Роль образно-эстетической системы в организации школьного пространства



Во все времена эстетическое воспитание было определенной частью процесса обучения. Именно частью, которую педагогика вбирала в себя, используя её специфические возможности влияния на ребёнка непосредственно в учебно-воспитательной деятельности. Такой подход основан на признании необходимости использования возможностей эстетики в образовании.

В ряде исследований формирования творческого потенциала школьников рассматривается зависимость развития творческого потенциала от организации среды школы. Необходимым условием этого развития является создание художественно-эстетической среды в школе, которая представлена светоцветовыми и формообразующими элементами, в своей совокупности создающими особую атмосферу в школьной среде, и влияет на образ жизни школьников, на восприятие окружающей школьной действительности через эстетическое оформление интерьера и экстерьера здания школы (соответствующее возрасту цветовое, формообразующее, музыкальное, художественное, озеленяющее оформление) и обеспечение материально-технической базы (наличие оснащенных кабинетов). Организация пространства школьной среды, оптимальной для развития личности ребёнка, возможна при грамотном применении стимулов среды (визуальных, аудиальных, кинетических и т. д.) во всём их многообразии, среди которых цвет и свет выходят на первый план. Учёные, рассматривая психофизиологические особенности воздействия цветов, выделяют следующие их группы: стимулирующие цвета (тёплые), спектр которых — от красного до жёлтого; дезинтегрирующие цвета (холодные), спектр — от фиолетового до сине-зелёного; статичные цвета (уравновешивающие), спектр — зелёный, жёлто-зелёный, оливковый; пастельные (мягкие), малонасыщенные цвета — салатный, серо-голубой, лиловый; подавляющие цвета (угнетающие) — чёрный. Тёплые и холодные цвета — противоположные по своему воздействию — действуют в интерьере как антагонисты. Тёплые повышают давление, мускульное напряжение, учащают пульс, дыхание, увеличивают скорость движения, при длительном воздействии вызывают беспокойство. Холодные цвета понижают давление, уменьшают частоту дыхания, снимают напряжение, а при длительном воздействии вызывают печаль, усталость, утомление. Статичные цвета уравновешивают, способствуют релаксации, благоприятствуют концентрации внимания, пастельные тона ассоциируются с нежностью, сдержанностью, скромностью. Насыщенный чёрный вызывает тоску, страх, угрюмость. Владея культурой использования цвета в интерьере, педагог может создать благоприятные условия для учёбы или отдыха в образовательном учреждении.

Художественно-образовательная среда школы выступает источником развития творческой активности учащихся и в содержательно-структурном наполнении предусматривает организацию предметно-пространственного и природного окружения школы (изобразительные средства, дизайн, декоративно-прикладное пространство среды и т.д.), содержательно-методическое сопровождение процесса создания среды, коммуникативное взаимодействие субъектов образования.

Сегодня тенденция всё большего укрепления связей между эстетикой и педагогикой начала проявлять себя настолько мощно, что вызвала качественные изменения в отношениях между образованием и эстетикой. При этом особое значение придается ничем не заменимой роли эстетических влияний. Одним из значительных факторов становится использование эстетически как основы процесса обучения в учебно-воспитательном пространстве школы.

Под эстетизированным школьным пространством мы понимаем пространство, которое будет непрерывно создавать и воспроизводить условия, обеспечивающие решение обучающих, воспитывающих и развивающих задач.

С целью выявления принципов организации эстетичного учебного пространства образовательных учреждений изучим опыт отечественной и зарубежной школы в решении данной проблемы.

