Рождение греческой науки: от мифа к логосу. Становление первых научных программ.   



 

Кризис мифологического сознания был вызван рядом причин. Главную роль здесь сыграло экономическое развитие Греции, экономический подъем IX-VII вв. до н.э.: расширение торговли и судоходства, возникновение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределение, рост народонаселения и прилив его в города. Некоторые исследователи считают, что по отношению к этому периоду можно говорить даже о демографическом взрыве, который, быть может, был вызван усовершенствованием старых форм земледелия и ремесла благодаря выплавке железа, начавшейся около Х в. до н.э. Использование железа в сельском хозяйстве содействовало повышению производительности труда.

Но самым важным, пожалуй, было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, которое естественно наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений.

Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни.

 

 

Изменения требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование.

С одной стороны, философия выступает как критика традиции, углубляющая сомнение в значимости устоявшихся веками форм жизни и верований, а с другой пытается найти фундамент, на котором можно было бы возвести новое здание, новый тип культуры.

 

Первые греческие философы - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, несколько позднее пифагорейцы, Гераклит, Эмпедокл и другие - размышляют о происхождении мира, его строении, пытаются постигнуть его начала и причины. Направленность интереса ранних греческих мыслителей определялась в первую очередь характером древнегреческой мифологии. А греческая мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Существенное различие между мифологией и философией состояло, однако, в том, что философское мышление по возможности ищет рациональные объяснения происхождения.

 

Освобождение от метафоричности мышления, характерной для ранних натурфилософов, предполагало переход от знания, обремененного чувственными образами, к знанию, оперирующему понятиями.Этот переход осуществляется постепенно. Один из этапов здесь - учение пифагорейцев, последователей Пифагора, жившего во второй половине VI-V в. до н.э.

 

По мнению П. Гайденко, в античности закладываются основы для формирования трех научных программ:

- математической программы, возникшей на базе пифагорейской и платоновской философии;

- атомистической программы (Левкипп, Демокрит, Эпикур):

- континуалистской программы Аристотеля, на основе которой создана первая физическая теория, просуществовавшая вплоть до ХУЛ в., хотя и не без изменений. Возникновение этих первых программ - один из важных аспектов генезиса научного знания в античности.

Важно понять, что греческая культура не стала слепо копировать достижения древних цивилизаций, но создала новую, научную культуру; ввела в практику новый тип мышления - научный. Реализовала новый принцип образования - социокультурной трансляции знаний в светскую школу.

 

Математическая программа Пифагора и Платона.   

 

Первой научной программой античности стала математическая программа, представленная Пифагором и позднее развитая Платоном.

Картина мира, представленная пифагорейцами– протяженный мир тел, подчиненный законам геометрии, движение небесных тел по математическим законам, закон прекрасно устроенного человеческого тела.

Пифагор (ок. 570 – ок. 500 до н.э.)

1. Создал учение о четном и нечетном, положившее начало теории чисел.

2. Осуществил построение, по крайней мере, 2-х правильных многогранников: тетраэдра и куба, а возможно и додекаэдра.

3. Создал теорию пропорций.

4. Скорее всего арифметическую теорию пропорций Пифагор использовал при доказательстве своей знаменитой теоремы.

5. Открытие дружественных чисел (каждое из которых равно сумме делителей другого, например, 220 и 284, совершенных чисел (равных сумме собственных делителей, например, 6, 28), метод определения длин сторон прямоугольного треугольника (метод пифагоровых троек).

Не менее важной, чем собственно математические открытия заслугой Пифагора, было создание школы, первой математической школы (в смысле научного направления), которая совершила много открытий в математике.

Необходимо отметить существование у них священных чисел, например декады, десятки, которую они называли тетракидой, четверицей.

Числа у пифагорейцев носят еще довольно чувственный характер, имеют зрительный образ. Так, единица у них выступала как точка, двойка как линия, тройка, как плоскость, четверка как тело (первое тело - пирамида). Таким образом, пифагорейцы различали числа линейные, плоские и телесные.

«все есть число»- это положение имеет 2 стороны.

 1. Числовые отношения лежат в основе, как природных процессов, так и жизни человеческой души. Таким образом, было сформулировано положение, впоследствии ставшее кардинальным для математического естествознания, а именно: точное знание возможно лишь на основе математики.

 2. Вторая сторона положения: мир собственно и есть число, то есть буквально все вещи состоят из чисел.

Таким образом, у пифагорейцев в онтологии (учении о бытии) или даже в физике (учении о природе) мы находим весьма странную форму атомизма - математический атомизм, при котором числа рассматривались как геометрические точки с определенным положением в пространстве.

Пифагорейцы вы­двинули и разработали две фундаментальные идеи, оказавшие большое влияние и на судьбу философии, и на судьбу частных наук:

- идея об особом месте математического знания в системе научно­го познания в целом (они утверждали, что «книга природы написана на языке математики», как спустя почти 2000 лет выразил эту мысль Гали­лей, который тоже считал, что математика является фундаментом науки о природе);

- положение об органическом родстве, существенной близости собственно математического и философского знания (например, Платон считал, что наука - это единое целое, вершину которого составляет фило­софия, а корни - математика и астрономия).

В основе этой программы - принцип, согласно которому в природе познаваемо только то, что может быть выражено на языке матема­тики, т.к. математика есть единственно достоверная среди наук.

Историки науки связывают становление предмета теоретической математики (арифметики и геометрии) и форму­лирование дедуктивного метода доказательства с пифагорей­ским учением. Только в пифагорейской школе число из средства решения практических задач, связанных с земными потребностями людей, пре­вращается в идеальный объект зарождающейся математики.

Пифагорейцы всюду стремились обнаружить математические за­кономерности, порядок и универсальную гармонию. С точки зрения этого метафизического принципа они стремятся понять устройство космоса, акустические и музыкальные явления, человека, его душу и тело, этиче­ские добродетели..

Знание Пифагора:

- теоретическое,

- рациональное,

- доказательное (математическое доказательство),

- исследуется абстрактный объект (число является идеальным объектом)

Свое завершение математическая программа получила в философии Платона, который нарисовал грандиозную картину истинного мира – мира идей, представляющего собой иерархически упорядоченную структуру. Мир вещей, в котором мы живем, возникает, подражая миру идей, из мертвой, косной материи. Творцом всего является Бог-демиург (творец, создатель). При этом создание им мира идет на основе математических закономерностей, которые Платон и пытался вычленить, тем самым математизируя физику.

Идея Платона близка числу Пифагора.

Основные хар-ки:

- объективный идеализм (идея число),

- противопоставил миру идей миру вещей,

- сторонник теорет знания (абстрактное знание, которое близко к математике),

- заложил основу теорет направления (теорет знание оторвано от эмпирического).

-


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 2184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!