Технология коррекции ритмической стороны речи при ринолалии



 

Ритмическая сторона речи при ринолалии является наиболее сохранной. Но так как ритмическая способность является универсальной категори - ей и рассматривается специалистами в качестве предпосылки и одновре - менно условия реализации различных видов деятельностиречевой, ин -

теллектуальной и др., работа над ритмом всегда актуальна.

Специалисты не выделяют работу над ритмом при ринолалии в от - дельное направление, а ведут её в основном в процессе коррекции зву - копроизношения, отрабатывая ритмико - слоговую структуру многослож - ных слов, и коррекции интонационной стороны речи (см. раздел 5, пар. 3 «Технология формирования интонационной выразительности речи при ринолалии»).


 


Г. В. Дедюхина предлагает технологию развития ритмической способно - сти в виде пошаговых программ, которые можно использовать и в логопе - дической работе с детьми, имеющими ринолалию.

 

Автор указывает, что двигательный ритм оказывает организующее вли - яние на становление речевых механизмов, а опора на максимальную реа - лизацию функциональных возможностей двигательно - кинестетического анализатора является необходимым условием в осуществлении межана - лизаторного взаимодействия, в ходе формирования ритмов различной мо - дальности, координации и трансформации ритмических моделей.

В предлагаемой технологии используется последовательность форми - рования ритмических моделей от построения ритмического ряда к метру, темпу и ритмическому рисунку.

 

Пошаговые программы представлены упражнениями, которые распре - делены по этапам в соответствии с механизмом формирования ритмичес - ких моделей.

 

Первый этап. Организуется движение, которое, в свою очередь, сопро - вождает восприятие музыкального звучания, зрительных образов, речи. Опора на различные модальности (слуховую, зрительную, тактильную и др.) со сменой доминанты является обязательным условием выполнения каждого упражнения. Многочисленные межанализаторные связи, которые формируются при организующей роли движения, составляют базу для бо - лее сложных операций. Представления о ритмической модели формиру - ются в тесной связи с развитием ориентировочной основы деятельности.

 

Второй этап. Построение комплексных ритмических моделей основыва - ется на интегративных связях, обеспечивающих устойчивые слухопроизно - сительные, речедвигательные, зрительно - двигательные, двигательно - слуховые координации. Формирование основных компонентов речевого ритматем - па и метрапроводится на уровне звука (фонемы), слога, фразы. Выделе - ние паузы и ритмического ударения в ряду звуков и слогов, смыслового цен - тра фразы позволяет рассматривать их как ритмические модели.

 

Третий этап. Фонемы и слоги рассматриваются как знаки, ритмическая последовательность которых составляет слогоритмическую и звукослого - вую структуру слова. Данная работа осуществляется в соответствии с уров - нем развития фонематических представлений и благодаря фонематичес - кому анализу. Необходимым условием усвоения звукослоговой структу - ры, выделения морфологических признаков слова является выделение ак - центированного слога.

 

Реализация каждой пошаговой программы в структуре логопедическо - го занятия осуществляется в соответствии с его целями и задачами. Тако - выми могут быть:

 

развитие звукопроизношения и коррекция его нарушений (автомати - зация звуков, введение их в речь);


 


усвоение слогоритмической и звукослоговой структуры слова;

 

преодоление персевераций в пределах слов с простой и сложной зву - ковой структурой;

 

усвоение основных грамматических категорий;

коррекция нарушений мелодико - интонационной стороны речи;

развитие речевого дыхания;

развитие фонематического восприятия и т. д.

Содержание I этапа.

 

Первый блок упражнений направлен на построение ритмического ряда. Второй блок упражнений направлен на установление ритмической ко -

ординации.

 

Третий блок упражнений направлен на усвоение способов трансфор - мации.

Содержание II этапа.

Первый блок упражнений направлен на усвоение ритмических этало - нов темпа.

 

Второй блок упражнений направлен на формирование представлений о паузировании.

 


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!