Научная программа Аристотеля.
Аристотеля не устраивают крайности двух предыдущих научных программ. Аристотель считает, что идеи и чувственные вещи не могут существовать отдельно. Мир един, а не распадается на две части – чувственную и идеальную. Поэтому познания заслуживают не только идеи, но и мир чувственных вещей.
Чтобы обосновать это утверждение, Аристотель в качестве первоосновы мира предлагает четыре причины бытия:
-формальную,
- материальную,
-действующую
-и целевую.
Материя – это пассивное начало, материал. Чтобы стать вещью, она должна соединиться с формой, идеальным началом. В каждой вещи обнаруживается соединение материи и формы, при этом материя данной вещи является формой для материи тех элементов, из которых эта вещь состоит. Двигаясь так вглубь материи, вещества, можно прийти к первоматерии, лишенной всяких свойств и качеств. Если первоматерия соединится с простейшими формами (теплое, холодное, сухое и влажное), образуются первоэлементы – земля, вода, воздух и огонь.
Была сформулирована знаменитая геоцентрическая модель Вселенной (в центре Вселенной находится Земля, вокруг которой по соответствующим орбитам вращаются остальные планеты. Земля неподвижна и шарообразна. Вокруг нее располагаются более «легкие» элементы – вода, воздух и огонь. Выше идет надлунный божественный мир, существующий по иным законам, чем земной мир, так как там все тела состоят из пятого элемента – эфира. Луна и Солнце, вращающиеся вместе с этими сферами вокруг Земли. Картину античного Космоса замыкала сфера неподвижных звезд, за которой находился – Бог. В Космосе Аристотеля не было пустоты (с тех пор известна фраза: «Природа не терпит пустоты»). Поэтому его программа может быть названа континуальной, она принципиально противоположна Космосу Демокрита, который состоит из атомов и пустоты).
|
|
Важно:
- Континуализм, как и атомизм, представляет собой физическую программу.
- Аристотель был первым античным ученым, создавшим систематическую науку о природе - физику. На этой основе он критикует платоновскую математическую научную программу, считая, что при исследовании природы необходимо исходить из физики. Он первым пытался определить центральное понятие физики -движение. При этом Аристотель исходил из существования в мире вечного и непрерывного движения. В отличие от физики атомистов, которая в своей основе была количественной, Аристотель утверждал реальность качественных различий.
- Аристотель внес в античную науку понимание роли и значимости эмпирического знания как исходной предпосылкой научного исследования.
- Многие современные исследователи считают, что он сформулировал три знаменитых закона формальной логики — закон тождества, закон исключенного противоречия и закон исключенного третьего.
|
|
У Аристотеля можно найти представление о том, как нужно правильно строить научное исследование и излагать его результаты. Работа ученого должна, на его взгляд, содержать четыре основных этапа:
- изложение истории изучаемого вопроса, сопровождаемое критикой предложенных предшественниками точек зрения и решений;
- четкая постановка проблемы, которую нужно решить;
- выдвижение гипотезы;
- обоснование этого решения с помощью логических аргументов и обращения к данным наблюдений.
Ограниченность программы Аристотеля:
- Его слабая часть- физика (соединяет надлунную и подлунную сферу;
- разделение миров (в каждом действуют свои закономерности);
- область природы исследуемая Аристотелем была практически не познана
- она описывала мир как замкнутый и относительно небольшой по размерам Космос, в центре которого находилась Земля.
- Математика считалась наукой об идеальных формах, применительно к природе сфера ее применений ограничивалась расчетами движения небесных тел в «надлунном мире». В «подлунном мире», в познании земных явлений, по Аристотелю, возможны только нематематические, качественные теории.
|
|
Очень важно также отметить то, что античным ученым была чужда идея точного контролируемого эксперимента: их учения опирались на опыт, на эмпирию, но это было обычное наблюдение вещей и событий в их естественной среде с помощью обычных человеческих органов чувств.
Научные знания в Средние века. Манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Формирование идеалов математизированного и опытного знания (оксфодская школа, Р. Бэкон, У.Оккам).
Политическая и духовная власть в Средние века принадлежала церкви, и это накладывало отпечаток на развитие науки. В основе средневекового мировосприятия лежат:
- догмат о всемогуществе Бога;
- идея откровения.
Следует иметь в виду, что изменяется онтологический статус природы, которая теперь рассматривается как творение трансцендентального Бога. Естественно-научному познанию отводится второстепенное место по сравнению с познанием Бога и души. Существенно меняется также и понимание человека, и представление о задачах и целях познания.
