РОЛЬ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Г.Е. ЛЕССИНГА В РАЗВИТИИ НЕМЕЦКОГО ТЕАТРА



Иванова Е.В.,

студентка 3 курса УО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь

Федорченко О.С.,

студентка 2 курсаУО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Терещенко Е.В., кандидат пед. наук, доцент

В истории драмы есть «критические», переломные эпохи. Такой переломной эпохой для западноевропейской драматургии был XVIII век. В это время, в период напряженной борьбы буржуазных просветителей против абсолютизма и феодально-сословного строя, возникают образцы новой реалистической драмы, основанной на социальных конфликтах, на изображении жизненного положения и судьбы рядового человека из непривилегированных, буржуазно-демократических слоев населения [2, с. 6]. Одним из создателей этой новой формы реалистической драмы был основоположник немецкой классической литературы Готхольд Эфраим Лессинг. В1750-е годы он выступает против классицизма. Цель данной работы – показать роль Лессинга в развитии нового немецкого театра и взгляды автора на литературу.

В художественном отношении первые немецкие драмы нового типа служили лишь основой для яркого театрального зрелища на историческую тему. Особое значение в них придавалось риторическим рассуждениям и аллегорическому истолкованию событий на сцене [1, с. 197]. Возникновение профессионального театра требовало создания качественно новой драматургии. Основанный при участии Лессинга группой передовых актеров и театральных деятелей гамбургский театр должен был превратиться в первый постоянный немецкий национальный театр. Выступая против нравов и придворного искусства в произведении «Гамбургская драматургия», Лессинг борется против прославления религиозной жертвенности, аскетизма, христианского мученичества. Он выступает за мужественную простоту и естественность.

Лессингу удалось создать первую в немецкой литературе подлинно народную, реалистическую комедию, отражающую быт и нравы той эпохи, с яркими, живыми характерами – «Минна фон Барнхельм». Сюжет «Минны фон Барнхельм» взят непосредственно из современной ему жизни. В 1756–1763 годах Германия переживала Семилетнюю войну. Направленная против несправедливостей военно-полицейского режима Фридриха II, эта комедия была вместе с тем протестом против политического и духовного разъединения страны, призывом к национальному единству.

В трагедии «Эмилия Галотти», герои потрясают зрителя своим возвышенным, героическим духом, воспитывают в нем сознание общественных интересов и гражданского долга. Лессинг утверждает в своем произведении мысль о том, что возвышенные, героические чувства тлеют в груди каждого обыкновенного простого человека, и нужны лишь соответствующие обстоятельства, чтобы они вспыхнули ярким пламенем. Он, как и другие немецкие просветители, возлагает свои надежды на умственное пробуждение немецкого бюргерства и на борьбу его лучших, передовых представителей с абсолютизмом.

Последнее произведение Лессинга, предназначенное для театра, – драматическая поэма «Натан Мудрый» – занимает в его творчестве особое место. Лессинг горячо защищал здесь разум, свободу передовой научной мысли, право ученого свободно обращаться к народу. Центральное место в произведении занимают вопросы борьбы с духовным гнетом церкви, религиозным и национальным неравенствам. Жанр исторической драмы позволил немецкому просветителю поставить в произведении ряд глубоких и важных вопросов исторического и культурного развития человечества [2, с. 95].

Три лучшие драмы Лессинга – «Минна фон Барнхельм», «Эмилия Галотти» и «Натан Мудрый» – классические образцы высокоидейной гуманистической драматургии. В них отразились его мудрая человечность, глубокое понимание законов сцены. Лессинг принадлежит к числу тех исторических деятелей немецкого народа, наследие которых особенно важно для современности. Его ясный и глубокий ум, отвращение ко всяким компромиссам с режимом того времени, пламенная ненависть к милитаризму, к политическому и духовному порабощению человека, глубокая вера в простых людей делают сочинения великого немецкого писателя живыми и современными.

 

Литература:

1. История зарубежной литературы XVII века: Учеб. для филол. спец. вузов / Н.А. Жирмунская, З.И. Плавскин, М.В. Разумовская и др.; под ред. М.В. Разумовской. 2-е изд., испр. и доп. – М.: «Высш. шк.»; Изд. центр «Академия», 1999. – 254 с.

2. Лессинг: Очерк творчества / Г.М. Фридлендер; Под ред. К. Куликова. – Ленинград: «Искусство», 1958. – 116 с.

 

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 556; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!