Развитие умения воспроизводить различный темп речи.



а) воспроизведение темповой характеристики фразы вместе с логопедом; б) воспроизведение темповой характеристики фразы отраженно за ло -

 

гопедом; в) самостоятельное воспроизведение определенного типа фразы.

 

Поскольку у заикающихся, как правило, наблюдается ускоренный темп речи, то коррекционная работа проводится с использованием специаль - ных упражнений, направленных на его нормализацию. Упражнения про - водятся систематически, основной прием работыподражание темпу речи логопеда. Устранение ускоренного темпа речи осуществляется путем сле - дующих упражнений:

 

1. проговаривание фраз в медленном темпе сопряженно и отраженно за логопедом;

2. самостоятельное проговаривание фраз в медленном темпе под отхло - пывание или отстукивание каждого слога (слова) ударами рукой по столу, ударами мяча и т. д.

 

3. ответы на вопросы логопедасначала шепотом в медленном темпе, затем медленно и ритмичновслух;

4. проговаривание фраз под медленную музыку;

5. медленное проговаривание чистоговорок и скороговорок;

6. речевые игры, в которых присутствует необходимость медленного проговаривания слов;


 


7. использование инсценировок (применение кукол - персонажей есте - ственно замедляет темп речи, т. к. в процессе изложения текста дошколь - ники должны осуществлять различные действия с фигурками);

 

8. рассказы по картине, чтение стихотворений в медленном темпе (со - пряженно и отраженно за логопедом, под удары метронома и без них, са -

мостоятельно).

 

Во всех случаях при выполнении упражнений может предусматривать - ся зрительный контроль над темпом речи посредством зеркала, что также в значительной мере способствует замедлению темпа.

 

Особой задачей коррекционной работы является развитие чувства рит - ма. Ритмическая способность является средством пространственно - вре - менной организации движений. Чувство ритма в своей основе имеет мо - торную природу. Онтогенез чувства ритма тесно связан с процессом ста - новления у детей моторики, зрительно - моторной координации, а в даль - нейшем с формированием речевого ритма. Речевой ритм выполняет важ - ную функцию в формировании моторного стереотипа речи. В процессе развития речи ритм становится «скелетом» слова и играет важную роль в процессе усвоения лексем и опознания их при восприятии.

 

М. Е. Хватцев писал, что при заикании вся работа основывается на рит - ме, а «главные упражнениячёткое ритмическое чтение по слогам под отбиваемый такт рукой с постепенным ускорением темпа чтения».

 

В системе Л. З. Арутюнян ритмизация речи осуществляется при помо - щи синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки, определя - ющими ритмико - интонационный рисунок фразы, когда с участием руки отрабатывается модель послогового проговаривания.

Другими приёмами ритмизации речи можно считать:

1) замедленную речь с сохранением редукции;

2) послоговую речь с сохранением ударности всех позиций слогов, но с

 

увеличением времени на произнесение каждого слога с сохранением сла - бой редукции;

3) дирижирование;

4) приём позвукового (побуквенного) произношения со вставкой глас -

 

ного звука после каждого согласного (И. А. Сикорский);

5) отстукивание, одновременное с проговариванием;

6) скандированная речь с равноударными слогами;

7) полный стиль произношения, не предполагающий редукции и осно -

 

вывающийся на полногласии и дополнительном акцентировании первого слога каждого слова.

 

Таким образом, видно, что в коррекции ритмики речи работа базиру - ется на слоге, поскольку именно слог, первоначальный «кирпичик» речи, остаётся неповреждённым, в то время как вся остальная речевая система при заикании разрушена.


 


У лиц с заиканием имеются нарушения речевых ритмов разных уров - ней: послогового, пословного и синтагматического. При обучении ритми - зации устной речи необходимо тщательно отбирать речевой материал.

 

Л. И Белякова и Е. А. Дьякова указывают, что на первых этапах работы при подборе стихотворных текстов необходимо учитывать следующее:

а) стихи должны быть с устойчивой ритмикой, т. е. однообразным рас - пределением ударных слогов в строфе;

 

б) состоять из достаточно коротких фраз; в) стихи должны содержать простую лексику и не включать слова с со -

четаниями согласных.

Размер стиха подбирается в следующей последовательности: хорейямбдактиль.

 

1. Хорей: Мой веселый, звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь? Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой. (С. Я. Маршак)

 

Ритмический рисунок хорея: _’ _ _’ _ _’ _ (1, 3,5 ударные слоги).

