Философская проблематика рассказов И.А. Бунина 1914-1917



В это время сформировался жанр ёмкого рассказа.Философские темы: жизнь и смерть, любовь и одиночество. «Господин из Сан-Франциско»-рассказ о смерти америк.миллионера.Противопост-ся мнимая ценность денег со свободой и ценностью человеч.жизни.Герой-фабрикант и эксплуататор, поехал в круиз,погода обманула,в гостинице читает газету,что банкрот,умирает. Мир основан на лжи и лицемерии.Жизнь хрупка. Философия любви в рассказе «Легкое дыхание»-после утраты любви чел.теряет самого себя.Соединение любви и смерти. Рассказ о том, что идеал, столкнувшись с жизнью погибает. Переживания любви соединяются с переживаниями смерти.Им близки религиозные переживания.Любовь-наиболее сильное чувство,доступное в современной жизни.Б.убежден,что настоящего взаимного понимания в любви не м.б., ведь каждый переживает>конфликты.Итог этой темы в книге рассказов «Темные аллеи». Вопросы смысла жизни раскрываются в рассказе «Сны Чанга»-рассуждения о том, как чел определяет для себя смысл жизни. 2 героя-собака и капитан,они в разные периоды совершенно различно оценивают мир.Капитан-чел,управляющий своей судьбой (судьба-это корабль). Жизнь всегда больше и гармоничнее, чем мы способны о ней подумать. Чанг как чел определяет для себя смысл жизни. «Чаша жизни»-герои, 30 лет назад влюбленные в одну девушку, упорно стремятся к избранным целям. Чиновник Селехов, женился, стал богачом, прославился ростовщичеством. Семинарист Иорданский-протоиерей, стал самым влиятельным лицом города. Горизонтов тоже приобрел известность, хотя не обладал ни богатством, ни властью.Он мог достичь многого, но выбрал путь учителя.Все силы он хотел употребить на продление своей жизни. Он отказ-ся от научной карьеры, женщин,т.к. это вредит здоровью, и ухаживает за своим огромным безобразным телом. Т.о,счастье героям м.дать только любовь,гармония с природой,то,от чего они сознат-но отказ-ся. «Братья»-история о том, как англичанин замучил молодого рикшу, гоняя его целый день по знойному Коломбо. Увидев свою невесту, проданную белым, от горя он сознательно принимает смертельный укус змеи. Растоптана любовь, погублена молодая жизнь, всему виной — “деловитые” буржуа-европейцы.

Художественное своеобразие творчества И.А. Бунина.

Первый нобелевский лауреат (1933) в российской лит-ре за роман «Жизнь Арсеньева».По мысли Бунина, нац.хар-р отличается особой жизнестойкостью.Потенциал нац.хар-ра подчастую тратиться впустую.У Б. трагическое мироощущение, он уверен,что мир и человеч-во обречены.Все рано или поздно погибнет.Но Б. далеко не писсимистичный автор :природа в одном ее виде погибнет,но существовать будет всегда.Зная о трагедии,нужно уметь радоваться жизни и ценить простые вещи.Особ. пафос у Б.- «трагический мажор»,не возникает ощущения безвыходности.В произведениях Б. природа выступает в тесном общении с челом, она порождает бесконечный ряд ситуаций ,связанных с его жизнью , имеет множество св-в,от которых он зависит, при этом она сама живет и полнится как самоценный,полезный и прекрасный мир.

Этапы творческого пути Л.Н. Андреева.(1871-1919)

Новеллистическое наследие Андреева включает в себя около 90 рассказов. Большая их часть (свыше 50) создана в первый период творчества – с 1898 по 1904 гг. В новеллистке, отмеченной бурными художественными поисками, произошло становление писателя как мастера, здесь наметился круг его постоянных образов и тем. Начиная с 1905 г., Андреев работает и как прозаик, и как драматург. Постепенно театр занимает все большее место в творчестве Андреева; на протяжении десяти лет он создает оригинальные театральные системы. В своих ранних рассказах Андреев продолжает традиции

«шестидесятников»: Н. В. Успенского, А. И. Левитова, Н. Г. Помяловского, Ф.

М. Решетникова с типичной для их прозы «правдой без всяких прикрас», стихией бытописания, скрупулезной, не всегда художественно мотивированной детализацией. Но в лучших из них – «Баргамот и Гараська»(1898), «Петька на даче» (1899), «Ангелочек» (1899) – отчетливо проступают и социальные приметы героев, и противоречия времени, и сочувственно- сострадательное отношение автора к «униженным и оскорбленным», и авторская ирония. Накануне Революции 1905 г. в творчестве Андреева нарастают бунтарские мотивы. «Жизнь Василия Фивейского» в одноименном рассказе (1904) – это бесконечная цепь суровых, жестоких испытаний его веры. Разочарования в недавних предчувствиях и надеждах, скептическая оценка и отдельного человека, и «толпы» - вот что устанавливает идейно- эмоциональную тональность андреевских произведений послереволюционного периода. «Савва» - это социально-философское художественное произведение «о трагическом в жизни», « тоска о светлом», алкание раскрепощения человека.Ее идейно-художественная задача, как ее понимал автор, «дать синтез российского мятежного духа в различных крайних его проявлениях».

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1209; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!