Творчество А. Белого. Общая характеристика.



АБ-поэт,прозаик и историк.Его произведения экспериментальны.Сод-ие символизма-выраж-ие мистич.смысла бытия.У АБ символ-впечатление от предмета:намек на потаенный мистич.смысл(у Блока-предмет в бесконечных знач-ях).АБ тяготеет к идеализму,философичен.Гл.проблема,кот.он исследует-существ-ие чел-ка на границе 2-х сфер:быта и бытия(повсед.забот и космич.сил).Конфликт м/у сферами+столкнов-ие запада и востока.АБ-теоретик символ-ма,выраж-т теорию ч/з стиль.Каждый звук и слово обладают символ.идеей.АБ-автор теории многомерных соответствий(н-р,[л]-леденящий холод,гладкость,безжизненность;[л],[б]-взрыв бомбы,бунт,Аполлон Аполлонович Аблеухов(в романе «Петербург»),об отцеубийстве,заговоре против сенатора.Звук,слово и идея взаимосвязаны.Своеобр-ие стиля:теоретизированный стиль,орнаментальность(тропы),ритмизованность прозы,сказовость(произ-ия от лица услов.рассказчика);насыщенность реминисценциями(Пушкин,Достоевский),словотворчество(новые слова).Символ-м-худож.метод. «Северная симфония.Первая героическая»-новаторский жанр:симф-ия-среднее м/у прозой и поэзией,ритмизованное повествование,развитие темы ч/з лейтмотивы.Фантастич.сюжет идеальной любви королевны и рыцаря,борьба света и тьмы,средневековье.Счаст.конец:после смерти всместе в ином мире. «2-ая драматич.симфония»-объяснение необычного жанра(поэзия+проза+музыка).Гл.герой-химик Сергей Мусатов,обостренно восприн-т мир,считает рационалистом себя,влюблен в Варю,понимает,что в мире есть необъяснимое.После её смерти преображается.3-я симф-ия «Возврат»-автобиографич.произв-ие,поэзия настроений.

Поэтическая трилогия А.Белого «Золото в лазури», «Пепел», «Урна».

1904г-сб стих"ЗвЛ"-конфликт между реальным и идеальным.Основная символика:свет,солнце,солнечн луч,золотое руно.Нацеленность в будущее пронизывает все стих-ия.мистическая фантастика Белого сплетена с гротеском.(особенность стиля А. Белого)Романтической иронией, освещается в сборнике и образ поэта, борющегося с иллюзиями своего художественного мира.

1908г-сб"П"-трагическая книга.Тема России-противореч образ.Россия на краю гибели.Надвигаются страшные события.стих"отчаяние"-пессимистич взгляды Белого на Россию.Чувства,близкие к переживанию смерти.Пространство "Пепла" - скромные, незатейливые стихи, объед-ые в циклы; циклы в свою очередь связаны в одно целое: целое - беспредметное пространство, и в нем оскудевающий центр России.это система впис-х др в др кругов сжимающихся по мере приближения к "центру" .1ый круг-безграничные,"пустые", голодные пространства России, в которых обречен на рассеяние измученный болезнями, голодом и пьянством народ.Тема хаоса - сквозная тема сб - особенно акцентирована в этом разделе.реакция чел-ка на встречу с хаосом - первобытное чувство священного ужаса.2ой круг - "Деревни" -насыщен обыденными предметами. В контексте общего замысла сб и высунутый "красный язык" висельника, и стаи то черных, то изумрудных мух, и кровь,свищущая пеной "из-под красной рукоятки" символы безысходной,тупиковой смерти.3ий круг-"Город" еще конкретнее : Москва "пира во время чумы" .Замкнутый мирок,к котором живут беспечные богатые люди,которые не видят ничего вокруг себя.Среди участников "пиров" только один поэт-арлекин знает о том что творится за окнами.Поэт-пророк выступает не только в маске шута-арлекина,но и в облике страстотерпца."

1909г-сб"У"-лирика самовыражения.Посвящен Брюсову.. Больш-во стих-й сбносят элегический характер.Тема одиночества,трагич судьбы поэта.Нет ничего жизнеутверждающего.

Акмеизм

Акмеизм-самост.течение лишь в поэзии,возникло в 1912.Кружок "Цех поэтов"(Гумилев,Ахматова,Кузьмин,Городецкий,Мандельштам,Зенкевич,Садовский,Нарбут).Акмеизм(греч.-вершина,высшая степень выражения признака).Акмеизм-лучшее.что позаимствовано у символизма,но в то же время разрыв с теорией символизма.Акмеисты не соглашались с поэтизацией мистической сферы бытия(вряд ли она вообще существует),а также с чрезвычайной метафорической усложненностью поэзии символизма(у акмеистов вместо обобщенного,абстрактного символа появляется конкретность и ясность поэтического образа,стих-е д/б понятно и автору,и читателю).

