Жанровые и сюжетно-композиционные особенности рассказов Л.Н. Андреева рубежа веков.



1898-пасхальный рассказ «Баргамот и Гараська».На пасху встречаются два знакомых:городовой Б. и бродяга Г. Б.отчитывает Г.,нечаянно раздавил пасхальное яйцо,подаренное Г. Б.неловко, он недоумевает,приглашает к себе домой на обед Г.Жена Б.уважительно относится к Г.-тот плачет.Но это исключительный случай,после Пасхи все вернется на круги своя.

«Петька на даче»-тема детства,тема искалеч.судьбы.10-летний мальчик работает прислугой в дешевой парикмахерской .Жизнь П.безрадостна.Однажды его отправляют погостить на дачу к хозяевам матери. Вдруг у П.-возможность отдыхать,восторг от природы.Когда нужно возвращаться – истерика.Финал-снова парикмахерская,опустошение и апатия.

«Ангелочек»-те же темы.Святочный рассказ.13-летний мальчик Сашка,его выгнали из гимназии перед Рождеством(грубит и плохо учится).В его семье-бедность,больной от пьянства отец,грубость нравов, мать тоже пьет и водит мужиков в дом, бьет Сашку.Вдруг-приглашение на детский праздник к дворянам.Отец убеждает его пойти.На елке Саша видит ангелочка,уговаривает и ему дарят игрушку.Саша очень рад.Ставит ангелочка перед кроватью, за ночь ангелочек тает от печки.Возвращение к ужасу будней,надежда на лучшее гибнет(утро не показано,но все и так понятно).

«Большой шлем»-тема карточной игры и обездушив-я чела.4 персонажа играют в винт 3 раза в неделю,ставки небольшие.Один из героев в предвкушении победы-перед тем,как взять карту,у него сердечный приступ и смерть.Никто не знает,где живет и чем занимается умерший.Финал-думают,где бы найти 4-ого игрока.Непредсказ.смерть м.б. с каждым.Роль чела сводиться лишь к тому,чтобы двигать картами.

«Жили были»-купец Кошеверов и дьякон Сперанский.Оба лежат в больнице,оба неизлечимо больны и знают об этом. К.жизнелюбив,боится смерти(смерть как мрак и темнота). С.тихий и добрый,перед смертью становится философом(смерть как переход на др. ступень существования).

26. Нравственно-философская проблематика и художественные особенности повести Л.Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского».Проблематика прозы А.начала 20 в.-автор обращается к изображению переломных сост.в судьбе чела,герой на грани между жизнью и смертью.Нач.20 в.-общечелов.проблематика,форма повести. «Жизнь Василия Фивейского»1903г. -антихристианская повесть; мир, как вместилище зла, бесчеловечность; отец В. – несостоявш. Иов и неудавшийся Христос; бесконечная цепь суровых, жестоких испытаний его веры.Рассказ дышит стихией бунта и мятежа-это дерзостная попытка поколебать самые основы любой религии – веру в «Чудо», в промысел божий, в «благое провидение»;Вася бунтует против мировой пустоты и тяготеющего над ним рока; в обезбоженном мире результаты бунта не видны – они в самом Васе, который станов.личностью ценой жизни;А. убеждён,что искренне,горячо верующ. чел не может представить бога иначе, как бога-любовь, бога-справедливость, мудрость и чудо. Если не в этой жизни, так в той, обещанной, бог должен дать ответы на коренные запросы о справ-ти и смысле.Центр. гротеск. сцена воскрешения передаёт сущность А;повесть – путь от наивной веры до самоопределения.Психологический метод А.-он останавливается на описании внутр.сост. героя в переломные, качественно отличные от прежних, моменты его духовной жизни, и дает результативную авторскую хар-ку:мотив солнца и огня, мотив рока, мотив пространства. Универсализация темы, выявление соответствий между бытовой стороной происходящего и его общечеловеческим смыслом вызывало использование аналитической многоаспектности повествования, активных композиц. приемов (построение рассказа, основанное на принципах лейтмотива). Противостояние героя с собств.неверием в бога.Веры в герое нет,хотя он старается убедить себя в обратном.Изначально эгоист,постеп.начинает понимать,что есть и др.люди со своими проблемами.Отец Василий:трагич.событие в жизни(утонул сын,пострадала рассудком жена,пьет,винит мужа,в доме разруха.У дочери В.рожд.слабоумный ребенок;пожар,потеря дома,умерла жена,обгорев;в округе об отце ходят дурн.слухи.Его заставляют уйти.Отец В.многое пережил-веровалв себя как в святого,избранника божьего,пытается воскресить умершего(=грех гордыни он преодолеть не мог).В.проклинает бога,бежит из храма-смерть.

