Художественные принципы горьковской драматургии.



Рубеж 19-20 века как «серебряный век» русской литературы. «Серебряный век» - проявление духовного и художественного ренессанса.,пробужление самост. философ. мысли. Словосочетание «СВ» стало постоянным определением русской культуры конца XIX – начала XX веков; оно стало использоваться как обозначение всей художественной и, шире, всей духовной культуры начала XX века в России.Гл.особ-ть в лит-ре-поиск нов-х форм(политич.жизни,культуры,экономики).Поиск нового-общее веяние культуры рубежа веков.Страна перешла на капиталистич-й уровень развития>появился нов.класс-пролитариаты(свой склад ума,…) >потребовал своей культ-ы и лит-ры.Пролитар-ы сформир-сь около 10х гг.(Горький«Мать» «Враги»,Серафимович«Стрелочник» «Бомбы»-стояли у истоков).Рос-я вступает в полосу преобразований и войн (рус-яп.война 1904-05гг) >Горький«Городок Окуров»,Исаев,Андреев«Красный смех».1я мир-я вой 1914>мнения авторов разделились>Северянин«за»,но больш-во «-»отношение.1905-Рос.-многопартийное гос-во,разрешаются политич.партии(октябристов,кадетов,эсеров,росс-я социалдемократич-я партия(меньшивики,большивики)).Развитие лит-ры происходило неравномерно. Резкое усложнение физической картины мира сопровождалось переоценкой принципов понимания истории. Человек при таком взгляде на историю – всего лишь песчинка в историческом потоке. Особенно важным в русской философии было обращение к этической проблематике, фокусирование внимания на духовном мире личности, на таких категориях, как жизнь и судьба, совесть и любовь, прозрение и заблуждение. Господствующее место в сознание писателя занимает личность, выявляющая себя во всей совокупности исторических и общественных связей, чувствующий общее неблагополучие жизни, ожидающий перемен.(+ нач.3го билета!!!!) 2.Периодизация лит-го процесса эпохи.Хар-ка каждого периода.Этапы:1.1890-е-полемика между реализмом и символизмом.Начало ТВ-ваБрюсова,Бальмонта,Мережковского;Бунин,Андреев,Горький.2.1901-1907-размежевание символизма(млад-й и старший).Блок,Белый,Иванов-млад.Увелич-ся символич-й подтекст авторов.3.1908-1910-модернизские взгляды авторов оформ-ся в течения>академизм,культуризм,имаженизм,новаторская поэзия. 3.Основные течения в русской лит-ре к.19-н.20говв.Гл.вопрос-как изображать чела,личность,как её понимать,кто чел в истории,важно не показать хар-р чела со всех сторон,а как он меняется под действием идеи,как общ-я и политич.идея влияют на личность>возникают хар-ры разорванные временем.Настроение культ.определялось религиозными исканиями и филосовскими.Толстой-революция противостоит дух-му соверш-ю чела(«Исповедь»,«Не могу молчать»,«Власть тьмы»).Соловьёв-сильн.влияние на символизм.Есть единство религиоз-е и материальное>н.постичь божественное присутствие.Трубецкой-ввёл понятие «божественная плерома»(спектр радуги) >культура развив-ся токо благодаря разнообразию,рус.лит-ра как радуга.Розонов-путь совр-го чела-постоянное угасание вверх,потеря нравст-х ориентиров,анализировал чувство одиночества и заброшенности личности(«Опавшие листья»13-15гг).Др.полюс умонастроения в общ-ве занимает революц-я идея.Марксизм интересовал почти всех.Религиоз-е искания выразили Шмелёв и Зайцев.Андреев-богоискательские мотивы,Куприн(«Молох»,«Олеся»),Бунин(«Тёмные алл.»,«Сны Чанга»).(<Про это говорим и в 1 билете!!!)Определяющая черта в культуре-полемика между модернизмом и реализмом>контраст и противоречивость. Осн.течения:.1. Реализм (течений нет) Были литературные кружки, литературные школы вокруг крупной личности. Горький– подмаксимовники, Андреев– вокруг издательство «Шиповник». Сборники издавались в противовес книгам издательства «Товарищества знаний». Иногда выделялись стилевые течения. У Горького свой литературный стиль. 2. Модернизм. Раньше широко использовался термин «декадентство». Течения:* Символизм. Возникает в начале 90-х. Как течение просуществовал 20 лет.СтаршийС-основоп-к-Брюсов+Фофанов,БальмОнт,Мирский,Сологуб,Мережковский.МладшийС-Блок,Белый,ИвАнов,ран-й Гумилёв.Отличие в философ-мировоззренч-х установках,МС-чисто рус-е явление. * Акмеизм. «Акме»– высшая пора, пора цветение. В 1910– Молодые поэты, противники символизма. Ахматова, Гумилев, Кузмин. Второе назв – адамизм (адам).В первые послереволюц-е годы возникло нов. течение имажинизм (от фр. image – образ), опиравшееся на искания рус. авангарда, в частности, футуризм(Есенин,Щершеневич,Мариенгофом,).Слово-метафора с одним определенным значением-основаИ3. Литературный авангард. Складывается в 1910. Принято было называть «футуризм». Выдающиеся результаты– 20, первая половина 30-х– футуристическая группа «Группа Гилея»– Давид Бурлюк. Маяковский, Северянинов.Ф. принес много в поэзию: нов. лексику,ритмику,новаторскую рифму стиха. 4.Идейная и худож-я специфика горьковского романтизма.Новая концепция чела в ТВ-ве писателя 1980-х гг.1й этап-романтич.