Глава 1. Частная школа: особенности организации педагогической деятельности и предметно-средового пространства



Организация концептуально-тематического пространства частной школы естественных наук

 

Студента: Горбачевой Екатерины Олеговны

Группа № 819

Специальность: Дизайн

Специализация: Дизайн среды

Научный руководитель: Зайцева Л.Г.

_______________________(подпись)

 

Допущено к защите

Зав. кафедрой дизайна _______________________ М.А. Денисова

«____» ________________2014 г.

 

Диплом защищен

Протокол ГАК № ____ от «____» ________________2014 г.

 

Рязань – 2014


Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3

 

Глава 1. Частная школа: особенности организации педагогической деятельности и предметно - средового пространства

1.1. История возникновения отечественных частных школ……….........8

1.2. Изучение аналогов современных зарубежных и отечественных частных школ…………………………………………………………..….11

1.3. Роль образно-эстетической системы в организации школьного пространства………………………………………………………………17

1.4. Предпроектный анализ существующей ситуации……………........23

 

Глава 2. Проектная концепция

2.1. Выбор типа проектной установки частной школы………………...31

2.2. Поиск художественного образа частной школы…………………...33

2.3. Разработка цвето - ритмической структуры предметно-пространственной среды частной школы……………………………….36

2.4. Разработка сценарного плана частной школы……………………...38

 

Заключение……………………………………………………………………….41

Список используемой литературы……………………………………………...42

Приложение………………………………………………………………………45


Введение

Тема данной дипломной работы – «Организация концептуально-тематического пространства частной школы естественных наук имени Павлова». Когда мы говорим о школе, мы говорим о пространстве, которое несет в себе учебно-воспитательную функцию, но нельзя отрицать школу как совокупность определенных эстетических свойств. « Проектируя школу, — говорил американский архитектор Луис Кан, — я ищу душу школы, а не просто практическое воплощение школы.» [22] К сожалению не все архитекторы и дизайнеры могут подписаться под этими словами, поскольку большинство наших школ представляют собой мрачные, безликие коробки. Не смотря на безупречное соблюдение СНиПов и СанПинов при проектировании, которые обеспечивают эргономичность и функциональность, не всегда тщательным образом прорабатываются вопросы художественной выразительности школьной среды, не предусматриваются элементы монументального и декоративно-прикладного искусства, не закладываются малые архитектурные формы и элементы школьной наглядной агитации. При этом многие школы могут иметь определенную направленность, которая отличает ее от ряда других. Многим из них есть чем гордиться, есть что отразить либо в своей деятельности, либо при помощи эстетического оформления внутренних помещений школы. Но досадным упущением является именно то, что последнему отводится так мало внимания. А ведь школа является тем местом, где на ранних этапах формируется образ мышления и индивидуальность каждого.

Учения знаменитых философов древности (Сократ, Платон, Аристотель) заключаются в том, что предметная среда влияет на мироощущение и миропонимание человека. Утверждения знаменитых педагогов Я.А. Каменского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, П.П. Чистякова говорят, что средствами предметной среды осуществляется воспитание человека. Опираясь на труды И.И. Павлова, Д.Н. Узнадзе, А.А. Ухтомского, следует отметить важность психолого-физиологического аспекта в проблеме воздействия интерьера на душевное состояние человека. С позиции рационализма и эстетической выразительности пространственная среда изучалась такими дизайнерами, как В. Гроппиус, Г. Майер, П. Беренс.

Австрийский архитектор и живописец Фриднесрайх Хундертвассер в манифесте «Принципы мастер-школы Хундертвассера» рассуждает об эстетике и идеологии своей школы «Моя деятельность в Академии может быть только направлена на создание внутренней атмосферы, в которой может развиться свободная творческая деятельность. В мастер-школе Хундертвассера рисуют сердцем, а не головой. Следует стремиться к романтизму, наивности, красоте, теплу, настоящему миру для всего, что исходит от сердца. Отсутствие китча делает наши жизни невыносимыми. Мы потеряли наше ощущение прекрасного.» [23]

