможность разместить часть модулей на улице; рекреации для спокойного и активного отдыха, общения, учебной работы небольшими группами и индивидуально; наружные пространства многоуровневые, многофункциональность, которая позволяет самостоятельно преобразовывать комплекс.

Важно принимать во внимание психофизиологические особенности групп цветов при организации цвето - ритмической композиции школы. Стимулирующие теплые цвета (в спектре от красного до желтого) повышают давление, мускульное напряжение, активность и при длительном воздействии вызывают беспокойство. Поэтому их следует использовать аккуратно и обдуманно, как и дезинтегрирующие холодные цвета (от синего до фиолетового), которые понижают давление, снимают напряжение, а при длительном воздействии вызывают апатию и утомление. В то время как статичные уравновешивающие цвета (в основном оттенки зеленого) способствуют релаксации и благоприятствуют концентрации внимания.

В случае работы над цветовой структурой частной школы были выбраны три цвета – желтый, бирюзовый и белый. Желтый цвет повышает жизненный тонус и усиливает умственную работу, а в кабинете математики он является акцентом, который разрежает холодный бирюзовый. В кабинете химии и биологии доминантным является белый цвет и естественный цвет светлого дерева, что делает это помещение светлым и чистым по форме, создавая зрительный образ научной лаборатории.

 

Разработка сценарного плана частной школы естественных наук

Одним из путей обоснования выбора главного и второстепенного среди композиционных слагаемых среды могут стать принципы сценарного моделирования, подсказанные технологией театрального искусства одного из самых близких средовому дизайну видов творчества. Ибо и там, и тут речь идет о создании условий художественной реализации данного процесса необходимых для процессуального действия пространств и предметного наполнения. Иначе говоря, в этой части средового проектирования мы играем роль режиссера, «дирижируя» и расстановкой акцентов, и трактовкой характеров, и смыслом и сопоставлением «мизансцен», где ведется диалог архитектурно - дизайнерских тем, формирующих пространство школы.

Мы можем достаточно произвольно назначать «героями» (доминантами) своей композиции любые эмоционально - образные «характеры» (носители зрительных ощущений) средового комплекса, можем по - своему деформировать выразительность и содержательную ориентацию этих «характеров», вольны в очень широких пределах переставлять функциональные «эпизоды» и «мизансцены» средовых процессов: а) добиваясь все новых и новых оттенков образной трактовки находящегося в его распоряжении проектного материала и б) навязывая зрителю собственное, авторское видение поставленного нами средового «спектакля».

Организация концептуально - тематического пространства частной школы представляет собой художественную среду, в основе организации которой — совмещение функции с образами из различных направлений естественных наук.

Попадая в парадный холл, выполняющий дополнительную функцию гардеробной, учащиеся оставляют свои вещи в модульных системах для хранения, оснащенных раздвижными перегородками, нишами для хранения одежды и обуви, а также удлиненными скамьями.

На первом этаже соседнего крыла школы организована рекреационная зона. В зоне рекреации проходит немалая часть школьной жизни: здесь на перемене списывают друг у друга домашнее задание, коротают время те, кого педагог отправил получать «коридорное образование», приходят перекусить принесенным с собой завтраком, собираются для решения как организационных, так и научных вопросов или просто болтают ногами сидя на подоконнике. Теперь на них можно сидеть с ногами или вовсе спрятаться за раздвижными перегородками и лишь подглядывать через замочную скважину.

Попадая в кабинет физики и математики, ученики оказываются погруженными в среду, сформированную числовыми значениями, формулами и геометрическими телами, существующими как в объеме, так и на плоскости. Удлиненные поверхности столов позволяют проводить научные эксперименты, разместив на них максимум необходимого лабораторного оборудования. Ниши для хранения закрываются мобильными перегородками, которые могут легко сдвигаться при необходимости и выполнять функцию грифельных досок. Расположенные как раз рядом с рабочими местами они позволяют моментально фиксировать результаты.

Кабинет химии и биологии оснащен высокой стойкой для проведения опытов, ее высота позволяет работать за ней стоя, но дополнительный подиумный объем со стульями делает возможной и работу сидя. Вместительные ниши служат для хранения оборудования, реагентов и методических пособий. Одна из мобильных перегородок этих ниш также несет функцию доски для записей. Рабочие столы учеников образованы пятью плоскостями, пересечение которых образовывает дополнительные объемы для хранения сумок с учебниками.

Попадая в кабинет астрономии, ученики оказываются в пространстве, организованном инсталляционными лестницами, которые поднимаются ввысь, устремляясь в космическую глубину ближе к созвездиям и небесным телам. Функционально кабинет предназначен для проведения медиауроков. Необходимый материал и теория вопроса проецируются на белую стену. Поэтому освещение в этом кабинете приглушенное. Учащиеся самостоятельно расставляют стулья, выбирая наиболее удобное для себя место.

Пространство школьной площадки внутреннего дворика представляет собой набор игровых модулей, которые комбинируются между собой и формируют лабиринт-головоломку. Ученики могут самостоятельно организовывать игровое пространство, создавая для него свои правила.


