Модель университета Я.А. Коменского



Концепцию университета, ставшую переходным явлением от модели средневекового университета к университету классическому, создал Я.А. Коменский. В первую очередь университет представляется Коменским как самоуправляющаяся корпорация, находящаяся на службе общества, в котором от лица общества выступает государство и, в частности, уполномоченные им лица. Университет приобретает черты не столько научно-образовательного учреждения, сколько исключительно научного, что создает прецедент не столько конструирования такой национальной системы образования, во главе которой стоит чисто научное учреждение, но и ученого-интеллектуала, для которого преподавательская деятельность не выступала в качестве приоритетного вида профессиональной самореализации.

Яна Амоса Коменского (1592-1670) традиционно принято считать основоположником современной теории образования, базовые положения которой нашли отражение в существующей в настоящее время профильной цивилизационной субсистеме, иными словами - системе образования, понимаемой как упорядоченная совокупность формальных институтов, посредничеств и агентов, осуществляющих обра-зовательную деятельность. Исходя из этого в Коменском видят "виновника" всех тех негативных явлений, которые возникают в процессе функционирования современной системы образования, хотя, они, в действительности есть лишь частные прояв-ления общего кризиса мировой цивилизации в настоящее время.

Передовая для своего времени модель своеобразного учебного округа, или проект единой национальной школы, была изложена Яном Коменским в "Великой дидактике". Сконструированную автором национальную систему школьного образования венчает - Академия или Университет. Таково традиционное видение взгляда Коменского на университетское образование, по крайней мере в той его части, которая нашла отражение в "Великой дидактике". Однако более внимательное прочтение "Великой дидактики" позволяет говорить о том, что у Коменского университетское образование, по большому счету, разорвано между двумя уровнями модели единой школьной системы. Речь идет о том, что к организациям университетского образования должна быть отнесена Гимназия античности семь "свободных искусств" (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка), а с середины XIII в., когда к либеральному курсу были добавлены три философии: натуральная, моральная и ме-тафизическая1, - диалектика как дисциплина преподавания трансформировалась в логику и все чаще стала фигурировать под этим наименованием, в Гимназии (по Коменскому) изучались: грамматика, диалектика (логика), риторика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия, физика, география, история, мораль, богосло-вие2. Первое, что бросается в глаза в ходе подобного сопоставления, это то, что первые семь дисциплин программы Гимназии абсолютно совпадают с семью "свободными искусствами". Наличие же других дисциплин в программе Гимназии может быть объяснено рядом причин. Во-первых, к концу тридцатых годов XVII века, то есть ко времени создания Я.А. Коменским "Великой дидактики", произошли значительные изменения в европейской цивилизации, что привело к трансформации ее системы научных знаний, которые невозможно было вместить в "прокрустово ложе" дисциплинарной парадигмы средневекового университет-ского образования, что, по видимому, и послужило причиной появления в про-грамме Гимназии дополнительных дисциплин. Таким образом, напрашивается вывод о том, что Я. А. Коменскому удалось, с од-ной стороны, значительно расширить программу преподавания в Гимназии, выступав-шей в качестве артистического факультета университета, и преодолеть острое несоот-ветствие между программой университетского образования и уровнем развития науч-ных знаний и жизни общества, так как современность предъявляла к университетскому образованию такие требования, на которые оно не всегда могло дать достойный ответ. Новым компонентом в организации начального этапа университетского образо-вания по Коменскому, то есть в рамках Гимназии, было деление учебного процесса на ряд последовательных классов. В очерке латинской школы - гимназии, содержащемся в "Великой дидактике", речь идет о шести таких классах: Грамматическом, Физическом, Математическом, Моральном, Диалектическом и Риторическом. В более позднем произведении Коменского, посвященном проекту Пансофической школы, подобных классов уже семь: вестибулярный или "преддверный" (подготовительный), януальный или вступительный, атриальный или "зальный", философский, логический, политический, богословский или теософический4.

