Основные научные программы в новоевропейской науке XVII – XVIII вв. (Программы атомистов, Лейбница).



Научная программа Готфрида Лейбница (1646-1716) формировалась, в основном, в полемике с картезианцами, с одной стороны, и атомистами – с другой.

Готфрид Лейбниц без преувеличения может быть назван одним из величайших философов и ученых человечества. К его заслуге можно отнести создание дифференциального и интегрального исчисления. Среди его произведений выделяются «Протогея», «Теологическая система», «Теодеция», «Новые опыты о человеческом разуме», «Монадология», «Свидетельства природы против атеистов» и др.

Все в мире должно быть объяснено с помощью механических начал. Не только неорганическая природа, но и живые организмы представляют собой машины, созданные гениальным механиком – Богом. Лейбниц отрицал абсолютность пространства и времени.

Философским ядром научной прогаммы Лейбница стала его монадология

По мнению Лейбница монада – это единое или единица. Она не состоит из частей, неделима. Поскольку все материальное состоит из частей, то монада не может быть материальной. Не протяжение, а деятельность составляют ее сущность. Монады образуют умопостигаемый мир, производным от которого  выступает мир феноменальный (физический космос). Монады физически не взаимодействуют друг с другом, но вместе с тем образуют единый развивающийся и движущийся мир, который регулируется предустановленной гармонией, зависящей от высшей монады.

В природе нет скачков, на основе принципов непрерывности он разрабатывал идею развития. Но если Декарт пытался вывести живое из неживого, то Лейбниц объясняет даже неживое из живого. Пространство – это лишь представление монад. Высшая монада – Бог видит мир таким, как он есть на самом деле: как совокупность бесконечного множества монад.

Идеальным Лейбниц считал создание универсального языка, который позволил бы формализовать все мышление.

Критерием истинности он считал ясность, отчетливость и непротиворечивость знания. В соответствие с этим для проверки истин разума достаточны законы аристотелевской логики (тождества, противоречия, исчисления третьего), для проверки «истин факта» необходим закон достаточного основания.

Математика Лейбница метафизична. Поэтому дифференциальное исчисление в той форме, как оно вводится Лейбницем, означает не просто новые методы решения прежних задач, но, прежде всего, новое понимание природы математического знания, новую аксиоматику, обосновывающую эти методы. Эти аксиомы имеют онтологический характер, ибо определяют способ существования математических объектов, их сущность. Именно в связи с появлением новой онтологии изменился и характер математики: для того, чтобы «увидеть» бесконечно малое, нужен микроскоп с бесконечным увеличением, и таким «микроскопом» стала лейбницевская метафизика. К сожалению, Лейбницу не удалось преодолеть «объективную» парадигму естествознания .

Атомизм

Привлекательность идеи атомизма для ученых 17 в объясняется прежде всего, стремлением механистически объяснить явления природы.

С философским обоснованием атомизма выступил в XVII в. французский мыслитель Пьер Гассенди (1592-1655). Поддерживал атомизм Эпикура.

Гассенди рассматривает атом как физическое неделимое тело. Вселенная, которую Гассенди, как и Эпикур, считает вечной и бесконечной, состоит из атомов и пустоты. Пустота является условием возможности движения тел. В отличие от атомов пустота есть бестелесность.

В силу бесконечности Вселенной она не имеет ни верха, ни низа, поскольку в ней нет ни границ, ни центра. Наш мир - один из множества миров, составляющих Вселенную. Он возник во времени и не является вечным. Возникновением своим мир обязан случаю. Необходимость у Гассенди, как и Демокрита, выступает, как тождественная случайности:

Свойства атомов: плотность, неделимость, неизменность, величина, фигура и тяжесть.

В отличие от Декарта, Гассенди подчеркивает изначальную активность самой материи. Атомы наделены также "энергией, благодаря которой движутся или постоянно стремятся к движению".

Гассенди принадлежит приоритет в создании понятия, имевшего важное значение для науки нового времени, - понятия молекулы.

Как и античные атомисты, Гассенди считал состоящими из атомов не только тела, но и души живых существ. Даже Бог у Гассенди мыслится как состоящий из нежнейших и тончайших атомов.

Познание Гассенди представляет себе как воздействие извне на познавательную способность человека.

Противоречие в учении Гассенди. С одной стороны, атомистическая гипотеза предполагает как раз недоверие к непосредственному чувственному восприятию: ведь атомы постигаются только нашим умом. С другой же стороны, Гассенди настаивает именно на достоверности чувственного восприятия, не принимая декартова рационализма.

Но это же противоречие, составляющее слабость атомизма как философского учения, оказывается, как это ни парадоксально, несущим в себе эвристические возможности, которые делают атомизм весьма привлекательным для естествоиспытателей. Прибегая к понятию-представлению атомов, движущихся в пустоте, ученый может как бы наглядно видеть те процессы, которые в действительности чувственному восприятию не даны. Иными словами естествоиспытатель видит в атомизме средство моделирования природных процессов и за это ценит атомизм как эвристическую гипотезу. В результате даже те ученые, которые, подобно Декарту, отвергают атомизм как философское учение, в то же время нередко принимают его как физическую гипотезу - в виде корпускуляризма.

Атомизм объясняет все явления - не только в неживой, но и в живой природе - чисто механическим путем.Вот почему, Гассенди оказал большое влияние на развитие мысли XVII столетия, в том числе и естественнонаучной. Многие из ученых - в том числе отчасти и Ньютон - представляли себе атомы и пустоту в той форме, какую они нашли у Гассенди. Атомизм Гассенди принял и такой выдающийся ученый XVII в., как Христиан Гюйгенс.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1537; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!