27. Л.Н. Андреев: «Красный смех». Специфика художественного метода.Повесть-трагедия,близок рассказу «Стена».Жанр-«фантазия о войне и будущ.человеч.»,сюжет-условно-символич.Все были уверены в победе России в рус-японск.войне,но поражение,все ошарашены. Однако войны А. не знал и потому, несмотря на свою необычайную интуицию, не смог дать правильной психологии войны. Отсюда нервная возбужденность в рассказе, доходящая порой до истерич.размышл. о судьбе писателя, отсюда и фрагментарн.повеств-я. «Кр.смех»-типичный образец экспрессионизма, к которому все больше тяготел А. Писатель изобр. войну как абсолютн. бессмысленность. На фронте сходят с ума оттого, что видят ужасы, в тылу оттого, что думают о них. Если там убивают, думают герои рассказа, то это может прийти и сюда. Война входит в привычку. Герою А. легче привыкнуть к убийствам, чем согласиться, что это временно, преодолимо.В рассказе А. гипертрофированы ужасы. Однако это лишь особый прием изображ. войны как явления противоестественного.В нем 18отрывков, именно отрывков: потрясенное сознание не в состоянии осмыслить действительность, восприятие лишено целостности – отсюда «разорванность композиции»: обрывки фактов, мыслей, чувств. Рассказчик не в состоянии собрать воедино свои представления о войне. Автор намеренно не пытается создать единую картину.2 ча повести со своими героями:1ч-об ужасах войны,кр.смех-это безумие войны,люди идут на войну как под гипнозом кр.смеха,после войны герой теряет рассудок. 1ча (9отрывков) – это чувственное восприятие войны.Безумие и ужас- слова, ставшие рефреном 1ча рассказа. В каждом из отрывков, подчеркивая ужас войны, возникают картины – воспоминания о доме.Безумие и ужас войны оказываются и в том, что воспоминания о доме не спасительны, и после каждого из них - ужасающее описание смерти.И ни забота близких, ни горячая ванна не могут сделать человека прежним. Безумная война разрушила главн. ценность – человека.2ч-о войне думает сугубо штатск.чел:почему умер его брат?Война продолж.и в тылу(приход.письма от уже убитых).Герой тоже сходит с ума.2ча – рациональное восприятие войны – стремление понять её смысл. В 1ча – восприятие чувственное, во2 – рациональное, но не случайно рассказчики – родные братья. Побывал на войне или нет, видел ужасы войны или читал о них в газетах – результат оказывается один. Единств. Рез-т войны – сумасшествие.А. почти насильственно вовлекает читателя в круг собств. переживаний, заставляет его чувств.то, что чувствует сам. Читатель не просто сопереживает героям, усилиями автора он становится на их место, думая, ощущая, воспринимая войну так, как это необх. писателю. Эту задачу решает язык произв: герои его кричат, бьются, мечутся,ограничиваются страшными безумными выкриками.Почему рассказ о рус-япон. войне имеет такое неожид. название?Оно возникло как обознач. галлюцинации одного из героев, стало символизир.смех самой залитой кровью земли, сходящей с ума!Кр.смех объективен и реален, он имеет свое лицо, его видят разные герои. Он приобретает вселенский масштаб.Таким образом, художеств. воплощением войны стали не бои, горы трупов, море крови, а образ Кр.смеха. Именно он несет основную смысл.и выразит. нагрузку, став символом безумия войны, символом всей земли, сходящей с ума.

28. Основная проблематика творчества Л.Н. Андреева 1900-х годов.Наивысшая популярность– 1900-е.Первые рассказы в журнале «Жизнь» и «Для всех».1901– 1 книга. Рассказы «Бездна» и «В тумане». Воспитание молодежи и обществ. морали.1 пер.творч-ва 1898-1903. От пасхального «Бергамот…» до «Жизни Василия Фивейского». Основные жанры: рассказ, очерк, повесть.Циклы фельетонов. Наиболее яркие: «Большой шлем», «Мысль» (1902), «Бездна», «В тумане», « Оригинальный чел». Первая публикация– 1892 «В холоде и золоте»и 1896– газета «Орловский вестник»: «Загадка» и «Он, Она и водка».1904-1908. Популярность прозаика, начала драматургии. Пьесы «К звездам», «Савва» до цикла филос. пьес «Жизнь чела», «Океан», «Иуда Искариот», «Рассказ о 7 повешенных».1909-1919. Наиболее сложный период. Падение популярности. Роман «Сашка Жигулев» (1911).Письма о театре (теория). Откликнулся на войну. 1914– статья «Пусть не молчат поэты». Призыв следить за военными событиями. Первые рассказы– реалистич.традиция. Часто называли – 2 Достоевский. Тип «босяка», униж. и оскорбл. Бытом не интересуется. Глав. в раннем творч-ве-освободить героев от соц. одежд, главн.не то, что чел священник или убийца, а то, что он чел и несет тяготы жизни. С традицией реализма расходится в трактовке чела. Проблемы между челом и человеч-ом:1. Одиночество чела в мире, невозможность понимания. 2. Двойственность человеч-го бытия. Разум и инстинкт, их соотношение. 3. Алогичность существования чела и челов-ва. Челов-во в своем развитии наталкивается на стену: это неразрешимые филос. вопросы. 2 устойчивых символа творч-ва: стена и бездна.

