Проблемы метода в дореволюционом творчестве Горького: «Враги», «Мать». Экспериментальный характер произведений.



«Врагов» см. выше в вопросе 6.

Роман «Мать»-соц. Роман, публицистический и агитационный роман. Роман схематичен, очень большое влияние имел на литературу. Роман о духовном пробуждении, о пробуждении пролеториата. И о сильной материнской любви. 2 гл. героя: Павел Власов и его мать Пелагея Ниловна. 2 темы: тема человека и тема матери. Исследуется роковая сущность человека и одухотворяющая сила любви. В романе есть христианские (богородничные) молитвы, кот. Нужны для укрупнения героев.

 

 

И.А. Бунин. Основные этапы творчества.

1-ый нобелевский лауреат (1933) в российской лит-ре за р-н «Жизнь Арсеньева». Стиль Б.выразительный, лаконичный. Национальный хар-р отличается особой жизнестойкостью. Потенциал нац.хар-ра часто тратится впустую (в этом Б.солидарен с Горьким).2 периода тв-ва: 1.До эмиграции: вступает в лит-ую жизнь с 17 лет (стих «У могилы Надсона»).>рассказы на крест.тему, сочувствие крестьянам («Два странника», «Нефёдка»). 1890-е.Б.интересуется поэзией, лирический поэт. Сб. «Под открытым небом», «Полевые цветы», «Листопад», «Одиночество». В 90-е не являлся центр.фигурой в лит-ре. С 1900-проза. Лирич.рас-зы>соц.психол.рас-зы. Интересует Б.хар-р персонажа, столконовение чела и природы. Умение лаконично и точно описывать, чувствовать природу. Стремление к бытописательству и изображению соц.среды. Предпочтение у бессюжетных рас-ов>жанр лирич.рас-за «На Донце», «Антоновские яблоки». 1910-е – Б.начинает рассматривать конфликтные ситуации-«Деревня», показывает хар-ры чела в разных обст-вах «Захар Воробьев». Сер.10-х г.жанр «ёмкого рассказа»-рас-зы с философ.темой: жизнь и смерть, любовь и одиночество-«Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание» (настоящего взаимопонимания в любви не м.б., каждый переживает>конфликты).Б.рассматривает вопросы смысла жизни в рас-зе «Сны Чанга». 2.Тв-во в эмиграции. Осн.темы: взаимоотношение личности и бытия с космическими обобщениями (что такое чел и мир, чел и среда), тема природы, нравственное содержание чела 20-го столетия (на что способен, чего хочет), угасание дворянской кул-ры в бытовом и концептуальном плане, тема любви. Цикл очерков «Окаянные дни» (построены как дневниковые записи. О гибели России: нет революции, есть бессмысленный русский бунт и власть толпы)Неприятие революции в рас-зах 20-30-х гг. Сб. «Несрочная весна» (соц.политическое соединяется с темой природы), «Под серпом и молотом». Новаторский тип произ-ий р-з «Митина любовь» (необычное изображение героя:убивает себя,т.к.нет идела в любви), р-н «Жизнь Арсеньева» (гл.герой вспоминает о своей жизни), кн.новелл «Темные аллеи»(единый цикл, посвященный теме любви), кн.мемуаров «Воспоминания».

Судьба России в повестях И.А. Бунина «Деревня» и «Суходол».

