Стили художественной литературы
Вокруг этого стиля – постоянные споры ученых: одни отводят ему равноправное место среди других стилей (типа он участвует в выполнении языком его социальной функции воздействия, эстетической задачи) и отмечают своеобразие этого стиля (в нем воспроизводится все многообразие стилей языка, ярко выраж-ся эстетич.ф-ция, ктр играет превалирующую роль в поэтическом ТВ-ве). Другие – исключают худ.стиль из системы других стилей из-за его стилистической незамкнутости, специфичности яз.худ.лит-ры, неограниченности в использовании речевых средств.
Характеризуем ПО ПЛАНУ:
1. Стилеопределяющие факторы:
- сфера действия: ис-во, культурно-эстетическая область
- функция: воздействия, ктр носит специфич.назв-е ЭСТЕТИЧЕСКАя (+коммуникативная)
- задачи: раскрытие и познание жизни посредством худ.образов; формирование эстетическо-интеллигентного отношения к действительности
- адресат: особый тип специфически одаренной личности (круг избранных буквально)
- адресант: читатель, способный подтекстовый смысл, идею произведения
- контакт между автором и читателем – косвенный, опосредованный письменным текстом. Однако возможна и прямая коннекшн: авторские встречи
- отсутствие стандартизированных речевых ситуаций и конструкций
- собственная богатая система Жанов и видов текста
ЖАНРЫ:
В эпосе героическом, историческом и лирическом (род лит-ры) – эпопея, поэма, баллада, роман, рассказ, повесть, очерк, мемуары; в лирике гражданской, любовной, сатирической – ода, элегия, сатира, эпиграмма, эпитафия, лирическое стих-е; в драме – трагедия, комедия, драма, водевиль, сценка.
|
|
Каждый жанр в ТВ-ве опредленного автора представлен по-своему: ПОЭМа м.б. сатирической («Гаврилиада» Пушкин); исторической («Полтава» П.); лирической («А. Снегина» Есенин).
- худ.идея в произведении как правило разработана в конкретной образной системе. Мало обобщенной инфо, единичное представлено как типичное
- обязательна подтекстовая инфо, объемностью и глубиной подтекста и определяется ценность произв-я.
ОТЛИЧИЕ худ.текста от текстов остальных стилей – в использовании внелитературных языковых средств: просторечии, жаргонизмов, диалектизмов, архаизмов (исторический колорит эпохи дабы передать)…НО эти средства используются здесь не в своей основной ф-ции, а в эстетической. Худ.речь, отличаясь от научной и официально-деловой, сближается с публицистикой за счет: эмоциональности, многообразия языковых средств, возможности столкновения иностилевых элементов (для стилистического эффекта, так сказать). Также худ.речь сродни разг.стилю, их объединяет динамизм, разнообразие модальных оттенков, диалогичность, возможность использования внелитературных средств.
|
|
Т.О., используя худ.средства разных стилей, худ.речь обнажает их эстетическую ф-цию.
Стилевые черты
- метафоричность и образность (особенность метафоры: полностью или целиком повернута к теме, работает на идею произв-я; метаф-ть слова м.б. восстановлена только после прочтения всего произв-я)
- системная взаимосвязь слова со словами всего худ.целого – в тексте худ.стиля работает сквозная поэтическая мысль, идея, ктр., раскрывается в системе худ.образов.
- все языковые единицы целого мотивированы содержанием и эстетикой произв-я, поэтому изменения слов или словообразовательных моделей ведут к утрате единства образной системыи выхолащивают смысл произв-я (Пр.: «Сказка о рыбаке и рыбке» - «Сказка о рыбаке и рыбе»). Т.О., любая подвижка внутри худ.текста à «облысение» худ.образа (Пешковский)
- наличие общих специфических стилевых средств предполагает существование индивидуальных стилей внутри потока худ.лит-ры, каждое произв-е – единство композиции, стиля, образной системы, объединенное ЛИЧНОСТЬЮ АВТОРА
- художественно-образная речевая конкретизация: слово в словаре выражает понятие – в этом качестве оно выступает в научной и официально-деловой речи; в разг.стиле – слово выражает не только понятие, но и представление о предмета. Эта конкретизация происходит не столько за счет особого истолкования языкового средства, сколько через особенности речевой ситуации. В худ.речи – также конкр-ся смысл, понятие. Писатели пользуются теми же словами, что и любой говорящий, НО слова эти в контектсе проив-я выражают не элементарное представление, а создают яркие, зримые худ.образы (особый отбор язык.единиц). К средствам конкретизации можно отнести:
|
|
v Синтаксис
v Ритмику
v Звукопись
àКОМПЛЕКСНАЯ конкр-я
Т.О., худ.образ создает вся система разноуровневых язык.средств: от фоники до синтаксиса
МОРФОЛОГИЯ
- преобладают глаг.сов.вида (повествование), а глаг.несов.в. получают разнообразные видовые оттенки: длительность, прерывистость, повторяемость (В лесу выстукивал дятел; Она вызванивала смехом).