Черты прозы:1. Художеств.образы равноправны с идеей. 2. Создаются образы идей, что приводит к перенасыщению аллегорич. образами. 3. Образы становятся иллюстрациями. Черпает злободневные материалы из газетной периодики, но они не типизируются, а типологизируются. Сопоставляет несопоставимые явления. Характеристики А: 1. Интересуется экзистенциальным, всеобщим. Писатель-экзистенциалист (чел выведен из равновесия). 2. Способ воздействия на читателя (искусство кричащего рта),художеств.сис-ма А. не может достичь гармонии. Мир– испорчен, исправить нельзя. Хотел, чтобы человек испытывал ужас, читая его произведения. 1902-точка зрения на человека «Мысль». Герой хотел сделать мысль своей служанкой. По форме– «Записки сумасшедшего». Чувствуется Достоевский. Под конец доктор превращается в босяка. Постепенно в игре с мыслью одежды культуры с чела слетают, и он превращ. в зверя. 2 период– расцвет (1904-1908). 1905– дебют драматурга. Чуткость к злободневности, публицистичность. Злободневность в плоскости вечного. Вечное– это всегда современное. «Красный смех» рус-япон. война. Не понял ужаса привычки к войне. Тема– чел вообще в исключит. ситуациях: страха, ужаса, граничащего со смертью. «Иуда Искариот»– свободная фантазия на евангельскую тему. Жизнеописание. Изменение точки зрения на традиц. темы.А.: чудовищный эксперимент для учеников и верующих. Акцентирована двойственность. Иуда двойственен. В портрете: Иуда открыт и в сторону зла и добра. Тянется к Христу: он и учитель, и соперник. Иуда знает дно жизни, видит пороки, а Христос нет. Христос переоценивает благородство, Иуда презирает учеников-догматиков. Оба в трагическом положении: один знает, что его предадут, другой тянется к предательству. Добро и зло всегда рядом, тянутся друг к другу.

28-продолжение.Любимый сюжет А. художника– Иуда с лицом, искаженным болью, и Христос, удивительно на него похожий. Апология предательства. Последнее слово «предатель»– точка зрения А. Сам чел в поле борьбы зла и добра. «Рассказ о 7повешенных»– отклик на правительств.репрессии. В основе– реальные жизненные факты. История несостоявшегося покушения на министра юстиции. Проблема провокации, предательства. Руководитель боевой организации террористов-эсеров, провокатор, разоблачен в 1908 году. Его привлекала не фигура предателя, а личности его жертв. Цель А. показать, что происходит с людьми накануне. Одни и те же этапы мученичества. Многие размышления А. близки запад.философии. Мотив безумного, механич.существования. Новое в повести– протест цивилизации, которая несет модель насилия и смерти. Можно ли в таких условиях сохранить веру?

29. Художественные особенности драматургии Л.Андреева (на материале одной из пьес по выбору).Начало 1900-драматургия А.Новаторство-предвосхищение приемов эпич.театра Брехта(театр условн,сцена как отражен.действит-ти,(а не воплощ.ее),т.е.намек на жизнь).А.пытается заставить зрителя думать,а не созерцать.Условно-обобщ.поэтика.Полемика в пьесах,персонаж типизирован.1)персонажи типиз-ны-т.е.персонажи вообше;2)хоровые образы-собират.сущность,символы среды(напр.,друзья чела,враги чела);3)персонажи-отвлеч.идеи,отвлеч.понятия(напр.,некто в сером=идея судьбы),время).Свой театр А.предл.назвать необычно:ПАНПСИ.Гл.герой-мысль,она иллюстр-ся через персонажей,усложн.конфликт,при упрощении внешн.действия.

«К звездам»1905г.-соц-филос.драма.О революции в обобщ.виде(революц.как борьба с несправедливостью);тема интеллигенции и науки;тема гуманизма;2типа отношений к жизни:созерц.и деятельн.;тема богоискательства.Конфликт между челом и властью! Вдохновился книгой немецкого астронома Клейна. В начале века обсуждалось отношение интеллигенции к народу. Герой-астроном. Горький восхищался замыслом. А. сопоставляет 2 типа человеческих деяний: научное творчество (астроном), революционная борьба. Не противопоставляет. Наука и революция-способы достижения безбрежной жизни. Действие-в отдаленной обсерватории в горах(не в России).Терновский Сергей Никол.-рус.ученый-эмигрант,Ирина Александр-жена,Маруся-20 лет,красивая девушка,Николай-сын-революц-ер.Николай умирает-Сергей Никол.гордится сыном-подвиг-это то,ради чего следует жить.Но реальных людей Сергей Никол.не замечает,думает о звездах революции примерно одинаково.Серг.Никол.как не от мира сего,одержим идеей,не совсем понимает,во имя чего и как живет(забывает о людях).


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 231;