2 манифеста:ст.Гумилева"Наследие символизма и акмеизм",ст.Городецкого"Некоторые течения в совр.русск.поэзии".У акм-в свой лит.журнал"Аполлон".

У акм-в выражение точных и проанализированных эмоций,возвращение к земному предметному миру.Задача:вернуть поэтич.слову его точное значение.Поэзия романтич.типа,устремленная к идеалу,лир.гер.всегда возвышен над обыденностью.Нет реалистич.взгляда на действительность:эстетизируется тема,предмет лир.переживаний(критерий оценки "прекрасно-безобразно"),продолжение развития тезиса "иск-во д/иск-ва",отвержение общественного предназн-я иск-ва,созерцат.отн-е к миру.

Отличия акмеизма от символизма:а.не побеждает хаос формой,а игнорирует его,а.выражает все до конца(отказ от невыразимого),вместо большого мира у акм-в отдельн.картинка-сужение мира,ясность,религиозное чувство,но о нем не говорится,т.к.это недоказуемо,отказ от внеэстетич.оценок,отказ от целостного мироощущения,мировосприятия.Основные поэты: Ахматова,Гумилев,Нарбут,Мандельштам.Н

Гумилев(сб-ки:«Путь конквистадора», «Романтические цветы», «Жемчуга», «Чужое небо», «Колчан», «Костёр», «Шатёр».Зрительные образы(то,что м/увидеть),смутные настроения выражаются редко.Мн-во эпитетов,связ-х с цветовосприятием).

Ахматова(книги:"Вечер", "Четки", "Белая стая".Прочная связь с традициями,простота ср-в выр-я,ясные мтф,сравнения,афористичность,большая роль подтекста,предметность переживаний).

Нарбут(книги:"Стихи",Плоть","Александра Павловна".)

Мандельштам(Сб-к "Стихотворения",эссе "Разговор о Данте".Разнообразие,конструкции со значением цвета характеризуются спецификой своей системной организации и своеобразием грамматического выражения.)

47. Футуризм (лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг., прежде всего в Италии и России.

Футуристы вышли на литр.арену несколько раньше акмеистов.В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Ему удаётся сплотить вокруг себя самые разные, яркие, ни на кого не похожие индивидуальности. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро — наиболее известные имена. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности». «Только мы - лицо нашего времени», - утверждали они. Русские футуристы - явление самобытное, как смутное предчувствие великих потрясений и ожидание грандиозных перемен в обществе. Это надо отразить в новых формах. «Нельзя, - утверждали они, - ритмы современного города передать онегинской строфой».Футуристы вообще отрицали прежний мир во имя создания будущего(Маяковский, Хлебников, Северянин, Гуро, Каменский):отрицание грамматики, синтаксиса, правописания родного языка, воспевание "тайны властной ничтожности".Искусству слова была сообщена роль преобразователя сущего.Большой город,нервный темп=>появление нового типа человека-будетляне-люди,которые будут(Маяковский)=>передача сложившейся обстановки,движения при помощи "растрепанного синтаксиса".

Футуристическое движение было довольно широким и разнонаправленным. В 1911 г. возникла группа эгофутуристов: И.Северянин, И.Игнатьев, К.Олимпов и др. С конца 1912 г. сложилось обьединение "Гилея"(кубофутуристы): В.Маяковский и Н.Бурлюки, В.Хлебников, В.Каменский. В 1913 г.- "Центрифуга": Б.Пастернак, Н.Асеев, И.Аксенов. Всем им свойственно притяжение городской действительности, к словотворчеству. Тем не менее футуристы в своей поэтической практике вовсе не были чужды традициям отечественной поэзии. Хлебников во многом опирался на опыт древнерусской литературы. Каменский - на достижения Некрасова и Кольцова. И.Северянин высоко чтил А.К.Толстого, А.М.Жемчужникова и К.Фофанова, Мирру Лохвицкую. Стихи Маяковского, Хлебникова были буквально "прошиты" историко-культурными реминисценциями. А предтечей кубофутуризма Маяковский назвал Чехова- урбаниста.

Исходным в эстетических программах, пожалуй, всех групп была "материализация" поэтического слова, т. е. его сближение с предметом, им обозначенным, расширение звукового значения.

Маяковский("Облако в штанах".Игра с размерами, словотворчество.)

Хлебников("Зверинец","Журавль","Гибель Аьтлантиды".Романтически-утопический идеал царства будетлян, где на русской почве наконец-то осуществятся вечные грезы о гармоничном человеке.Изобретательство яз.форм,необычные глаголы)

Каменский(сб-к "Садок судей".Р-Н"Землянка",поиск полногласной речи,увлечение стихийно-песенным началом,звукоподражание.)

Северянин("Ананасы в шампанском",сб-к "Громокипящий кубок","Вселенская поэма".Пародирует утонченный язык эстетов,ирония.)

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 497;