Наука и ее место в культуре. Функции науки в жизни общества: наука как мировоззрение, производительная и социальная сила



Предмет и функции философии науки.

Наука выступает в трех основных ипостасях.

- Она понимается либо как форма деятельности, ( это особый способ деятельности, направленный на познание предметов и процессов окружающей действительности),

-либо как система или совокупность дисциплинарных знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности,

- или же как социальный институт (это система взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, система норм и ценностей).

В настоящее время наука предстает прежде всего как социокультурный феномен. Это значит, что она зависит от многообразных сил, действующих в обществе, наука всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы.

Научно-исследовательская деятельность признается необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой нормальное существование и развитие общества невозможно. Наука составляет одно из приоритетных направлений деятельности любого цивилизованного государства.

Современную науку называют Большой наукой. В конце XX в. численность ученых в мире превысила 5 млн. человек. Наука включает около 15 тыс. дисциплин и несколько сот тысяч научных журналов. Возрастают тенденции интернационализации науки, а она сама становится предметом междисциплинарного комплексного анализа.

Как социокультурный феномен, наука включает в себя многочисленные отношения, в том числе экономические, социально-психологические, идеологические, социально- организационные. Отвечая на экономические потребности общества, наука реализует себя в функции непосредственной производительной силы.

Отвечая на идеологические потребности общества, наука предстает как инструмент политики. Из истории отечественной науки видно, как марксистская идеология полностью и тотально контролировала науку.

Проблема, связанная с классификацией функций науки, до сих пор остается спорной отчасти потому, что последняя развивалась, возлагая на себя новые и новые функции. Выделяют три основные:

1) культурно-мировоззренческую;

2) функцию непосредственной производительной силы;

3) функцию социальной силы.

Иногда исследователи обращают внимание на проективно-конструктивную функцию науки. Данная функция связана с созданием качественно новых технологий, что в наше время чрезвычайно актуально.

Так как основная цель науки всегда была связана с производством и систематизацией объективных знаний, то в состав необходимых функций науки включалось описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов.

ПРЕДМЕТНАЯ СФЕРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ

Философия науки как дисциплина возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР. Это молодая дисциплина, которая заявила о себе лишь во второй половине XX в., в то время как направление западной и отечественной философии, имеющее название «философия науки», возникло столетием раньше. «Предметом философии науки, — как отмечают исследователи, — являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте»'.
Сегодня для философии науки характерно, что обсуждение проблемы ведется не анонимно и безличностно, а с учетом достигнутых тем или иным автором конкретных результатов.

Философия науки имеет статус исторического социокультурного знания. Философию науки интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности. Опираясь на дословную интерпретацию выражения «философия науки», можно сделать вывод, что оно означает любовь к мудрости науки.


Круг проблем философии науки достаточно широк:

-Как отличить научное от ненаучного?

-Каковы критерии научности, возможности обоснования?

-Как мы находим основания, по которым верим, что одна теория лучше другой?

-В чем состоит логика научного знания?

-Каковы модели его развития?

 Все эти и многие другие формулировки вырастают из центральной проблемы философии науки — проблемы роста научного знания.
Можно разделить все проблемы философии науки на три подвида.

-К первым относятся проблемы, идущие от философии к науке. Поскольку философия стремится к универсальному постижению мира и познанию его общих принципов, то эти интенции наследует и философия науки.

 - Вторая группа возникает внутри самой науки.

- К третьей группе относят проблемы взаимодействия науки и философии.

Если выделить стержневую проблематику философии науки, то:

- первая треть XX в. занята:
• построением целостной научной картины мира;
• исследованием соотношения детерминизма и причинности;
• изучением динамических и статистических закономерностей.
- Вторая треть XX в. занята анализом проблемы эмпирического обоснования науки, выяснением того, достаточен ли для всего здания науки фундамент чисто эмпирического исследования.


- В последней трети XX в. обсуждается новое, расширенное понятие научной рациональности. Новое содержание приобретают критерии научности (пост-неклассической стадии развития науки). Выдвигается требование соотношения философии науки с ее историей, остро встает проблема универсальности методов и процедур, применяемых в рамках философии науки. Эта проблематика возвращает нас к исходной позиции философии науки, т.е. к анализу мировоззренческих и социальных проблем, актуальными оказываются проблемы гуманизации науки, ее нейтральности.

 

Наука и ее место в культуре. Функции науки в жизни общества: наука как мировоззрение, производительная и социальная сила

До определенного момента наука развивалась медленно и не оказывала существенно­го влияния на жизнь общества. Роль науки стала быстро возрастать, начи­ная с научной революции ХУ1-ХУП вв., т.е. с возникновения естество­знания. Становление естествознания происходило совместно с развитием капиталистического способа хозяйствования. Капиталистический способ производства обеспечил спрос на научные знания, стимулировал их рост. Дальнейшему усилению роли науки в общественной жизни в значительной мере поспособствовали промышленный переворот последней трети ХУШ-Х1Х вв. и научно-техническая революция, начавшаяся в середине XX в. Эти исторические процессы привели к превращению науки в непосредственную производи­тельную силу. Это превращение состоит в том, что, с одной стороны, со­временное производство не может существовать и развиваться без науки, а наука, с другой стороны, нуждается в производстве для реализации по­знаний и создания технических средств для научных исследований. Производство - основной потребитель продукции науки. Потребности материального производства являются двигателем прогресса науки, а наука, опережая материальное производст­во, позволяет ему постоянно совершенствоваться. Благодаря научно-техническому прогрессу, механизации и авто­матизации производства изменяется характер человеческого труда. Все менее человек используется как физическая, природная сила и все более он выступает как разумная. Растут требования к общеобразовательной и специальной подго­товке работников. Снижается доля людей, занятых в материальном производстве, и растет доля занятых в сфере науки. Соответственно расширяется и сфера образования. Все большее влияние на жизнь общества оказывают социальные науки. Ученые осуществляют мониторинг происходящих социальных процессов, выявляют тенденции, делают прогнозы, намечают перспективы. Под влиянием результатов научных исследований предпринимались попытки радикального революционного преобразования общества. Особенно ощутимое воздействие на все человечество, на социальную жизнь оказала в XX в. марксистская теория. Люди с детства осваивают научное видение мира и своего места в нем. Научная картина мира оказывает значительное влияние на  мировоззрение человека, а значит, и на его образ мышления и поведения.

В настоящее время наука предстает прежде всего как социокультурный феномен. Как социокультурный феномен наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует. Границы сегодняшнего понимания науки, расширяются до границ "культуры". Наука выступает как фактор социальной регуляции общественных процессов через сложившуюся в данном обществе систему воспитания, обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности. Она воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления.

Научно-исследовательская деятельность признается необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой нормальное существование и развитие общества невозможно. Наука как социальный институт включает в себя ученых с их знаниями, квалификацией и опытом; разделение и кооперацию научного труда; четко налаженную и эффективно действующую систему научной информации; научные организации и учреждения, научные школы и сообщества; экспериментальное и лабораторное оборудование и др.

Наука как социальный институт выполняет проективно-конструкторскую, социокультурную, социально-преобразовательную (не­посредственная производительная сила) функции. Проективно-конструкторская функция науки связана с созданием качественно новых техноло­гий. Социокультурная функция науки проявляется при разработке масштабных планов социально­го, экономического, культурного развития, основанных на ее методах и результатах. Социально-преобразующая функция науки проявляется в том, что ее результаты выступают непосредственной производственной силой общества, важнейшим фактором эк развития.

 

 

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1674; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!