стиль и образы.2й-реалитич.образы.Отличает особ.пафос преобразования мира,все произ-я с призывом изменить дейст-ть.автор нов-й концепции личности(это деятельный герой,способный бороться с соц-й несправедливостью мира).Писатель-антропоцентрист(чел.в центре всего),интересует токо чел.Мир природы-вечная среда,в больш-ве произ-й природа как фон.Подчёркивает среду.Интересует 2 типа героев:1.герой как сильная личность(купцы-предприниматели,революционеры,босяки)2.рефлексирующий герой(Клим Сомгин.Они не нужны времени и эпохе).Нач.тв-ва-романтич.образы.92г«Макар Чудра»(горьковское осмысление в иронич.мотивах)-неприятие цивилизации.2 гл.героя:Лейко-сильный чел,бандит,контрабандист и гордая цыганка-Рада.Сюжет-притча,иносказат-е повеств-е.Его интересуют герои-носители пафоса свободы.Но свобода героев соед-ся с гордыней,герои не уступают.Все умирают.Рассказ-т М.Чудра.93г-«Девушка и смерть»-поэма в прозе,лирич.рассказ..«О маленькой фее и молодом чибуне»,-Балашская трилогия.«ДиС»-спор м/e жизнью и смерью,девушка побеждает смерть,тк лю превыше смерти.«о мал фее..» -2 финала:фантастич.сущ-во губит чела;гибнет фея.94г-пов.«Старуха Изергиль»-образ героя проходящего(перфонифиц-й повеств-ль,авторское присутствие).История цыганки:2 легенды и история из соб-й жизни.1-«Песнь о Ларре»-плохим быть нельзя.Л-получеловек-полуорёл.Жестоко относится к людям,совершил убийство >наказание-изгнание,от него все отвернулись,он превратился в тень,его осушила злоба,сам себя уничтожил.2-«песнь о Данко»-подвиг во имя любви к людям,о горящем сердце.3-рассказ о самой Из-ль.В ней соед-ся гордыня Л.и самоттверж-ть Данко.она стремилась к подвигу и преступлению.у неё было оч много любовников,у неё идел-е восприятие любви.С 94г-«Босяцкий цикл»(р-зы о босяках).В состав входят«Челкаш»(94),«Песня о соколе»(95),«Коновалов»(96),«Супруги Орловы»(96),«В степи»(96) (с подзаголовком «рас-з босяка»), поэма«26 и одна»(98г).О людях,кот.не смогли найти себя в жизни,но наделены сильным хар-м,нах-ся в поиске самих себя и идеала,надежда на перемену жизни к лучшему.Р-з«Ч»-молодой вор и контрабандист(Ч)знаком-ся с дерев-м парнем(Гаврила).считает, что его промысел-вызов властям.Г. уговаривает взять его с собой,ему нужны деньги>всё прошло хорошо,но Г.просит все деньги,Ч.отдаёт,а Г.признаётся,что если бы не получил их,то убил бы Ч.Челкаш избивает Г.,тк тот никчёмный чел.Рассказ-исповедь«К»-гл.герой-лекарь(Коновалов),философ из крест-й среды.Мучается вопросом-зачем жить и умирать.Узнаём о смерти К.,его искания закончились ничем.Для повествователя встреча с К.важна.«С-ги Орловы»-С семьёй(Григорием и варварой) знак-ся герой-повествователь.история поучительнаГ.избивал жену и пил,она всё терпела.Эпидемия холеры,он устраивается санитаром-новый смысл жизни,считает себя выше её,унижает,семья распалась,он спиваеися и умирает.«ПоС»-соц-й рассказ,о тяжёлой доле простых людей.96г-«страсти-мордасти»-тема тяж-го детства. 5.Проблема личности в повестях Горького рубежа веков(«Фома Гордеев»,«Трое»).99г-первый роман «Фома Гордеев»-социально-психологич.Гл.герой(нов.герой)-лишний чел.Жена рожала дочек, а муж хотел сына.Соед-ся 3 хар-ра:смирение перед Богом,жестокость и ?Драма героя-он не может найти себя в лю.1я лю-молодая работница Пелагея.2я-в дворянку Медынскую,3я-Люба.Сдаётся под напором среды,духовная смерть.«Трое»-соц-психологич.роман.Нищета,лишения,давящая соц.действительность.3 героя:Яков Филлимонов,Илья Лунёв,Павел Грачёв.Друзья с детства,сильн.хар-р.Жизненные цели и пути реальные.ИЛ-промышленный класс,с детства идеал совершенства,мечтает поменять мир(параллель с «Преступ-м и наказ»).Убивает жестокого ростовщика,остаётся невииным.Ему симпатична семья Автономовых.Лю Татьяну Ав-у(она замужем),но потом разочаровался в ней.ЯФ-путь религиозного смирения,уходит в монастырь.Павел Грачёв-м.б.стать промышленником,но стал служащим типографии,путь революционно-марксист.идеи.Финал открыт.Читатель сам решает за кого быть.Но Г.за Павла.

Художественные принципы горьковской драматургии.

1904-1905 гг. Пьесы, связанные м-ду собой темой русс.интелигенции: «Дачники» и «Дети солнца». Гл. мысль – безволие и беспомощность интелигенции накануне революции.

1906г. Пьеса «Враги». Жанр – соц.-полит. драма. Экспериментальная пьеса. Конфликт имеет полит.хар-р. Хар-р схематичный: полож-е и отриц-е герои. Гл.герой – Михаил Скоробогатов и рабочие. Скоробогатов – человек жестокий, рабочих за людей не считает, знает, что рабочие готовят стачку, но особо не волнуется. В конфликт включается Николай Скоробогатов. Революционер Сенцов и его девушка Надя-родственница Скоробогатова. 2 женских образа – Надя и Татьяна – сочувствуют рабочим, т.к. понимают, что рабочие борятся за правду. Пьеса о том, что люди задумываются, как сделать жизнь лучше.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 424; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