В 1910-х.Б.рассм-ет конфликтные ситуации. «Деревня» («изображение идиотизма деревенской жизни» М.Горький). Развенчиваются утопические надежды на крест.революцию. Крест.мир невежественный и жестокий.2 гл.героя-Тихон Красов и его брат Кузьма.Деревня Дурновка (говорящее название). ТК остался в родных местах, завел хоз-во,торгует водкой>все кругом ему должны.Жена умерла, детей нет, он сожительствует с Молодой(её все ненавидят,т.к.она живет с ним роскошно, а сама бедная и проститутка (её изнасиловали)).ТК рассуждает о жизни и понимает, что смысла нет.Гос-во монополизировало торговлю водкой>ТК нужен управляющий на землю, вспоминает о брате, с кот.поссорился, и кот.уехал город и мечтал стать поэтом, но работает на фабрике>письмо с просьбой вернуться. КК возвращается, разговор между братьями-у обоих нет цели в жизни.КК сочувствует Молодой и влюбляется в нее платонически. Крестьянин заболевает,все приезжают его хоронить,а он потихоньку выздоравливает.Вдруг пугается,что все возненавидят за «обман»и заставляет себя умереть отказавшись от еды и воды. ТК решает «продать» Молодую за деревенщика>свадьба.Ощущение тупика!Расчет и сплетни. В повести «Суходол» Б.обратился к крепостническому прошлому России.Это семейная хроника столбовых дворян Хрущевых, в основе-воспоминания последнего представителя этого рода..В центре-судьба Натальи, дворовой, которая жила у Хрущевых как родная, будучи молочной сестрой отца. Она рассказывает историю. Дед помешался после ранней смерти жены,конфликтует с Герваськой (его считают его незаконным сыном). Его дети-Аркадий и Тоня,Петр-единств.образованный. Приезжает в деревню с товарищем Войткевичем. Любовь Тони и Войткевича,Наташи к Петру.Н.крадет его зеркало>ссылка. Тоня сходит с ума,т.к.Войт.ее бросил.На званом обеде Герваська убивает деда.Петр женится,жена беременна. Возвращ-ся Наталья,боится замужества. Беременность от Юшки-урода,кот.появился в доме. Пожар,теряет ребенка. Тоню пытаются лечить,но бесполезно. Петр едет к любовнице,попадает под лошадь и умирает. В итоге осталась Тоня,Наталья и жена Петра.

20.Проблема русского национального характера в крестьянских рассказах И.А. Бунина 1911-1914 гг.

Написанные вслед за «Деревней» рассказы Бунина 1911—1914 гг. рисуют более многоцветную картину народной жизни, хотя и сохраняют общий сумрачный колорит. В них сближаются исторические и национальные представления писателя; возникают новые типы, новые настроения.В рассказах 1911-1914 гг. – Б.создал лиро-эпическую картину жизни русской деревни, которой коснулись упадок и вырождение.«Худая трава», «Лирник Родион», «Сверчок», «Игнат» и др. Б.показывает хар-р чела в различных обст-вах.Например,анализ св-в нац.хар-ра в рассказе 1911г. «Захар Воробьев»-ЗВ-крестьянин-богатырь возвращается из суда по поводу смерти мужчины, не мог ничего доказать,заходит в кабак, спор-выпить 3 литра водки за час.Он выпивает,рассказывает о своей жизни-в душе тоска,но его никто не слушает.Идет в др.кабак,переносит старушку через овраг.Умирает от тоски-никто не выслушал,огромные силы растрачены впустую. Никого не интересует чел,все думают только о себе. 1911г.«Веселый двор»- 3 ча,судьба деревенского печника Егора Минаева. Двор,где жила его семья-веселый,т.к.мать с сыном бегали от побоев пьяного отца, а все смеялись.Он-лодырь,пьяница.Отец умер,мать надеется на сына. Он пьет и обманывает ее,однажды она идет его проверить,и не застает,когда Егор возвращается с очередной пьянки мать уже умерла.Он в шоке и в итоге бросается под поезд. 1911г.- «Ночной разговор»- 5 ча.Рас-з о жизни работников-старика Хомута, молодожена Пашки, пожилого Федота - Постного и беспощадно хитрого Ивана. Они расс-ют истории.Гл. слушатель – гимназист, мыслящий по-детски, но даже потерявший этим летом невинность с одной вдовой.Пашка рассказывает как убил арестанта. Федот рассказывает про козу,кот.однажды пропала.Ф.искал,его побил мужик,т.к.коза потоптала.Потом помирились.Но вскоре этот мужик напился и хотел побить дочь Ф.,за что тот его убил. Иван рассказывал про быка,кот.топтал хлеб.Все рассказы вызывают ужас у гимназиста,он спрыгивает с гумна и уходит,т.к.не понимает,как все лето мог с ними прожить.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 413;