В школах за рубежом ведущую роль в воспитании и обучении будущего поколения отводится созданию благоприятной обучающей среды, где на особом месте стоит дизайн всего пространства. Так, архитектурно-дизайнерский компонент, включающий не только интерьерные пространства, где непосредственно происходит учебный процесс, но и пришкольную территорию, является частью образовательного проекта. Открытые пространства, окружающие здание школы, не рассматриваются как нечто дополняющее её, а в единстве с ней, являясь частью процесса обучения. Их значение возрастает благодаря тому, что они создают так называемую пейзажную обработку пространства. Под пейзажной обработкой понимаются созданные средствами дизайна пространства, по силе выразительности приближающиеся к естественному пейзажу и создающие целостные образы. Такими школами являются школа Виктория в Сингапуре, Неполная средняя школа Tajimi в Японии, школа Haute Vallee в Великобритании. Вписанное в естественный ландшафт школьное здание является, тем самым, посредником между миром рукотворным и нерукотворным, вызывая у школьников интерес к проблемам окружающей среды и наглядно демонстрируя возможности успешного решения этих проблем (школа Heinvaara в Финляндии, средняя школа Shitara в Японии, Западная начальная школа Пункта в США). Кроме того, по данным зарубежных исследователей, отказ от устоявшегося десятилетиями, традиционного архитектурного облика школьного здания, отражение эстетических предпочтений молодого поколения в архитектуре и дизайне школьных интерьеров и прилегающей к школе территории способствовало усилению интереса к школе со стороны учащихся, появлению у них чувства общности, личной причастности к её жизни. Примерами могут служить: Неполная средняя школа Kvernhuset в Норвегии, Алфавитная средняя школа в США, Школа математики и науки в Австралии, Средняя школа Kingsdale в Великобритании.

Образование — это не только передача знаний, но и создание условий, когда эмоционально-эстетические аспекты выступают в роли педагога и помогают ученикам освоить то или иное знание. Одна из возможных задач состоит в том, чтобы создать специальные программы, которые позволят заинтересовать и вдохновить учащихся на самостоятельные поиски знаний. Известно, что интерес — одна из самых сильных эмоций человека. По мнению К. Изарда, эмоции или комплексы эмоций, которые испытывает человек в данное время, влияют фактически на всё, что он делает в сфере работы, обучения, игры. Когда он заинтересован в предмете, он полон страстного желания изучить его глубоко. Для создания таких условий в американской начальной школе Ormondale, в Калифорнии был создан специальный учебный проект под названием «Любознательное изучение», который вдохновил школьников на поиск знаний. Несколько положений из этого проекта, которые проникают в суть этой проблемы:

1. Создание учебно-воспитательного пространства как условия возникновения эмоций, в котором должно появиться большое количество разнообразных вопросов у учеников, и каждый из них ощутит потребность решить вопрос. Как известно, эмоции возникают в случаях, когда происходит нечто значимое для индивида. Любое воспринимаемое событие является значимым, то есть эмоциональным. В момент восприятия оно является частью жизни индивида, способной во всем найти хотя бы незначительный оттенок интересного, неожиданного. В свою очередь, эмоции существенно влияют на ход деятельности.

2. Развитие творческого потенциала у учащихся двадцать первого столетия. Творческий потенциал — совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности, которую в современном мире невозможно представить без сотрудничества, коммуникации и адаптации. Рост творческого потенциала у ребенка будет происходить, если в процессе приращения новых знаний и накопления их содержания в памяти деятельность сознания будет обеспечена не только более высокими вкладами психической энергии в воображение и фантазию, но и вкладами энергии в другие факторы творчества: спонтанность, чувство новизны и увлеченность самим процессом познания.

3. Проведение занятий не только в интерьерах школы, но и за её пределами. Настоящий учитель может превратить в учебно-воспитательное любое пространство природной или искусственно созданной среды, так как знает, что проведение занятий вне класса, как правило, сопровождается особенными чувствами и переживаниями. Так, экскурсии или проведение занятий на природе подкрепляют и обогащают знаниями о природе на чувственном уровне, более полно используя потенциальные возможности репрезентативной системы ребенка. Эстетическое чувство природной формы развивается и воспитывается в непосредственной близости к природе при условии знания её законов, приобретенных в процессе наблюдения и практической деятельности.

4. Проектирование учебно-воспитательного пространства, где учащиеся будут активно заняты в процессе практического обучения, где запроектированное пространство будет помогать обучению. Характеристики учебного пространства могут меняться в зависимости от задач учебного процесса. Это могут быть самые простые изменения: перестановка стульев и столов в классе, создание различных зон для одновременного проведения работы в группах, изменение освещения и т.д. Важным моментом в создании предметно пространственной среды является ее рукотворность, максимальное привлечение самих школьников к изменению, украшению учебного пространства при помощи различных модульных конструкций и малых архитектурных форм.

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!