 

2. Ямб: Идёт бычок, качается, Вздыхает на ходу:

 

«Ой, досточка кончается, Сейчас я упаду». (А. Барто)

Ритмический рисунок ямба: _ _’ _ _’ _ _’ (2, 4, 6 ударные слоги).

 

3. Дактиль: Падают, падают листья,

 

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья По ветру вьются, летят.

Ритмический рисунок дактиля: _’ _ _ _’ _ _ _’ (1, 4, 7 ударные слоги).

 

Наиболее трудными для усвоения являются стихи типа дольников, в кото - рых нарушается соответствие синтаксического членения в строке, а также сти - хи, осложненные стечением согласных и обилием малоупотребительных слов.

Помимо тренировки ритма артикуляции на стихотворных текстах, с це - лью установления плавной речи применяются различные виды упражне - ний, направленные на выработку ритмических артикуляций в сочетании с движением руки. Одним из видов таких упражнений является «послого - вый ритм» или теппинг, заключающийся в следующем.

 

Проговаривание каждого слога текста сопровождается отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность. Каждый удар ладо - ни приходится на гласную. Вначале тренировка послогового ритма проводится в замедленном темпе. Темп речи ускоряется по мере овладения навыком.


 


Навык послогового ритма на первом этпе вырабатывается на стихот - ворном тексте (хорей, ямб) и материале скороговорок.

 

Л. И Белякова и Е. А. Дьякова отмечают, что в результате такой ритмиза - ции слоги выравниваются по длительности звучания, т. е. снимается редук - ция гласных звуков (предударных и заударных), свойственная русскому язы - ку. Есть опасность, что на фоне жесткого послогового ритма речь может приобретать монотонный «роботообразный» характер, что вызывает не - гативную реакцию заикающегося. Поэтому очень важно, чтобы обучение формированию ритмизированной речи проходило одновременно с актив - ной работой по формированию интонационного оформления высказыва - ния. Постепенно движения руки становятся ритмоводителем речевых ар - тикуляций. Поэтому при обучении заикающихся теппированию обраща - ют внимание на то, чтобы движения руки во время речевой паузы не пре - кращались. Это позволяет заикающимся после паузы легко вступать в речь.

 

По мере усвоения слогоразмерной речи движения руки применяются все реже и, наконец, снимаются. Однако речь с нередуцированным про - изнесением гласных тренируется у заикающихся длительное время.

 

Устная речь с нередуцированным произнесением безударных гласных называется полным стилем произнесения. Он способствует выделению ритмической структуры слова в артикуляторной программе, выравнивает все слоги по времени произнесения, что в целом является основной для ритмизации речевого процесса и формирования плавной речи.

 

Одним из видов упражнений, направленных на выработку ритмизации речевых артикуляций является пословный ритм.

 

Главной характеристикой этого технического приема по установлению плавной речи является движение всей руки в сочетании с произнесением каждого слова фразы. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе (по траектории восьмерки) непрерывно в процессе произнесения фразы. Особенное интенсивно движение руки осуществляется на ударный слог слова. Скорость и ритм движения руки подбирается индивидуальноот резкого в среднем темпе до плавного в замедленном темпе.

 

При невротической форме заикания ритмизация речи быстро усваива - ется. Их ритмизированная речь под влиянием упражнений довольно быс - тро становится интонированной. Имеется опасность, что быстрое дости -

жение положительного эффекта приводит к прекращению заикающимися этой группы тренировок в ритмизированной речи. В то же время речевая ритмизация, как и любой двигательный навык, особенно у взрослых, нуж - дается в длительной автоматизации.

 

При неврозоподобной форме заикания усвоение ритма крайне затруд - нено. Вначале необходимо подобрать индивидуальный темпоритм, при ко - тором заикающийся чувствовал бы себя достаточно комфортно. Затем не - обходима постепенная, индивидуальная тренировка ритмических движе -


 


ний руки. Следующим этапом тренинга является совместная тренировка ритмических движений руки и речи. Интонационно - мелодическое офор - мление ритмизированной речи тоже очень затруднено и требует тщатель - ной и длительной тренировки.

 

В целом ряде методик по установлению плавной речи у лиц с заикани - ем предлагаются различные приёмы ритмизации речи (Л. И. Богомолова, Л. З. Андронова, В. М. Шкловский).

В ряде методик первый этап установления ритмизованной речи сопро - вождается значительным замедлением её темпа до одного слога в секун - ду. (Л. З. Андронова).

Для того чтобы темпо - ритмическая организация речи лиц с заиканием

 

автоматизировалась и стала стабильной, темп и ритм должны подбирать - ся индивидуально, вызывая у пациента чувство комфорта.

 


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!