- активно использ-ся конкретные сущ., при этом нейтр.языков.средства в эстетике худ.произв-ия наполняются новым содержаниеми передают идею худ.целого. Абстрактные слова зачастую приобретают конкретно-образное значение, т.е.метафоризируются (обрадованная мысль; смерть как будто заигрывала с казаком)
|
|
- кр.форма прил здесь обозначает временный признак (в отличие от НСР): Он был молчалив на этот раз
В организации худ.текста участвуют все возможные языков.средства, поэтому в любом тексте можно обнаружить языковые явления различных характеристик и уровней. Худ.-образная конкр-я также выражается такой организацией текста, при ктр слово-понятиеàслово-символ (Например, Толстой «Хлеб»: метафорика наименования станет нам понятна только после прочтения все трилогии автора).
Особенности худ.речи в целом:
- единство коммуникативной и эстетической ф-ций
- многостильность
- широкое использование изобразительно-выразительных средств (тропы, стилистические фигуры), особая звуковая организация текста, экспрессивно-стилистическая окраска слов
- проявление творч.индивидуальности автора (создание речевого образа рассказчика)
- динамизм (глагольная речь)
- привлечение различных синтаксических конструкций (одностост. И нечленимые предложения, анафорыи эпифоры) à богатые экспрессивные возможности текса
- ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ (худ.конкр-я: чем конкретнее описан предмет, тем текст изобразительнее)
- ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ (отношение автора/говорящего к изображаемому; оценочность)
- ОБРАЗНОСТЬ (изображение действительности в соответствии с общим замыслом и идеей произв-я)
- МЕТАФОРИЧНОСТЬ (использование языковых образных средств, игра на переносном значении)
- СМЫСЛОВАЯ МНОГОПЛАНОВОСТЬ (подтекст).
Важно! Все эти характеристики худ.текста объединяются образом автора!!!
23. Лексические образные средства: сравнение, гипербола, литота, перифраза
Вступительное слово (СМ билет № 21)
1. Сравнение – сопоставлениедвух явлений с целью пояснить одно из них с помощью другого. По мысли Л. Толстого, это «одно из естественнейших и действительнейших средств для описания». Стилистическая ф-ция СР. проявляется в худ. выразительности, создании худ. образа.
СР. выражаются следующими способами:
- формой Т.П.: После того, как я пролила на ковер винище, колом он у меня встал
- формой сравнительной степени прил. или наречия: Ленин и теперь живее всех живых
- оборотами с различными союзами (как, будто, словно, точно, чем): А Маша, как последний лох, ходит на работу во время отпуска. Впрочем, это скорее какое-то редкое заболевание нервной системы, чем простая дурость.
- лексически (при помощи слов: похожий, подобный): Ее любовь к фиолетовым стульям была подобна безумию.
Но это все мы ведем речь о ПРОСТЫХ ср.-ях (в них два явления сближаются по какому-то общему у них признаку), а есть ведь еще и РАЗВЕРНУТЫЕ ср-я (в них сопоставляются многие схожие черты): Иногда ей казалось, что мозг не выдержит и лопнет, подобно воздушному шару, или улетит куда-то ввысь, или зависнет над потолком.
2. Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления: В сто сорок солнц закат пылал; Да я этот бред уже сто сорок миллионов раз слышала!!!
3. Литота – выражение, содержащее, в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение того же всего самого: Покушай, деточка – совсем спичкой стала! Ниже тоненькой былиночки надо голову склонить
У этой литоты, чтоб ее, оказывается есть еще одно значение – определение какого-либо понятия или предмета путем отрицания противоположного: Не дурак ты, смотрю, милок! (типа умный значитJ)
А вот пример одновременного использования гиперболы и литоты, прикольный кстати: Дивно устроен наш свет…Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить (литота); другой имеет рот величиною в арку главного штаба (она самая), но, увы, должен хавать всякую фигнюJ
4. Перифраза (или перифраз) – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты: царь зверей (лев), «Каштанка в тесте» (чебурек – с легкого слова Зубарева), голубая луна (Б.Моисеев) и т.д.
Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!