В конце XII - начале XIII в. создаются первые университеты. Университеты имели различную специализацию, но, как правило, было четыре факультета: общеобразовательный, медицины, права, теологии. Важную роль в обучении играли философия и семь свободных искусств: «тривиум» - грамматика, риторика и логика; «квадривиум» -арифметика, геометрия, астрономия, музыка.
|
|
Структура средневекового научного знания включает четыре основных направления:
- физико-космологическое, ядром которого является учение о движении. На основе натурфилософии Аристотеля оно объединяет массив физических, астрономических и математических знаний, послуживших почвой для развития математической физики Нового времени;
- учение о свете - строится модель Вселенной, соответствующая принципам неоплатонизма;
- учение о живом, понимавшееся как наука о душе, рассматриваемое как принцип и источник и растительной, и животной, и разумной жизни. Оно содержало богатый эмпирический материал и систему классификации аристотелевского толка;
- комплекс астролого-медицинских знаний, к которому в известном отношении примыкает также учение о минералах и алхимия.
Начиная с ХП-Х1У вв., в культуре Западной Европы создаются предпосылки для развития экспериментальной науки. Математика, астрономия, физика в течение длительного периода Средневековья просуществовали без существенных изменений, в том виде, какой им придали ученые Античности.
Однако под влиянием христианского средневекового мировоззрения возникли предпосылки для становления опытных наук. Это произошло, собственно, в ХУ1-ХУП вв. К числу таких предпосылок относятся:
1. Снятие принципиального противопоставления естественного (физика) и искусственного (механика). Для древних механика была не частью физики, а искусством создания машин. Но по христианским представлениям весь мир -творение Бога. Поэтому все является «искусственным», а весь мир - это огромный, сконструированный Богом механизм. Он может быть понят на основе законов механики. Уже в позднем Средневековье вещи и природные процессы можно конструировать, как и механизмы. Впоследствии механика стала основой физики как науки о природе.
2. Устранение разрыва между небесным и земным мирами. Античные ученые полагали, что надлунный и подлунный миры различаются по своей природе. Христианские догматы о божественном творении мира из ничего и о боговоплощении способствовали идее единства небесного и земного миров. Небесный мир так же не вечен, как и земной они созданы Богом. Идея единства мира, всеобщности его законов подразумевается в основополагающих трех законах Ньютона и законе всемирного тяготения.
3. Представление о господстве человека над природой. Если в эпоху Античности человек представлялся как обычное природное существо, то согласно Библии благословил Бог человека властвовать над всей землей. Однако в период Средневековья человеческие возможности познания и использования природы были скованы религиозными представлениями. Лишь в эпоху Возрождения люди начали чувствовать себя соавторами и преобразовывать мир.
Важной предпосылкой обоснования эмпирического познания природы явился средневековый номинализм (представители Росцелин, Иоанн Дуне Скот, Оккам), одно из направлений схоластики. В противовес «реалистам», номиналисты считали, что реально существуют только единичные вещи, а общее - это всего лишь абстракции ума.
В целом, схоластика оказала значительное влияние на развитие логики, формирование норм научных дискуссий и научных текстов.
Становлению опытных наук способствовало также развитие алхимии и астрологии, высший подъем которых приходится на эпоху Возрождения. Они заложили традиции, сформировали приемы опытного изучения природных веществ, стимулировали систематические наблюдения за небесными светилами. Средневековые алхимики, стремившиеся отыскать философский камень, эликсир жизни, получить искусственным путем золото, по существу подготовили почву для становления экспериментальной науки. Значительный вклад в этот процесс внес Р. Бэкон (ок. 1214-1292). Историки пишут, что ему принадлежит идея подводной лодки, автомобиля, попытка смоделировать радугу в лабораторных условиях. Он проводил многочисленные опыты, стремясь к количественному исследованию природы.
Средневековый образ мира и знания о нем не подвергались сомнению до тех пор, пока была незыблемой его социальная опора. В ХГУ-ХУ вв. эта социальная основа начинает разрушаться, обнаруживается кризис доверия к картине мира и образу мышления схоластов.
В период болезненной ломки средневековых устоев чрезвычайно популярным становится скептицизм (М. Монтень, П. Шаррон и др.). Он утверждал сомнения, критическое отношение к накопленному знанию, признавал лишь относительное, вероятностное знание. «Новые пирроники» вырабатывают новую гносеологическую установку — гипотетизм — в противоположность аристотелевско-схоластическому идеалу научности, утверждавшему абсолютный уровень достоверности. Собственно становление опытных наук связано с именами, прежде всего, Г. Галилея, И. Кеплера, X. Гюйгенса, Р. Гука, И. Ньютона, Ф. Бэкона, Р. Декарта.
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 2353; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!