Функции (ценность) науки в составе традиционалистского и техногенного типов цивилизаций,



Тип цивилизации определяется, в первую очередь, основными ценностями, составляющими ее культурное основание.

На протяжении столетий ход европейской истории определялся двумя разновидностями традиционной цивилизации - сначала античного Полиса, затем христианского Средневековья.

Новый тип развития - техногенная цивилизация- начал формироваться в XIV—XVI столетиях в европейском регионе в эпохи великих духов­ных революций Ренессанса, Реформации и в начале эпохи Просвещения. Именно тогда была заложена система ценностей, которая до сих пор доми­нирует в нашем сознании.

1) Динамизм техногенной цивилизации резко констатирует с консервативностью традиционных обществ.

2) Приро­да техноген общества воспринимается как неорганический мир, упорядоченная система объек­тов, выступающих материалом и полем для человеческой деятельности.

3) Ценности – инновация и новизна

4) Ускоренное освоение окруж среды

5) Человек – активный, автономный, независимый

6) Стали исп-ть понятие производите-ые и интеллект силы

7) Утвердилось господство человека над природой

8) Присуща идея многообразия людей, формируется понятие личности

9) Деятельность чел экстенсивна, напрвлена на преобразование внешнего мира

10) Возникают экологич проблемы современности

Традиционалистское:

1) природа- это живой организм, а человек - лишь малая его часть, он должен адаптироваться к природе и уж никак не выступает ее преобразователем.

2) Личность  определялась принадлежностью к определенным кланам, кастам и сословиям. В ней в качестве ценностного приори­тета утверждается идеал свободной личности, способной входить в раз­личные социальные группы.

3) Инновации, творческая деятельность, социальные изменения не имеют престижной ценности в этих обществах. В традиционалистских культурах даже научные достижения должны соответствовать сложившемуся образу жизни. Истинная ценность - не стремление вперед, а верность традициям.

4) Традиц тип занимает большую часть истории.

5) обладает замедленным темпом развития, ей свойственны стереотипы поведения, авторитарная система власти, частная собственность, имеет место произвол власти

6) опыт и знания передаются от отца к сыну

система ценностей – верность традициям, присуще пассивное поведение

Понятие научной рациональности и ее ценность.

Истоки идеи рациональности формировались под влиянием идеала античной философской мысли, размышлявшей над проблемами сознания и его отношения к миру. В этот период открываются и объективируются слои бытия и сознания, недоступные обыденному сознанию с его акцентом на рассудочность. Разумность деятельности человека и разумность получения результатов этой деятельности имела в основании признание ценности осознаваемого порядка. Рационально ориентированное сознание создает особый мир идеальных конструкций отвлеченного мышления - «теоретический мир». Специализация данного вида деятельности приводит к «отчуждению» этого мира и замыканию его на самого себя. Результат - «закрытая» рациональность, абсолютизированная в эпоху Средневековья и давшая импульс для формирования науки Нового времени. Установка на фиксацию в идеальных конструкциях действительности приводит к претензиям теоретического разума на приоритет по отношению ко всем, не отчуждаемым от личности субъекта, способам познания окружающей действительности.

Реальное освоение действительности реализуется в практике. Дня этого требуется подтверждение (Р. Декарт) или опровержение (Ф. Бэкон) рациональной теории рациональным эмпирическим знанием, что находит свое выражение в современной теории критического рационализма (К.-Р. Поппер). Основное внимание указанное направление уделяет не столько жесткому следованию рациональным моделям отвлеченного мышления, сколько использованию операциональных компонент разума: работе с содержанием сознания; критичности; проверке практикой; движению к новому знанию. Подход критического рационализма является основой для рефлексии различных моделей функционирования и развития современной науки. Наука как особая сфера познавательной деятельности имеет специфически выраженную рациональность. Рациональность науки приобретает особый статус. Она становится идеалом рациональности.

Научное исследование — это особый вид познавательной активности, когда мир воспринимается как объект изучения. Она ищет естественные законы развития, взаимодействия и преобразования объектов. Она может изучать любые объекты и явления - природные, социальные, технические, психологические и т.д. К чему бы ни прикасалась наука - все для нее объект, подчиненный определенным законам. Человек и все его свойства и качества, его жизнь и дух - тоже объекты. В этом подходе - достоинство науки, но и ее ограниченность. Она не в состоянии заменить все формы познания, все области творчества. Существуют еще и искусство, мораль, религия, повседневный опыт. Несмотря на то, что научная рациональность играла важную роль в истории Европы, она никогда не могла охватить всю культуру и подменить ее собой.

Признание ценности науки характерно для техногенной цивилизации, но не для традиционалистских культур. Рациональность науки приобретает особый статус. Она становится идеалом рациональности. Именно тогда получило развитие естествознание, а наука обрела мировоззренческую функцию, завоевала право создавать картину мира на основе достижений фундаментальных наук. В дальнейшем развитии техногенных обществ возникают новые функции науки. Она становится производительной и социальной силой, стимулирующей общественный прогресс. Наука предстает как генератор новых технологий. В основе большинства из них, радикально изменивших облик цивилизации лежали фундаментальные научные исследования. Происходит революция в образовании: фундаментальные научные знания становятся его основанием.

Еще полвека назад мало кто мог предположить, что именно техногенная цивилизация приведет человечество к глобальным катастрофам, поставит его буквально на грань самоуничтожения. Экологический и антропологический кризисы, возрастающее отчуждение между людьми, изобретение все новых средств массового уничтожения, грозящих гибелью всему живому, - таковы побочные продукты техногенного развития.

В современных философских и социальных исследованиях уже не раз высказывалась мысль о необходимости изменить взгляд на природу как на объект и ресурс для преобразующей деятельности человека. Наиболее радикальные направления экологической этики провозглашают отказ от идеала господства человека над природой. Все эти умонастроения говорят о том, что на пороге постиндустриального этапа техногенной цивилизации ставятся под вопрос ее предшествующие ценностные установки.

Формирование постиндустриального общества будет связано не только с технологической, но и с духовной революцией, переоценкой ряда основополагающих постулатов техногенной культуры. Это касается отношения к природе, восприятия силы как основы преобразующей деятельности, культа потребления.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 950; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!