Средневековый университет



МОДЕЛИ УНИВЕРСИТЕТА

В период раннего средневековья был ряд деятелей культуры, деятельность которых сыграла важнейшую роль в складывании средневековой системы университетского образования. Африканский неоплатоник ритор V в. Марциан Капелла для нужд тогдашней, позднеантичной школы написал учебник, который станет одним из самых популярных у средневековых школяров. В этом филологическом трактате «О браке Меркурия и Филологии» он, использовав античные источники, дал систему античного знания, сведя его в семь дисциплин, которые и будут впоследствии изучаться в средневековой школе и университетах.

Аниций Манлий Торкват Северин Боэций (около 480 - 524) разделил семь свободных искусств, выделенных Марцианом Капеллой, на тривиум и квадривиум, т. е. практически на гуманитарный (грамматика, риторика, диалектика) и естественно-научный (геометрия, арифметика, астрономия, музыка) циклы. Боэций считал, что изучение квадривия помогает обострить ум, учит логически мыслить, а самое главное, без него невозможно усовершенствование философских наук, полное и всестороннее постижение божественной мудрости. Дисциплины квадривия - это ступени к высшему знанию, т. е. философии. К истине ведут знания, сфокусированные в дисциплинах квадривия, но постижение ее дает только философия. Таким образом, именно Боэций стоит у истоков процесса складывания характерной особенности средневекового образования - его созерцательности, оторванности от практических потребностей.

Большой вклад в разработку схемы процесса обучения в школе сделал Флавий Магн Аврелий Кассиодор Сенатор (около 490 - около 585. Кассиодор, считавший, что знания - это путь к высшей истине, и ясно писавший об этом, в отличие от Боэция, разработал схему процесса обучения клирика и применял ее на практике. Особое внимание он уделял дисциплинам тривия.

Таким образом, в остготской Италии начал формироваться новый тип культуры (христианской) и нового образованного человека (клирика), образцом которого был сам Кассиодор. Благоприятные условия для дальнейшего развития культуры создались в VII - VIII вв. в Каролингском государстве франков. Предметом особой заботы Карла Великого была грамотность священников. Около 787 г. появляется его знаменитый «Капитулярий о науках», где предписывалось при каждом монастыре и при каждой епископской кафедре открывать школы. Центром этой сети школ была придворная школа в столице Ахене. В столице же сложилось и весьма своеобразное общество - Академия Карла Великого, представлявшая собою одновременно как бы Академию наук, и Министерство просвещения, и дружеский кружок, где читались лекции, велись споры и устраивались пиры. Возглавлял Академию Алкуин про прозвищу Флакк (в честь Горация, около 730 - 804). Алкуин попытался упорядочить учебный материал, создав такую схему обучения: латинский язык - семь свободных искусств - богословие. Составил учебники по тривию. Учебник грамматики в некоторых школах использовался до XV в. Учебник риторики (с приложением об этике) и учебник диалектики были составлены в виде диалога Алкуина с королем Карлом. Идеалом Каролингского Возрождения по форме была античная поэзия, а по содержанию - христианство.


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 33; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!