Его же взгляды на роль творческой составляющей в развитии и воспитании ребенка «Наша настоящая неграмотность состоит не в том, что мы не умеем читать и писать, и не в нашем неумении повторить навыки других людей, а в неспособности творить. Ребенок обладает этой творческой способностью. Вроде бы неграмотный, казалось бы, невежественный ребенок совсем не является неграмотным и невежественным. Наоборот, он в полном расцвете своих творческих сил. При помощи образовательной системы он деградирует в настоящего творчески неграмотного человека. Для взрослого, кто страдает подобной творческой импотенцией, выжавшей его до капли, единственная возможность остаться творческим – возврат в детство и начало с нуля, с того момента, когда он был вытащен из своих мечтаний. Но эти мечты не только душевные порывы, а реальная основа, без которой он никогда не сможет превратиться в человека.» [23]

Но полный отказ от устоявшихся норм в системе образования не всегда является рациональным решением. А вот дополнение учебного процесса и облика школы образной, эстетически целостной и гармоничной средой сможет привнести в нее неповторимую атмосферу, которая и будет отличать ее от остальных школ, сделает ее не просто местом для получения знаний, но и пространством, которое заложит в памяти ученика уникальный образ.

Актуальность темы определяется высокой потребностью в привнесении в школьное пространство образного решения и эстетизма, в поиске ее индивидуальности.

«Но обратимся к интерьеру школы, к его оформлению, – рассуждает директор одной из школ в своем открытом письме, – Хотя стены школы и то, что на них изображено, это не просто форма, обладающая той или иной степенью эстетики. Это тоже школьная среда, имеющая вполне самостоятельное воспитательное значение. Нет ничего более убийственного для авторитета школы в глазах детей и родителей, чем обшарпанные стены, неухоженные туалеты, расписанный грязными словами фронтон. Но сейчас я хочу сказать об организации внутреннего интерьера школьного помещения, в котором живут, который читают ребята, который автоматически отпечатывается в глубинах подсознания школьников и потому действует на их мировосприятие точно и навсегда.» [24]

Говоря об оформлении школы, её эстетике мы думаем прежде всего о воспитании как «питании» детской души знанием, трудом, примерами, успехом, переживанием радости в атмосфере общего школьного дома. Своего дома. «Ведь если наш ребенок не будет чувствовать, что этот дом принадлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу» (Н.Ротшильд).

Степень разработанности проблемы. Изученные отзывы родителей, которые выбирают частную школу для ребенка, а также аналоги решений школьных интерьеров в большинстве своем указывают на то, что отечественные частные школы не оправдывают свою высокую ценовую политику. [25] При наличии серьезного подхода к программе углубленного изучения дисциплин, недостаточно внимания уделяется самому пространству образовательного учреждения. Отсутствие общего эстетического решения пространств учреждения, которое должно создавать определенную атмосферу – способствующую продуктивному и приятному для ученика образовательному процессу.

Объект исследования – частная школа с профильным направлением в области естественных наук. Предмет исследования – организация концептуально-тематического пространства частной школы.

Цель дипломного проекта состоит в том, чтобы провести дизайн-эксперимент над традиционным понятием школьной среды с ее типовыми классными комнатами и создать новые пространства, способствующие как стимулированию мышления, так и более полной реализации личности школьника.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить историю негосударственных учебных заведений

2. Изучить аналоги частных школ

3. Изучить эстетические принципы в организации предметно-средового пространства школы

4. Выбрать место географического расположения разрабатываемого объекта

5. Разработать образное и композиционное решение объекта

6. Выполнить проектную часть

7. Написать пояснительную записку

Для решения поставленных задач использованы следующие методы:

1. Теоретический анализ

2. Метод аналогий

3. Метод ассоциаций

4. Метод «мозгового штурма»

5. Проективно-графический метод

6. Математический метод

7. Метод сценарного моделирования

8. Метод случайностей и ассоциаций

9. Метод рассматривания проекта глазами потребителя

10. Экспериментальный метод

Новизна проекта определяется тем, что впервые предложено концептуальное решение, определяющее предметно-средовое окружение школьников как фактор эффективного обучения и творческого развития личности.

Практическая значимость концепции проекта заключается в возможности более углубленной технической доработки и дальнейшей реализации ее в нашем городе.


Глава 1. Частная школа: особенности организации педагогической деятельности и предметно-средового пространства


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!