Основные научные программы в новоевропейской науке XVII – XVIII вв. (Программы Р.Декарта, И.Ньютона).



 

Философия Нового времени, развивая традиции Возрождения, основывает естествознание на идее отождествления природы и машины, естественного и искусственного, научного и технического. Для науки Нового времени (XVI – начало XVII в.) было противопоставление человека и природы, активное внедрение и приобретение ее с учетом собственных интересов. Для новой науки были характерный эмпиризм и математическое обобщение.

Важным шагом в формировании классической науки было создание картезианской программы.

Родоначальником рационализма был Рене Декарт - философ и математик, определивший, что источником истины может быть только разум. «Мыслю – следовательно существую». Принципы очевидности и достоверности, по Декарту, играют важнейшую роль в познании. А гарантом истинны является Бог. Согласно картезианскогму рационализму логическими признаками достоверного знания являются всеобщность и необходимость. Они не могут быть выведены из опыта, они могут быть почерпнуты только из самого ума.

На основании своего принципа «мыслю, следовательно, существую», Декарт развивает учение о субстанциях, согласно которому геометрия должна быть главнейшей наукой о природе.

В трактате «Правила для руководства ума» он описывает правила метода мышления:

1) принимать за истинное только то, что не вызывает никакого сомнения;

2) разлагать сложные проблемы на простые компоненты;

3) располагать простые элементы в строгой последовательности, от простого к сложному;

4) ничего не упускать при исследовании.

Задачу науки видит в том, чтобы из полученных очевидных начал вывести объяснение всех явлений. При этом наука должна не просто описывать явления, а находить причины всех. Наука должна создаваться по единому плану и с помощью единого метода (разработал универсальный метод, исходя из теории рационализма – дедуктивный метод).

Декарт формирует два принципа научной деятельности:

1) движение внешнего мира необходимо понимать как механическое;

2) явления внутреннего духовного мира, включая и науку, следует рассматривать с точки зрения ясного, рассудочного самосознания.

Вопрос об участии Бога в движениях мира рассматривается только с точки зрения первоначального толчка. Декарт в данном отношении является чистым деистом. Исходя из этого положения, Декарт вывел свой знаменитый закон сохранения количества движения (закон сохранения импульса). Впоследствии Лейбниц будет критиковать Декарта, утверждая, что нужно говорить не о законе сохранения движения, а о законе сохранения энергии.

Декарт стремился к глобальному объяснению мироздания, он исходил из след постулатов:

- представление об отсутствии в мире пустоты и о наполнении Вселенной материей

- отожествлениии материи и пространства

- неизменности Бога, что обуславливает закон сохранения количества движения.

Декарт формирует механистическую картину мира. Основным признаком материальной субстанции, главным отличием ее от духовной, является делимость до бесконечности. В природе нет ничего неделимого – тезис основной в программе Декарта. Он отвергает атомизм как учение и принимает его как физическую гипотезу в виде теории корпускул.

 

Ньютон решительно отверг подход Декарта, который предписывал при построении научной теории вначале «проницательностью ума» найти «первопричины» исследуемого явления. На практике этот подход часто приводил к выдвижению надуманных гипотез, не поддающихся опытной проверке. Ньютон считал, что в физике допустимы только такие предположения, которые прямо вытекают из надёжных экспериментов, обобщают их результаты. Примерами принципов служат закон тяготения и 3 закона механики в «Началах»; слово «принципы» (законы природы) содержится и в названии его главной книги.

Знаменитая фраза «гипотез не измышляю, конечно, не означает, что Ньютон недооценивал важность нахождения «первопричин», если они однозначно подтверждаются на опыте. Полученные из эксперимента общие принципы и следствия из них должны также пройти опытную проверку, которая может привести к корректировке или даже смене принципов.

Ньютон, так же как Галилей, полагал, что в основе всех процессов природы лежит механическое движение. Свой научный метод Ньютон сформулировал в книге «Оптика». В 3-ю книгу «Начал» (начиная со 2-го издания) Ньютон поместил ряд методических правил, направленных против картезианцев; первый из них - вариант «бритвы Оккама» (методологический принцип, по имени Уильяма Оккама. В упрощенном виде он гласит: «Не следует множить сущее без необходимости»).

Механистические взгляды Ньютона оказались неверны -не все явления природы вытекают из механического движения. Однако его научный метод утвердился в науке. Современная физика успешно исследует и применяет явления, природа которых ещё не выяснена (например, элементарные частицы). Начиная с Ньютона, естествознание развивается, твёрдо уверенное в том, что мир познаваем, потому что природа устроена по простым математическим принципам. Эта уверенность стала философской базой для грандиозного прогресса науки и технологии.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1743; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!