МНОГООБРАЗИЕ ЖАНРОВЫХ ФОРМ БЮРГЕРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



НА ПРИМЕРЕ СТИХОТВОРЕНИЙ ГАНСА САКСА

Земцова К.А.,

студентка 2 курсаУО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь

Иванова О.С.,

студентка 3 курсаУО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Терещенко Е.В., канд. пед. наук, доцент

 

Целью данной статьи является выявить жанровые формы бюргерской литературы шестнадцатого столетия на примере произведений немецкого поэта-мейстерзингера Ганса Сакса. Анализ данных произведений поможет нам убедиться в том, что жанровые формы времен северного возрождения живут и поныне.

Возрождение в Германии нередко называют бюргерским. В XV-XVI вв. достигает своего расцвета немецкая городская культура, основные формы которой определились еще в период позднего средневековья. Бюргерская литература шестнадцатого столетия исключительно многообразна в жанровом отношении: народные и литературные шванки, возникшие в результате длительного созревания в устной народной традиции, закрепившиеся как раз в раннебюргерской литературе; мейстерзанг, народные книги, традиции немецкого прозаического бюргерского романа, а также литературные формы, использовавшиеся Гансом Саксом в его творчестве: шпрухи, басни, фастнахтшпили, книттельферзы [1, с. 54].

Ганс Сакс объединил в своем творчестве все художественные формы городской литературы Возрождения. Через призму блестяще освоенных им жанров, а именно: мейстерзингерских песен и стихотворений, назидательных шпрухов и басен, шванков и фастнахтшпилей, комедий и трагедий – просматриваются истинно бюргерские обстоятельность и усердие, склонность к назиданию и проповедь добродетели, житейская мудрость и реализм. Традицию немецкой Narrenliteratur обогатили его дураки и плуты (фастнахтшпили «Извлечение дураков»), знаменитые лентяи из Шлараффии, «носачи» из фастнахтшпиля «Пляска носов».

Вершиной поэзии Сакса признаны стихотворные шванки, являющиеся старинной жанровой формой, возникшей еще в результате длительного созревания в устной народной традиции. За несколько столетий литературной традиции шванк сумел сохранить свой карнавальный дух и назидательность.

«Авторским знаком» стихотворной речи мейстерзингера Ганса Сакса стал «ломаный стих» с парной рифмой – книттельферз. Данная стихотворная форма сыграла особую роль в немецкой поэзии. Книттельферз был словно предназначен для скороговорок и ярмарочных балагуров и был так называемым «балаганным раем» [2, с. 84]. С виду жанр простодушно-дурашливый, а на самом деле рассудительный, лукавый и кряжистый плебейский стих, являющийся, кроме того, эмоциональным, музыкальным и философским ключом.

Наряду с разнообразием жанровых форм в творчестве Ганса Сакса просматривается соответственно и многообразие героев его произведений. Это церковные служители, их слуги, вдовы, обманутые супруги, старики, молодые женщины, влюбленные [1, с. 67]. Кроме того, поэт-мейстерзингер писал произведения с юмором и иронией, целью которых являлось не только развлечь читателей, но и обучить их изменить мир насколько это возможно. Сакс писал с достойной долей юмора об обычаях, используя при этом такие жанровые формы, как басни, шванки, песни и фастнахтшпили.

Стихотворение «Виттембергский соловей» является ломаным стихом с парной рифмой – книттельферз. Другие стихотворения - аллегорического характера, такие, как «Корыстолюбие – ужасный зверь» – поведают нам об эгоизме, призовут к бунту против церковных сословий и дворян; писатель в свою очередь сам призывает читателей на борьбу с этими сословиями, считая их лживыми и безнравственными [2, с. 84].

Таким образом, литературные формы периода бюргерской литературы весьма разнообразны и абсолютно не похожи друг на друга. Мы убедились в этом, проанализировав произведения мастера Нюрнбергской школы мейстерзингеров, Ганса Сакса. Его обширное поэтическое наследие – фастнахтшпили, шванки, книттельферзы, комедии – действительно служило образцом многим поколениям немецких поэтов. Литературные формы его произведений абсолютно не похожи. И это помогло писателю развить свое творчество и показать свой талант к поэзии.

 

Литература:

1. Рейман, П. Основные течения в немецкой литературе / П. Рейман. – Веймар: «Volksverlag», 1959. – 120 с.

2. Пуришев, Б.И. История немецкой литературы / Б.И. Пуришев. – М.: «Издательство МГУ», 1999. – 230 с.

 

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 793; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!