Структурное многообразие науки: уровни, формы, дисциплины.
Структура науки.
Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему Н. в целом, весьма условно можно подразделить на 3 большие группы (подсистемы):
— естественные,
— общественные и
— технические Н., различающиеся по своим предметам и методам.
Резкой грани между этими подсистемами нет — ряд научных дисциплин занимает промежуточное положение. Так, например, на стыке технических и общественных Н. находится техническая эстетика.
Решение многих проблем находится на пересечении одновременно нескольких наук. Примером этого является исследование проблем охраны природы, находящееся на перекрёстке технических наук, биологии, наук о Земле, медицины, экономики, математики и др.
По своей направленности, по непосредственному отношению к практике отдельные Н. принято подразделять на фундаментальные и прикладные.
Задачей фундаментальных Н. является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Эти законы и структуры изучаются в «чистом виде», как таковые, безотносительно к их возможному использованию. Поэтому фундаментальные Н. иногда называют «чистыми». Непосредственная цель прикладных Н. — применение результатов фундаментальных Н. для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Поэтому здесь критерием успеха служит не только достижение истины, но и мера удовлетворения социального заказа.
|
|
Прикладные Н. могут развиваться с преобладанием как теоретической, так и практической проблематики. Например, в современной физике фундаментальную роль играют электродинамика и квантовая механика, приложение которых к познанию конкретных предметных областей образует различные отрасли теоретической прикладной физики — физику металлов, физику полупроводников и т.п. Дальнейшее приложение их результатов к практике порождает разнообразные практические прикладные Н. — металловедение, полупроводниковую технологию и т.п., прямую связь которых с производством осуществляют соответствующие конкретные разработки. Все технические Н. являются прикладными.
Как правило, фундаментальные Н. опережают в своём развитии прикладные, создавая для них теоретический задел. В современной Н. на долю прикладных Н. приходится до 80—90% всех исследований и ассигнований. Одна из насущных проблем современной организации Н. — установление прочных, планомерных взаимосвязей и сокращение сроков движения в рамках цикла «фундаментальные исследования — прикладные исследования — разработки — внедрение».
В Н. можно выделить эмпирический и теоретический уровни исследования и организации знания.
|
|
Элементами эмпирического знания являются факты, получаемые с помощью наблюдений и экспериментов.
Теоретический уровень научного знания предполагает наличие особых абстрактных объектов (конструктов) и связывающих их теоретических законов, создаваемых с целью познания сущности явлений. Теоретическое объяснение может быть как качественным, так и количественным, широко использующим математический аппарат, что особенно характерно для современного этапа развития естествознания.
Формирование теоретического уровня Н. приводит к качественному изменению эмпирического уровня. Если до формирования теории эмпирический материал, послуживший её предпосылкой, получался на базе обыденного опыта и естественного языка, то с выходом на теоретический уровень он «видится» сквозь призму смысла теоретических концепций. На эмпирическом уровне познания широко используются сравнение, измерение, индукция, дедукция, анализ, синтез и др. Для теоретического уровня характерны также такие познавательные приёмы, как гипотеза, моделирование, идеализация, абстракция, обобщение, мысленный эксперимент и т.п.
Развитие научного метода долгое время было привилегией философии, которая и сейчас продолжает играть ведущую роль в разработке методологических проблем, являясь общей методологией Н. Важную методологическую роль играют в современной Н. такие её отрасли, как математика и кибернетика, а также специально разрабатываемые методологические подходы (например, системный подход).
|
|
В результате структура отношений между Н. и её методологией весьма усложнилась, а разработка методологических проблем занимает всё более важное место в системе современных исследований.
Научное и вненаучное знание.
Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.
По предмету и методу познания можно выделить науки о природе — естествознание; обществе — обществознание (гуманитарные, социальные науки); познании и мышлении — логика, гносеология, диалектика. Отдельную группу составляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика.
Ккритерии научности:
Анализируя особенности научного познания, прежде всего обратимся к основным критериям выделения науки:
|
|
- экспериментальное обоснование научного знания (демаркация с обыденным опытом);
- теоретическая форма представления научного знания с логико-математическим и теоретико-экспериментальным обоснованием (демаркация с религиозно-мистической и мифопоэтической формой);
- наличие специального (математического) понятийного языка (демаркация со значениями и смыслами обыденного языка).
И. Д. Рожанский выделяет четыре основных признака любой науки, а для античности - это и признаки ее отличия от ненауки предшествующей истории:
5. Наука - как род деятельности по приобретению новых знаний. Для осуществления такой деятельности необходимы определенные условия: специальная категория людей; средства для ее осуществления и достаточно развитые способы фиксации знаний.
6. Самоценность науки, ее теоретичность, стремление к знанию ради самого знания.
