ХУДОЖ. НОВАТОРСТВО Л.Н. АНДРЕЕВА



Леонид Николаевич Андреев [1871-1919]. Периоды: 1) 1890-е (А. в большей степени реалист), 2) 1900-07 (влияние поэтики экспрессионизма, больше философ.конфликтов), 3) 1907-19 (публицист. начало). ЛА выразил полемику реализма с модернизмом. Д/иссл-телей Смирновой и Иезуитовой он – реалист; д/Михайлова – экспрессионист; д/Келдыша – неореалист (реализм + символич. образы). Особенно остро ЛА чувств. ¦ и смерть. Популярность – с нач. 1900х. Активно участв. в обществ.политич. жизни, но не примыкал ни к одному из политич. течений; журналистская деят-ть. В осн. тв-ва ЛА – гуманность + бунтарский дух, соц-философ. противоречия (= неуравновеш-ть психики самого автора). У ЛА – неприятие тенденциозности (яркой выраж-ти полит.идей) в худож. тв-ве (в этом его разногласия с М. Горьким). Одна из осн. проблем, кот.всегда волновала ЛА: чел-к и рок, судьба, кот. властвуют над чел-ком. Персонажи не м. понять причин трагич. конфликтов, трагизм ситуации понятен только автору. Но в то же время ЛА не предлагал смиряться! В ранних р-зах ЛА – традиция Чехова в изображ-ии «маленького чел-ка» + полное разобщение и непонимание в мире («Петька на даче», «Ангелочек», «Р-з о Сергее Петрови-че» и др). Нач. 1900 - драматургия. Примерно 20 пьес. Новаторство: предвосхищ-е приемов эпич. театра Брехта (театр условн, сцена как намек на жизнь, а не воплощ-е ее. ЛА пытается заставить зрителя думать. Условно-обобщ. поэтика. Полемика в пьесах. 3 типа персонажей: 1) типизированный, персонаж вообше (н/р: чел-к, жена чел-ка); 2) хоровые образы - собират. сущность, символы среды (н/р: друзья чел-ка, враги чел-ка); 3) персонажи-отвлеч. идеи, понятия (н/р: некто в сером (=идея судьбы), время). Свой театр ЛА предлагал назв. панпсихэ (театр чистого психологизма, театр души, гл. герой - мысль, кот.иллюстр-ся ч/з персонажей, усложн. конфликт, упрощение внешн. действия. Драмы «Жизнь чел-ка», «К звездам», «Тот, кто получает пощечины». Вывод: ЛА открыл в лит-ре соверш. new мир, в котором: тревожн. мысли, философ.раздумья, творческий поиск (ЛА отстаивал право на эксперимент), мятеж и бунт из-за соц. противоречий. Тв-во ЛА не укладыв-ся в рамки ни реализма, ни модернизма, а наход-ся на их границе (реалист.проблемы + построение образов и поэтика модернизма).

31. Русский символизм, основные стадии его развития. Понятие о декадентстве.

Символизм- влиятельное течение в рус. лит. рубежа 19-20вв. 2 этапа: старший и младший. 1900-07 ст. и млад. обособляются др. от др., существ-ют в рамках модернистского искусства. Ст. символизм- «декаденство», от фр. упадок, упадничество. Основоположник – Брюсов. Представители: Бальмонт, Сологуб, Гиппиус.

Это новаторское течение 1890-1900гг. Влияние западной философии(Ницше) и фр. поэзии.

Ст. символизм- движение без будущего, изначально как полемич. течение, спорящее с традицией Тютчева, Фета, но вместе с тем прдолжение эт традиции. 2 стадии символизма: 1) оптимизм, поэтизация жизни. 2) выражение религиозной идеи на языке символов. Основное: предпочтение эстетизма(подчеркнутое и функцион. Представление о красотве). Призыв видеть красоту в нов.необычн. формах. красота как относительное явление, ее не считают обязат. атрибутом поэзии. Настоящ. красота в поэзии – это худож. масстерство автора. В перкрасном м. б. элемент безобразного, и наоборот. Декаденты работают на эффект неожид-ти. Поэтизир-ся замнутость, одиночество, усталость от страсти, шепот, эстетика зла. Застывшее прошлое, образы антич мифов, искусство прошл эпох. Было 3 пролемики. 1) в 90г 19 в – полемика с традиц особ-ми 2) 1900г внутри символистов о символе (к чему должно стремиться символич. Искусство?) 3) 1910-1920 попытка сформулировать теорию символизма. Брюсов (симв как поэзия, подведение итогов развития культуры чела предыдущ. эпох)-Белый (символизм как новое литер. направление.).но символизм не стал направлением, остался в рамках течения.

Младосимволизм» как философское течение в русской поэзии начала XX века.

Представители: Блок, А. Белый, В. Иванов. Годы существования – с нач. 1900 как нечто новое + в течении 1910гг. Мл. символизм исключительно русское явление, идеи Вл. Соловьева и Иванова- Разумихина (религ-философ., божественное присутствие мира – это свет, через символ света чел постигает Бога). Мл. символ. говорили, что красота- объект. атрибут материи, источник красоты – свет, смысл бытия постигается через образы женщины. Творчество и поэзия Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900) оказали сильнейшее влияние на формирование философских и эстетических идеалов "младосимволистов", определили поэтическую образность первых книг А. Белого и А. Блока. В работе "Общий смысл искусства" Соловьев писал, что задача поэта состоит, во-первых, "в объективизации тех качеств живой идеи, которые не могут быть выражены природой", во-вторых, "в одухотворенности природной красоты", в-третьих, в увековечении этой природы, ее индивидуальных явлений. Высшая задача искусства, по Соловьеву, заключалась в том, чтобы установить в действительности порядок воплощения "абсолютной красоты или создание вселенского духовного организма". В 1910-е годы символизм как художественное течение переживает кризис. В среде поэтов возникает кружок "Цех поэтов" (1911), во главе которого становятся Н. Гумилев, С. Городецкий. Членами "Цеха" были в основном начинающие поэты: А. Ахматоxа, Н. Бурлюк, Вас. Гиппиус, М. Зенкевич, Георгий Иванов, Е. Кузьмина- Караваева, М. Лозинский, О. Мандельштам, Вл. Нарбут, П. Радимов. "Цех" начал издавать сборники стихов и небольшой ежемесячный поэтический журнал "Гиперборей". В 1912 г. на одном из собраний "Цеха" был решен вопрос об "акмеизме" как о новой поэтической школе. Основным органом акмеистоx стал журнал "Аполлон".


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 904; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!