К.Д. Бальмонт как яркий представитель русского символизма.



Факты биографии мистифицировал. Происходил из дворян. Учеба в гимназии, потом МГУ юрфак, отчислили за забастовку. Начало лит творчества в 1890г, печатается как поэт-символист.1-ый период(поэзия упадничества).певец сумерек и ночи. Осн. сб. стихов: «Под северным небом», «в безбрежности», «Тишина». Поэтизация смерти, губительная любовь, сумеречное состояние мира.

Переходный сборник «Горящее здание». новая тема огня и света.(лирика и упадническая и возрождающая). 2 период(1902-07) сб: «только любовь», «Литургия красоты», «злые чары» и т.д. «Будем как солнце» сб. вместо пессимизма жизнеутверждающие мотивы, образ-символ – солнце и солнечный луч. 1900 г «можно читать с закрытыми глазами». Особый стиль – импрессионистический (взгляд героя легко перескакивает с одного предмета на др, придумывает тот мир, о кот. пишет). Импрессионизм(впечатление)- выражение настроения, образ должен соответствовать переживанию, а не действительности. 3 период сб. 1910 (период самопожертвования, нет большого успеха,нет ничего нового). «Зарево зорь», «белый зодчий», «сонеты солнца, меда и луны». 4 период (с 1920)- эмигрантский. Как поэт-переводчик сотрудничает с изданием «советск. Лит-ра». Командировака в париж, не возвращается. В стихах постоянно образ России – возлюбленная, мать, жар-птица. Сб. «дар земли», «мое-ей.россия.стихи», «северное сияние» + публикует и переводит стихи разных авторов «из мировой поэзии», «зов древности». поэтический перевод СОПИ – 1930г. В 20е г обращается к прозе. Сб. рассказов «воздушный путь», автобиогр. роман «под новым серпом». С 1932 – депрессия – сходит с ума.

Основные мотивы лирики В.Я. Брюсова. Проблематика и поэтика ранних стихотворных сборников.

Брюсов М.С. – энциклопедически образованный человек, исследователь и теоретик искусства,оригинальный поэт.

Поэтический манифест ст.симв-ма- стих-е «Творчество»(нарочито неривычное стихотворение, задача-заворожить читателя системой звуковых соответствий. В сущности, Б.передает впечатление от уличного ночного пейзажа.)

Ранний Б. обращаеся к современникам, призывая к тому, как нужно читать стихи( «Юному поэту»)

«,закрой свои бледные очи» - это моностих, текст состоит всего из одной строки. Философско-поэтическое высказывание как жанр античной литературы.

«Мучительный дар»(Б. о ТВ-ве и задачах искусства)

4 основных тематических блока:

1)тема культуры мира; поэт как носитель культурной памяти разных исторических эпох. «Терцин к спискам книг».

2) тема любви, отношения к женщине. Любовь как особого рода религиозное чувство. Б.не был слишком лиричным, он рассудочен и логичен. Любовь как символ, указание на особое восприятие мира. Часто абстрактная образность.

«Неизбежность».Критика отмечала эротический подтекст у Б.

3)тема поэтического Я, поэтизация творческой свободы, независимости.

«Юному поэту».

4)тема созидат. Труда и поэтической работы. Труд как преображение мира, активное сознательное отношение к жизни, как связь с национальными корнями.

«Работа»(воспевает физический труд, чеканный ритм стиха)

ода «Труд»

4 периода ТВ-ва Б. :

1) 1892-1897

3 сб.стихов «Русские символисты» (название одно для всех, стихи под разными именами(мистификация) , чтобы убедить публику, что движение символистов мощное.

1895- 1ый опублик.сборник «Шедевры»

«Это я» ( с лат.) 1897

Вляние фр.декадентства

2)1898-1909

Стиль более строгий, ориентирован на традиции чистого искусства и на ТВ-во парнасцев. В стихах появляются персонажи-исторические лица.

Сб.1903. «Граду и миру»

«Третья стража»

Стихи делятся на рубрики, тяготение Б. к циклич.мышлению. Образ-символ «мы» (обращение к единомышленникам), мы-это избранные, лучшие.

3) 1910-1918

усиление внимания к объективной действительности.

Осн сб.:

«Зеркало теней» (подведение итогов второго периода)

«Семь цветов радуги» (цвет=настроение)

«Девятая калина» (гражданская лирика)

Обращение к художественной прозе –романы с историческим сюжетом.

1908-1910. «Огненный ангел2 (1 часть-переживания героя, 2 часть-сны и мистические предчувствия героя)

1913 «Алтарь победы» ( 4в.н.э. Римская мперия. Гл герой-римлянин , кот.становится христианином)

Переходный сборник 1917-19. «Последние мечты» (лирика природы и поэзия самовырвжения.Нет комментов исторических событий)

4) 1918-19.

Идеи революции.Б.вступает в коммунистическу.ю партию, создает институт мировой литературы в Москве, читает лекции по многим дисциплинам. Стремление примирить символизм с коммунистической идеей

1921-«В такие дни»

1922- «миг»

1927-«спеши»

Закончил экперим.сборник «Опыты по метрике, по эвфонии и созвучию, по тстрофике и формам» (это поэзия экспериментов: пятисожные размеры, односложный хорей, аллитерация(«Шорох»)

Усиливаются гражданские мотивы, ключевые темы- тема России и тема революции.

1922- «к русской революции» ( образ алого всадника революции, кот.мчится через пространство;революция приобретает космический размах)

1922 – «России»

1919- «Третья осень» (конкретика, появление предметной изобразительности, в текст включаются бытовые реалии)

1920- «Парки в Москве» (как в мифологич.ключе м.б. осмыслены события революции.Парки-мифич.старухи, богини судьбы, они прядут нити человеческих судеб. Что-то произошло, и нить оборвалась.Старухи появляюся в Москве, чтобы все исправить)

Лирика самовыражения

1921 «Звено в цепь»(филос.лирика, все события в мире взаимосвязаны)

В последние годы – попытки создания научной поэзии. Это худ.эксперимент

В конце ТВ-ва для Б. определяющими становятся темы

-тема России и революции

-культура прошлых веков( циклы «завес веков», «шаги Афродиты»)

-абстрактная тема любв(«ша

 

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 349;