7. Рациональный характер науки, что, прежде всего, выражается в доказательности ее положений и наличии специальных методов приобретения и проверки знаний.
8. Систематичность (системность) научных знаний, как по предметному полю, так и по фазам: от гипотезы до обоснованной теории. Можно, в целом, согласиться с предложенным анализом.
Важной и по сей день во многом дискуссионной и сложной проблемой для разных философских направлений остается проблема классификации (типологии) форм знания. Типологизация знания может быть проведена по самым различным основаниям (критериям). Часто многообразие форм знания связывают с существованием различных форм общественного сознания - религиозного, художественного, философского, политического и т.п. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. Выделяют, например, знания рациональные и эмоциональные, обыденные и научные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, философские и частнонаучные, естественно-научные и гуманитарные и т.п.
Одной из возможных форм типологии знания является типология На основе различных форм деятельности человека: игровое, практиче-ское, духовно-практическое, теоретизированное знание. Часто проводят классификацию форм знания в его соотношении с научным знанием: донаучное, паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное, псевдонаучное.
Рассмотрим основные особенности наиболее распространенных типов знания, не связывая себя определенной их классификацией.
Обыденное знание - это стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и на самих себя, которые являются основанием для их практической деятельности и поведения. Это знание, не получившее строгого концептуального, системно-логического оформления, не требующее для своего усвоения и передачи специального обучения и являющееся общим непрофессиональным достоянием всех членов сообщества.
Повседневное знание:
- основано на жизненном опыте и здравом смысле;
- не предполагает постановку каких-либо познавательных задач, которые бы шли дальше потребностей повседневной практики;
- обусловлено различными производственными и политическими практиками, в которых участвует субъект;
- осознано не в полном объеме и, как правило, не формализуемо;
- обусловлено социальной, профессиональной, национальной, возрастной особенностями носителя;
- нагружено нравственными и эстетическими нормами и идеалами, религиозными верованиями, которые существуют в данной культуре;
- результаты выражаются и закрепляются в производственном опыте и определенных рецептурных правилах, системе интеллектуальных навыков;
- - его трансляция предполагает личное общение.
Мифологическое знание- это особый вид знания, в рамках которого человек стремится создать целостную картину мира, опираясь на совокупность эмпирических сведений, верований, различных форм образного освоения мира. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, условиях их бытия, формах общения и т.д. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом проявляется мировоззренческая сущность мифа.
Одной из древних форм знания, генетически связанной с мифологией, является религиозное знание. Для него характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное. Оно основано на религиозной вере, которая предполагает авторитет догматов и традиций. Источник религиозного познания - откровение как способ постижения мира. Мировоззренческие вопросы о происхождении мира, человека, социального устройства, - решаются в религии с позиций зависимости людей от высших сил.
Но все же наука и религия отличаются друг от друга:
1. Наука наднациональна, космополитична.
2. Наука единственна, религия множественна.
3. Научное знание именно в силу своего объективного характера носит и надличностный характер. Религиозное знание всегда имеет личностную форму - это заветы предков, тексты пророков, знания, открытые »>о| оизбранным личностям высшей силой и т.д.
4. Наука натуралистична. Она не может вводить никаких сверхъестественных факторов. Наука принципиально арелигиозна. В этом смысле наука материалистична. Она и стремится к пониманию природы без всяких посторонних прибавлений.
5. Наука критична по самой своей сути. Основным инструментом науки является критика.
6. Религия и наука противостоят по вопросу об источнике знания. Источником научного знания являются опыт и разум, источником религиозного знания - откровение.
7. С предшествующим признаком тесно связан открытый характер научных текстов и закрытый характер религиозных текстов.
Уже в рамках мифологии зарождается художественно-образная форма знания.
Художественное познание представляет собой отражение мира человека в разных видах искусства - архитектуре, скульптуре, живописи, музыке, танце, литературе, театре, кино, прикладном искусстве. Отличие художественно-образного мышления от логического (научного познания) заключается в том, что в нем мысль выражена через чувства, идеи проявляются в эмоционально насыщенных образах. Взаимоотношение искусства и науки можно рассматривать как отношения взаимной дополнительности.
Наряду с рассмотренными выше формами вненаучного знания в современной литературе выделяются и такие его формы:
- паранаучное - включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение ко-м»рых не я нляется убедительным с точки зрения критериев научности;
- лженаучное - это ошибочное знание, они не могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью.
- квазинаучное знание опирается на методы насилия и принуждения. В истории нашей страны периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина, шельмование генетики, кибернетики и т.п.;
- антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представ-№11 ис о действительности. Особый интерес и тяга к антинауке возникают в периоды социальной нестабильности.;
- псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную ак-гишюсть, спекулирующую на совокупности популярных теорий.
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 2004; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!