Формирование опытной науки в Новое время (Г. Галилей). Идея создания «новой науки» (Фр. Бэкон, Р. Декарт).



Философия НВ датируется XVII в. - быстрое развитие естественных наук, среди которых ведущей становится физика. Развитие естествознания диктует основную проблему философской рефлексии – проблему построения универсального метода и универсальной науки.

Новое время провозглашает науку наиболее важной деятельностью человека, способной избавить его от всех бед и страданий. Очевидно, что метод такой науки также должен быть универсальным, гарантировать получение вечной, неизменной, полной истины.

Становление механистической картины мира связывают с именем Галилео Галилея:

- он установил законы движения свободно падающих тел,

-  сформулировал механический принцип относительности.

- Он впервые применил для исследования природы экспериментальный метод вместе с измерениями исследуемых величин и математической обработкой результатов измерений.

- Переход к экспериментальному изучению природы и математическая обработка результатов экспериментов позволили Галилею открыть законы движения свободно падающих тел.

Принципиальное отличие нового метода исследования природы от натурфилософского состояло, следовательно, в том, что в нем гипотезы систематически проверялись опытом (при этом необходимо максимально изолироваться от воздействия посторонних факторов). Начиная с Галилея каждая гипотеза проверяется опытом и математическими измерениями.

- Философское и методологическое значение законов механики, открытых Галилеем, было огромным, ибо впервые в истории человеческой мысли было сформулировано само понятие физического закона в современном значении.

Представителями рационализма НВ являются Р.Декарт, Б. Спиноза и Г.В. Лейбниц. Рационалисты утверждают, что всеобщее и необходимое знание невозможно получить из опыта, достаточное знание выводимо только из разума. Универсальным философским методом рационалисты считали дедукцию.

Важным шагом в формировании классической науки было создание картезианской программы.

Родоначальником рационализма был Рене Декарт - философ и математик, определивший, что источником истины может быть только разум. «Мыслю – следовательно существую». Принципы очевидности и достоверности, по Декарту, играют важнейшую роль в познании. А гарантом истинны является Бог. Согласно картезианскогму рационализму логическими признаками достоверного знания являются всеобщность и необходимость. Они не могут быть выведены из опыта, они могут быть почерпнуты только из самого ума.

На основании своего принципа «мыслю, следовательно, существую», Декарт развивает учение о субстанциях, согласно которому геометрия должна быть главнейшей наукой о природе.

В трактате «Правила для руководства ума» он описывает правила метода мышления:

1) принимать за истинное только то, что не вызывает никакого сомнения;

2) разлагать сложные проблемы на простые компоненты;

3) располагать простые элементы в строгой последовательности, от простого к сложному;

4) ничего не упускать при исследовании.

Задачу науки видит в том, чтобы из полученных очевидных начал вывести объяснение всех явлений. При этом наука должна не просто описывать явления, а находить причины всех. Наука должна создаваться по единому плану и с помощью единого метода (разработал универсальный метод, исходя из теории рационализма – дедуктивный метод).

Декарт формирует два принципа научной деятельности:

1) движение внешнего мира необходимо понимать как механическое;

2) явления внутреннего духовного мира, включая и науку, следует рассматривать с точки зрения ясного, рассудочного самосознания.

Вопрос об участии Бога в движениях мира рассматривается только с точки зрения первоначального толчка. Декарт в данном отношении является чистым деистом. Исходя из этого положения, Декарт вывел свой знаменитый закон сохранения количества движения (закон сохранения импульса). Впоследствии Лейбниц будет критиковать Декарта, утверждая, что нужно говорить не о законе сохранения движения, а о законе сохранения энергии.

Декарт стремился к глобальному объяснению мироздания, он исходил из след постулатов:

- представление об отсутствии в мире пустоты и о наполнении Вселенной материей

- отожествлениии материи и пространства

- неизменности Бога, что обуславливает закон сохранения количества движения.

Декарт формирует механистическую картину мира. Основным признаком материальной субстанции, главным отличием ее от духовной, является делимость до бесконечности. В природе нет ничего неделимого – тезис основной в программе Декарта. Он отвергает атомизм как учение и принимает его как физическую гипотезу в виде теории корпускул.

 

Фрэнсис Бэкон(1561 — 1626) вошел в историю логики и филосо­фии как основоположник индуктивного метода, ориентированного на опытное исследование природы. Античная и средневековая нау­ка опирались исключительно на дедуктивную логику. Полная индукция основывается на про­стом перечислении всех частных случаев, обладающих определен­ным общим свойством. Непол­ная индукция, когда на основе выявления некоторого наблюдаемого общего свойства у конечного числа случаев делают заключение о его наличии у непроверенных случаев или класса в целом. Индуктивное обобще­ние «все лебеди — белые», оказавшееся неверным после обнаруже­ния в Австралии черных лебедей. Бэкон стал рассматривать не только аналогичные, или сходные случаи, которые подтверждают заключение, но и слу­чаи несходные, которые опровергают его. На основе построения таблиц сходства и различия Бэкон усовершенствовал способ поиска индуктивных обобщений.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1600; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!