Модель университета В. фон Гумбольдта



Университет пережил свой первый крупный кризис, когда вынужден был реорганизоваться из средневекового университета врачей, юристов и теологов в естественнонаучный университет ученых и инженеров. Экспериментальное естествознание и прикладная наука вошли в стены университета, расширив область того знания, которому следует обучать университетских студентов. «Прикладные науки и экспериментальные методы считались не совсем достойными миссии университета, точно так же, как сегодня многие ученые-традиционалисты и выпускники университетов высмеивают роль и достижения политехнического образования». Вопрос о том, какому знанию следует обучать в университете, получая в определенные моменты истории университета конкретное решение, воспроизводится на каждом новом витке истории. Период между 1831 и 1933 гг. — это столетие неоспоримого мирового значения немецкоязычной науки, которая по своему существу является университетской наукой.

Берлинский университет, первым ректором которого был Фихте, был не результатом реформы, но представлял собой подлинное новообразование, которое, очевидно, было возможно только в общем реформаторском климате, возникшем после поражения Пруссии в наполеоновских войнах (1906/1907).

Университетская реформа, осуществленная в начале XIX века Вильгельмом фон Гумбольдтом, опиралась на идеи Канта, Фихте, Шиллера,

Шеллинга и Шлейермахера. Она предполагала объединение Королевской

Академии и Берлинского университета. Став предвестниками германского национального единства, немецкие университеты не рассматривали его достижение как свою миссию, но фактически подготовили почву для создания единого немецкого государства. Возникновение «идеальной», классической модели университетского образования связывают с открытием в 1810 году Берлинского университета. В основу новой модели университетского образования были положены три принципа. Первый состоял в отрицании примитивного утилитарного взгляда на образование, когда знания ценятся лишь с практической точки зрения. Второй –предостерегал от засилья опытной (эмпирической) науки, которое противодействовало фундаментальному теоретическому познанию. Наконец, третий принцип утверждал господство гуманитарного образования, без которого не может быть образованной личности.

Таким образом, базовыми принципами классической идеи университета стали: государственная поддержка университета при сохранении им статуса относительной автономии; идея академической свободы в исследовании и обучении как основополагающая; исследование и обучение как сущность образования; активное включение преподавателей и студентов в общественную жизнь; этическое обоснование достоинства знания и учености. Именно «классическая идея университета»: синтез исследования, обучения и воспитания – Вильгельма фон Гумбольдта стала критерием, по которому рассматривалась вся дальнейшая эволюция европейских и американских университетов.

В саморепрезантациях университета Гумбольдта его концепция постоянно восхваляется как золотая середина между английской и французской университетской моделью. В Оксфорде и Кембридже наукой занималась в основном аристократическая элита, чуждая практике и не имевшая сколько-нибудь заметных побуждений к исследованиям. Здесь продолжал существовать средневековый университет, находившийся под управлением церкви, что сказывалось в монастырском образе жизни (college system) и в отсутствии принципиального признания свободы науки. Исследования, в свою очередь, были делом гражданского общества, которое частным образом заботилось об их финансировании и обнародовании, а также сферой деятельности академии (Royal Society). — Во Франции же после 1806 года двадцать два бывших университета страны были понижены до уровня специальных школ, управляемых и координируемых институтом,

который назывался «Императорский университет». Не «учащая наука, а преподающее государство» использовало здесь университеты. Исследования были исключены из университета в пользу государственного учебного плана и достались в удел академии. Эта французская модель уже в начале 18 века под влиянием Лейбница была перенесена в Россию Петром Великим и до сих пор определяет советскую и восточноевропейскую сущность университета. То обстоятельство, что Лейбниц пропагандировал эту модель, есть веское свидетельство в пользу того, сколь малого ожидали образованные люди того времени от университета.


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 73; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!