Цель обучения в Пансофической школе - Гимназии сформулирована Коменским следующим образом: «все... в пансофической школе должно быть изучаемо, делаемо, соблюдаемо в совершенстве, то есть с такой легкостью и обеспеченностью успеха, чтобы наподобие механических мастерских ничего в ней не делалось насильственно, но все происходило естественным путем и чтобы впоследствии каждый ученик становился магистром»5. Таким образом, юношество могло пройти курс артистического факультета в Гимназии - Пансофической школе в своем родном или ближайшем городе и в заключении его, при благоприятном стечении обстоятельств, стать магистром искусств, а позднее, в зрелом возрасте продолжить образование либо путем самообучения в рамках "тьюторской системы", оставшись при ректоре Пансофической школы, либо в Академии как в своей стране, так и за ее пределами. Все это делает весьма актуальным обращение к "венцу" модели национальной системы образования, сконструированной Яном Амосом Коменским - Академии. Яном Амосом Коменским была предложена своеобразная программа Академии, содержащая три пункта. Первый пункт программы посвящен содержанию образования, которое, по мысли автора, должно включать в себя "все исчерпы-вающие занятия", охватывающие совокупность наук и человеческой мудрости. В данном пункте Коменский формулирует требование универсальности, всеохватности академического образования, которое является базовым для университетского образования как такового.

Второй пункт программы касается методической базы образования в Академии. Коменский рекомендует, чтобы в Академии употреблялись "наиболее легкие и верные методы, чтобы дать всем, кто сюда, приходит, основательную, ученость"6. Рассматриваемый пункт позволяет судить о видении автором методической стороны обучения в Академии, о котором можно сказать, что оно должно было быть не очень обременительным как для учащих, так и для учащихся, а главное, должно в обязательном порядке гарантировать получение желаемого результата, то есть учености, выраженной в докторской или магистерской степени.

Третий пункт, в некотором смысле вытекающий из предыдущего, посвящен вопросам социальной мобильности выпускников Академии, которые представляются как люди весьма достойные, и рекомендуются в качестве кандидатов в вершители судеб человечества. Высказанная здесь мысль, кажущаяся при первом приближении совершенно безобидной, подвергаясь более глубокому анализу, способна приобрести совершенно неоднозначное звучание. Речь идет о формировании особого страта высокообразованных специалистов (аналога платоновских философов), претендующего на исключительную роль в управлении всеми сферам общества. Далее Коменский останавливается на рассмотрении двух оснований универсальности академического образования. В частности, он обращает внимание на формирование контингента "ученых и знающих профессоров всех наук, искусств, предметов, языков", на которых будет возложена обязанность обеспечить универсальность образования в Академии. Вторым основанием универсальности выступает " избранная библиотека различных авторов ", из которой учащие и учащиеся могут с легкостью, черпать материалы, необходимые в процессе обучения, и разнообразные сведения, способствующие приращению их знаний. И здесь, в очередной раз, Коменский мыслит в средневековом ключе, беря за норму традицию сложившуюся еще в античности, но в наиболее полной мере раскрывшуюся в средневековье.

В финале курса обучения в Академии подразумевалось присвоение двух ученых степеней: магистерской и докторской. Предлагалась такая схема проведения итогового испытания, согласно которой кандидаты поодиночке или все вместе должны были предстать перед компетентным собранием, состоящим из наиболее достойных ученых мужей, владеющих как теоретическими знаниями, так и практическими навыками, и доказавших на деле свое право быть членом этого собрания. Кандидатам в ходе испытания должны задаваться разнообразные вопросы по теории и практике согласно их научным специальностям, особое внимание необходимо было обратить на знание соответствующего свода текстов и жизненных нюансов тех или иных конкретных профессиональных практик. Надо сказать, тем самым преодолевался разрыв между рафинированной средневековой наукой и жизненной практикой. Все это, по мнению Коменского, должно было стимулировать приложение "всевозможного старания в занятиях" со стороны студентов, которые будут знать, что им предстоит выдержать такое серьезное и такое строгое публичное испытание. В концепции университетского образования Я.А. Коменский выступает в романтической роли "последнего человека Средневековья", "эпигона возрожденческого гуманизма" и протагониста Просвещения, заложившего, в конечном итоге идеологический фундамент технократизма современной западной цивилизации. Университет в его понимании далек от образца государственного предприятия по обработке умов, он представляется как "рабочая мастерская" национально-религиозной общины.


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 34; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!