Заключение

В результате работы над проектом организации концептуально-тематического пространства частной школы естественных наук имени Павлова было выявлено несоответствие предметно-средового окружения учебного заведения и специфики профильных направлений классов. Пространство школы не являлось отражением деятельности учащихся. Таким образом, были разработаны тематические пространства, которые сформировали образное восприятие каждой из разработанных зон: зоны парадного холла, выполняющей функцию гардеробной, зоны рекреации, кабинетов — физико-математического, химико-биологического, астрономического, а также их инсталляционных групп в коридоре, выполняющих функцию навигации. Также были разработаны игровые модули для самостоятельной организации объемного пространства школьной площадки.

Профессиональная направленность школы и ее история сформировали систему образов, которые послужили для создания атмосферной школьной среды, наделенной эстетизмом, переданным через определенную тематику. К таким образам были отнесены: многогранные личности ученых в области естествознания, атрибуты, наиболее ярко представляющие то или иное направление в естественных науках (кометы, созвездия, планеты; формулы, числа и буквенные обозначения, арифметические знаки; необычная трактовка лабораторного оборудования и научной техники: телескопы, колбы, глобусы, карты, ракеты, микроскопы, схемы и т.д.)

Функциональность отдельных модульных систем в проекте совмещается с графическим решением плоскостей, создавая атмосферное предметно-средовое пространство. Представленный проект организации концептуально тематического пространства частной школы при более углубленной технической доработке может быть реализован в нашем городе.


Список используемой литературы

1. Антонова В.И. Организационно-педагогические условия развития творческого потенциала учащихся сельских детских школ искусств на основе интеграции предметов эстетического цикла // Вестник ЧГПУ. Челябинск, 2007. №3. С. 20 - 28.

2. Адамов Э.Ю. Изображение как проблема: опыт слепоты// Эстетика сегодня: состояние, перспективы. Материалы науч. конф. 20-21 октября 1999 г. Тезисы докладов и выступлений. СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 1999. С. 6 - 8

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 320 с.

4. Бхаскаран Л. Дизайн и время. Стиль и направления в современном искусстве и архитектуре. М.: Арт-Родник, 2006. - 258

5. Бытачевская Т.Н. Искусство как формообразующий фактор в дизайне. Ставрополь - М.: 2004. - 236 с.

6. Глазычев В.Л. Эволюция творчества в архитектуре. М.: Стройиздат, 1986. - 494 с.

7. Горнов А.О. Элементы технической эстетики и эргономики. М., 2002.

8. Данюшенков В.С. Активизация учебной деятельности школьников в условиях личностно-ориентированного обучения / В.С. Данюшенков, С.А. Барамзина. Киров, 2005. 157 с.

9. Дуцев В.С. Человеческое измерение вещного мира культуры. Автореф. канд. дисс. Н. Новгород, 2002.

10. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест. Практическое пособие. Минск: Харвест, 2004. - 448 с.

11. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М.: Стройиздат, 1985.

12. Джонс Дж. К. Инженерное и художественное конструирование. М., 1976.

13. Лихачев Д.С. Школа на Васильевском: Кн. Для учителя / Д.С. Лихачев, Н.В. Благово, Е.Б. Белодубровский. М.: Просвещение, 1990. 198 с.

14. Михайлова М.В. Частные школы дореволюционной Москвы // Педагогика. 1998. № 1. С. 86 - 93.

15. Осипова Н.В. Типологические вариативные особенности учебного учреждения как основа целенаправленной эстетизации учебно-воспитательного пространства // Вестник МГОУ. — 2010. — № 3. — С. 48 - 53.

16. Осипова Н.В. Эстетизация учебно-воспитательного пространства школы. — М., 2002. — 188 с.

17. Пахомова О.Ф. Художественно-образовательная среда как условие развития творческой активности школьников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена: Аспиранские тетради: научный журнал. СПб.,2007. № 19.

18. Петров К.В. Концепция развития творческого потенциала учащихся // Акмеология. 2005. № 3. С. 71-74.

19. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М.: Педагогика, 2000. 213 с.

20. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной М.: Издательская группа «Прогресс»; «Универс», 1994. 480 с.

21. Тимакова Н.И. Творческий потенциал личности М.: Междун. Академия акмеологических наук, 200 6. С. 248 - 253.

22. Турбовской Я.С. Образование как творимая действительность. — М.,1996. — 89 с.

23. Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления») // Вопр. психол. 1993. № 1. С. 12 - 16.

24. Хромова Т. Дискомфорт во благо? / Т. Хромова // Семья и школа. — 2000. — № 12. — С. 8 - 9.

25. Щетинская А.И. Развитие творческого потенциала педагога: опыт Центра детско-юношеского творчества, г. Оренбург // Воспитание школьников. 2001. № 7. С. 23 - 26

26. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. — М, 1997.

27. http://www.shkinter.ru/ — Основы эстетики школьного интерьера

28. http://www.hundertwasser.ru/philosophy/pages/1981From_A_Creative_Knowledge_To_Creative_Ignorance -- RUS -- Hundertwasser.html — Манифест об эстетике Ф. Хундертвассера


Приложение

(чертежи, пространственная визуализация)

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!